<<
>>

§ 12. Харизматическая власть

Управление страной или группой людей на основе выдающих-; ся личных качеств называется харизматическим. Рузвельта и Робеспьера, Ганди и Мао, Шарля Де Голля и Валери Жискар д'Эс- тена или же Леона Блюма с Марше или Миттераном объединяет: одно — их можно отнести к харизматическим лидерам.

Харизма (греч.

кИатта — божественная милость, дар от кНат — прелесть, удовольствие) — исключительная одаренность; харизматический лидер — человек, наделенный в глазах его последователей авторитетом; харизма основана на исключительных качествах его личности — мудрости, героизме, «святости».

В традиционном смысле харизмой может обладать лишь духовное лицо. Харизма дает право на откровение и благодать, которая облегчает страдания; позволяет утешить измученную душу верующего; дает живое слово, трогающее сердца; наконец, наделяет внутренней гармонией учителя и его учеников. В наше время, по мысли немецкого социолога Макса Вебера, эта благодать присуща вождям, которые очаровывают массы и становятся объектами их обожания.

Черчилль обладал ею так же, как и Мао Цзе-Дун, Сталин, де Голль, Тито. Она свойственна и папе Иоанну Павлу II, влияние которого на миллионы верующих, ждущих и слушающих его с восхищением, поражает наблюдателей. По мнению Макса Вебера, введшего в научный оборот данное понятие, этот тип власти особым образом отличен от экономической. Он представляет собой там, где он появляется, «призвание свыше», в высоком смысле слова, как миссию или внутреннюю «работу».

Воздействие харизматического лидера на массы не зависит ни от богатства, ни от уровня образования, ни от возраста и национальности. Харизма представляет собой высшую степень неформального авторитета. «Голова», «свой парень», «борец за справедливость», «святоша» (честный человек) обладают свойствами, которых нет у среднего человека.

Но их недостаточно, чтобы стать харизматическим лидером. Нужны не просто выделяющиеся, выдающиеся качества, нужны такие исключительные свойства, которые позволяют этого человека считать великим или гениальным. Такие люди не просто авторитетны, они — непререкаемые авторитеты для общества. Эйнштейн и Ньютон относились к их числу. Можно говорить о том, что в научной среде они являлись харизматическими лидерами.

Аятолла Хомейни — религиозный лидер современного Ирана, считался харизматическим правителем целой страны. Некоторые короли и средневековые императоры также относились к этому типу руководителей. Ленин, хотя и был атеистом, тоже являлся харизматическим правителем, поскольку подчиненные считали, что он наделен особыми качествами, каких нет у простых смертных. Макс Вебер подчеркивал следующий важный момент: «В своей истинной форме харизматическая власть является крайне необычным свойством и представляет собой чисто личное социальное отношение, связанное с харизматической ценностью личных качеств и их подтверждением».

Считается, что харизматический вождь обладает особыми качествами, выходящими за пределы обычного. Но отношения, которые устанавливают с ним, это отношения личного порядка, отношения субъективные и, разумеется, основанные на иллюзии взаимности. Они позволяют каждому индивиду в толпе считать, что он находится в непосредственном контакте с человеком, которым он восхищается. Чтобы убедиться в этом, ему достаточно однажды увидеть его, приблизиться, дотронуться до него, может быть, где-нибудь на поле сражения или когда тот общается с народом. И человек возвращается, говоря: «Я Его видел, я до Него дотронулся» .

Как всякая первичная иррациональная власть, харизма одновременно и благодать, и стигмат. Она придает ее обладателю знак чрезвычайной значимости и отметину исключительности, неистовой силы. Она вызывает аналогии с необычайной способностью африканских вождей к излучению особой энергии и с «триумфальным талисманом» царей Гомера, который, как предполагалось, придавал им абсолютную магическую силу.

Харизматическое господство основывается на преданности ловеку, наделенному некой высшей мистической силой.

Стал Ленин, Хомейни, Ганди — примеры харизматических лидеров. " сомненно, харизма основывается в большей степени на веро ниях массы, нежели на личных талантах человека. Поэтому хар матическая власть появляется особенно часто в перио революционных перемен, когда новая власть не может опере " на авторитет традиции или авторитет закона. Ведь только что о сама и под ее руководством народ свергли законную власть, новых традиций еще не создали. Поэтому приходится прибегать возвеличиванию личности вождя, авторитет которого освящает н вые институты власти. Это явление называют культом личности.

Культ личности (от лат. сиНив — почитание) — чрезмерн возвеличение личности правителя, вождя, базирующееся почт на религиозном поклонении. Часто культ личности получал фор ма/гьное выражение в сакрализации власти. Фараона или подданные воспринимали как наместника Бога на Земле.

В обществах, где правят харизматические лидеры, им принят дарить подарки и оказывать знаки особого уважения. В СССР даж были музеи, где выставлялись подарки, которые преподносилис советским правителям за десятки лет существования советской власти. Более того, при харизматическом господстве формируется особый тип подчинения, которое заключается в самопожертвова-; нии личности. Подчиненное существо не ждет ни награды, ни;; оплаты. Притязания вождя распространяются на возможность располагать личностью, на ее отказ, тем самым, от собственной воли в пользу воли другого, что делает из лидера настоящего властелина. Люди готовы отдаться волне энтузиазма, восхищения, ярости. Они склонны одним ударом решать проблемы'.

Харизматические лидеры отличаются по крайней мере двумя социологически важными признаками: во-первых, часто это выходцы с периферии, которая всегда рождает людей с сильно выраженной достижительной мотивацией; во-вторых, они приходят к власти не в ходе избирательной кампании (на которую у них никогда нет денег) и не через институт наследования (выходцы с окраин редко когда бывают наследными принцами), а путем узурпации власти или в результате стечения благоприятных обстоятельств.

Это узурпаторы с отклонениями в поведении, иностранцы или граждане, приехавшие с периферии — Наполеон с Корсики, Гитлер из Австрии, Сталин из Грузии. Часто эта узурпация власти сопровождается цареубийством — Робеспьер, Кромвель, Ленин, великие деятели Сопротивления, де Голль или Тито, принуждающие законного властелина уйти в изгнание, отправля- юшие его на гильотину, в тюрьму. Так или иначе они кладут конец власти старых лидеров.

По Веберу, харизма, в самом прямом смысле слова, — это власть пророка, может быть, некоторых героических воинов. Пророки создают новые правила для общества. Пророки это те, кто смог повести народы и дать им новую веру, новую идеологию. Их почитают и им подчиняются, признавая их исключительные заслуги. Гегель именовал их историческими личностями. Действительно, харизматические лидеры часто относятся к тем, кто сделал человеческую историю. Такими были Александр Македонский, Цезарь, Наполеон.

Видный американский социолог и политолог С. Московичи не видит большой разницы между двумя понятиями — харизмой и авторитетом. Разве что у харизмы больше выражена пророческая сторона, а у авторитета — эмоциональная. Теория авторитета предшествовала, даже инициировала теорию харизмы. Во всяком случае, появившись приблизительно в одно время, они попытались решить одну политическую проблему: проблему государства и демократии в массовом обществе .

Харизматический лидер — любимец толпы. Это подметил еще творец психологии толпы Лебон: «тип героя, которого любят толпы, всегда будет типом Цезаря. Его блеск соблазняет их, его авторитет им импонирует, а его меч внушает страх». Она существовала и в архаическом, и в современном обществе. В современном даже, быть может, больше. Не случайно XX век называют веком толп. Но если актуальна толпа, то актуален и харизматический лидер. Следовательно, он представляет собой не отголосок старины, а, возможно, зов из будущего.

Тем не менее большинство ученых продолжает считать, что в настоящее время харизматический вождь появляется только в узкие исторические периоды кризисов, когда царят стихийная вера и безграничное отчаяние. И что распространение демократии и особенно массовых партий, имеющих очень близкую связь с экономической жизнью, влечет за собой исчезновение харизматиков.

Наиболее распространено метафорическое (мистическое) понимание харизмы (Г.Лебон называл ее «обаяние») как способности обладать магической, иррациональной властью над людьми, особенно в результате непосредственного (визуального, звукового) контакта. Более операционально харизму можно описать как способность (свойство) субъекта полноценно исполнять те лидерские роли (быть воплощением тех лидерских амплуа), которые являются наиболее актуальными для конкретной социальной ситуации.

Американский психолог Д. Винтер разработал методику изм рения мотива власти у харизматических лидеров (в смысле Мак Вебера). Он показывал испытуемым телефильм о произнесенн.* Джоном Кеннеди речи при вступлении на пост президента в 1961 (Исследование проводилось в США через два года после его убий ства, когда тот был признан, особенно молодым поколением национальным героем.) Выяснилось, что харизматический лиде сильно воздействует на аудиторию.

<< | >>
Источник: Кравченко А. И.. Политология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия»,2001. — 336 с.. 2001

Еще по теме § 12. Харизматическая власть:

  1. Харизматическое господство.
  2. 6. Вече и князь в древнерусском государстве – высшие органы власти. Система государственных органов власти
  3. Власть бюрократии: вне контроля? Источники власти бюрократии
  4. Власть и собственность: феномен власти‑собственности
  5. Комбинация типов власти.
  6. Власть и политика
  7. Легитимация власти
  8. 5.2. Легитимность политической власти
  9. § 11. Классификация легитимной власти
  10. Власть эксперта
  11. § 13. Традиционная и легальная власть