Экспансионистский национализм
Третья форма национализма носит агрессивный, воинственный и экспансионистский характер. Во многих отношениях она напрямую противостоит либеральному национализму с его верой в равноправие и самоопределение наций.
Впервые свою агрессивную сущность национализм этого типа продемонстрировал в конце XIX в., когда европейские державы во имя национальной славы и в стремлении обеспечить себе более теплое «место под солнцем» учинили колоссальную «драку за Африку». От колониальной политики предшествующего периода европейский империализм XIX в. отличался тем, что в нем впервые проявился массовый национализм общества (так называемый народный национализм), в глазах которого обретение империи становилось первостепенным вопросом национального пре-стажа, почему каждая колониальная победа ^ к понятийному аппарату
и сопровождалась вспышками народного энтузиазма, или джингоизма (jingoism). Обе ми- Расовая теория, расизм — эти понятия ровые войны XX В. во многом были порож- часто используются как синонимы, хотя се-
дены именно экспансионистским национа- годня чаще Употребляется последнее.
Тер- „ „ мин «расовая теория» применим к любойлизмом. Когда по завершении длительной концепции, которая в выводах политичеСко-
полосы гонки вооружений и ряда междуна- г0 или социального характера исходит из родных кризисов в августе 1914 г. началась того, что человечество делится на биологи- Первая мировая война, население в главных чески отличные друг от друга расы. В осно-
столицах Европы ликовало в предвкушении ае расовых теорий лежат два положения' „ „ „ Первое заключается в том, что на основа-
завоевании и военной славы. Вторая миро- нии особых генетИческих различий между
вая война разгорелась из-за отнюдь не чуж- людьми о человечестве можно говорить как
дых национализму программ имперской экс- о совокупности рас; второе — что из этих
пансии, выношенных Японией, Италией и глубинных генетических оснований проис-
Германией.
Но самым жестоким проявлени- текают те или иные ос°бенности культуры, „ , „ интеллекта и поведения людей, принадле-ем этой формы национализма в современной жащих к разным расам. Будучи перенесена
Европе оказалось стремление боснийских сер- на политическую почву, расовая теория ста- бов возродить «Великую Сербию». новится логическим обоснованием призы
В своей наиболее радикальной форме на- вов к Расовой сегрегации (апартеиду) и док-
ционализм этою толка вдет от психолоши рев- трин 0 превосходстве <<по кр°Г однихлю"
^ * деи над другими (например, идеология
ностного, подчас истеричного, националиста- арийства и антисемитизм). Что касается ра-
ческого энтузиазма, о котором иногда гово- сизма, то этот термин обычно употребляет-
рят как о «всеобъемлющем, тотальном нацио- ся в более узком значении и означает край-
нализме». Сам термин принадлежит француз- не негативное отношение — вплоть до не-
ттт .. , нависти — к людям иной расы, независимо
скому националисту Шарлю Морра (Charles от того имеет ли эта Bp^e6H0CTb отно.
шение к расовой теории или нет.
Maurra, 1868—1952), лидеру правого крыла «Аксьон Франсез» . Морра исповедьшал идею абсолютной первичности и величия нации,
близкой к формуле «нация — все, человек — ничто». Существование нации у него наделялось столь высоким смыслом, что человек в этой картине приобретал какое-то значение лишь тогда, когда всего себя отдавал на службу общенациональному делу. Особую привлекательность этот фанатичный патриотизм имел для всякого рода маргинальных слоев общества — этих всеми отвергнутых, одиноких и беспомощных людей, для которых идея национального величия оставалась, похоже, вообще последней возможностью вернуть себе хоть какое-то чувство гордости и самоуважения. Такие идеологии, нужно заметить, совершенно разрывают все и всякие связи между национализмом и демократией. «Народ» для них есть замкнутое этническое целое, внутреннее связанное почти первобытными отношениями взаимного служения, но отнюдь не политическими связями: «националь-ному единству» в этом случае противопоказаны джингоизм - психология крайнего эн- свобода мнений и открытая конкуренция за власть, тузиазма по случаю войны, военных по- здесь требуются дисциплина и добровольное под- бед и завоеваний, чинение лидеру.
Морра поэтому и изображал де-Ц; ¦ К понятийному аппарату мократию как источник слабости и коррупции
в обществе, призывая к восстановлению абсо- Колониализм есть теория и/или практика лютной монархии.
установления контроля над чужой террито- Воинственная и агрессивная форма на-
рией, тем самым превращаемой в «коло- ЦИОнализма неизменно ассоциируется с понию». Колониализм, таким образом, пред- ттт / ставляет собой особую форму империализ- нятием шовинизма. Шовинизм (своим про- ма . Основными признаками «колонизован- исхождением слово обязано Николя Шовэну ности» являются поселения, где живут вы- (Nicolas Chauvin), французскому солдату, про- ходцы из метрополии, и экономическое под- славившемуся фанатичной преданностью На- чинение этой метрополии, характерное для полеону и делу франции) являет собой со- земель Африки и Юго-Восточной Азии колониальное правление осуществлялось вы- вершенно иррациональную веру в превосход- ходцами из метрополии, отличавшимися по ство и величие своей собственной нации, этнической принадлежности от «туземного» Здесь и речи не может быть о каком бы то ни населения. Французы, например, рассмат- было равноправии наций: предполагается, что ривали колонии как часть метрополии, что и ые ая имеет сюю собствеН- предполагало наделение всех колониальных _
народов правами граждан Франции. В про- НУЮ сУДьбУ ~ °ДНИ рождены властвовать,
тивовес традиционному колониализму, нео- Другие — подчиняться. Естественно, такой на-
колониализм — это по сути дела исключи- ционализм получает свое выражение в докт-
тельно экономический Феномен, основыва- ринах этнического и расового превосходства
ющийся на экспорте капитала из более раз- „
_ „ одних народов над другими, откуда уже ру-
витои страны в менее развитую. Примером 1 ^ ' J J „
может служить так называемый «империа- кой подать до откровенного расизма. Свою лизм доллара», практикуемый США в стра- собственную нацию шовинист считает един- нах Латинской Америки.
ственной и неповторимой — «избранным на родом». Так, первые немецкие националисты — Фихте и Ян — истинным Volk (органическим народом) полагали только немцев, которым-де одним только и удалось сохранить чистоту крови и языка; для Морра таким народом, воплощением всех христианских и классических добродетелей, были французы.Без чего национализм этого толка никогда не обходился, так это без образа внешнего врага. Перед лицом внешней угрозы нация объединяет свои ряды, особо остро осознает свое единство — и достигает, так сказать, «негативной интеграции». У шовинистического национализма оппозиция «мы — они» достигает своего логического предела. «Мы» здесь, собственно говоря, и рождается-то только тогда, когда уже есть «они» — те, кого нужно презирать и ненавидеть. Мир четко делится по одному принципу (как правило, расовому) — вот «свои», вот «чужие», причем «чужие» являются причиной всех и всяческих бед и невзгод, выпадающих на долю «своих». Нагляднее всего это проявилось в яром антисемитизме, ставшем основой немецкого нацизма. В своей Mein Kampf (1925) Гитлер и представил историю совер-шенно по-манихейски — как битву между арийцами и евреями, олицетворяющими силы света и тьмы, добра и зла.
Еще одним лейтмотивом экспансионистского национализма является идея на-ционального возрождения или обновления. Обычно в ход идут мифы о былом величии и славе нации. Так, итальянские фашисты во главе с Муссолини вспоминали о днях императорского Рима, немецкие нацисты, называя свой режим «третьим рейхом», вели отсчет от «первого рейха» Священной Римской империи Карла Великого и «второго рейха» Бисмарка. Обращаясь к мифологии, национализм здесь
предстает эдаким двуликим существом, которое ностальгически смотрит в прошлое и оптимистически в будущее. Важно еще вот что: как только национализм этого толка берет в свои руки знамя возрождения былого величия и славы, он немедленно приобретает милитаристский и экспансионистский характер, — война становится испытанием нации на прочность. Тотальный национализм никак не может обойтись без имперских поползновений — стремления к завоеваниям или поиска колоний, — это паннационализм (pan-nationalism), пожирающий все и вся. Нацистская Германия и в этом отношении является самым ярким примером. В работах Гитлера была намечена трехступенчатая программа экспансии: (1) создать «Великую Германию», переселив этнических немцев в Австрию, Чехословакию и Польшу — на земли, отходящие к рейху; (2) еще дальше расширить Lebensraum (жизненное пространство), перенося границы империи в глубь России; (3) утвердить всемирное господство арийцев.
Еще по теме Экспансионистский национализм:
- Консервативный национализм
- Разновидности национализма
- Антиколониальный национализм
- Либеральный национализм
- НАЦИОНАЛИЗМ. ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ. ЯЗЫК
- НАЦИОНАЛИЗМ
- Глава 6Нации и национализм
- Социализм и национализм на Востоке
- Глава 15 Социализм и национализм на Востоке
- Национализм и коммунизм, 1948-1956
- 1. Алжир в борьбе за независимость. Национализм и исламизм.
- ^ Национализм —это детская болезнь человечества, что-то вроде кори.Альберт Эйнштейн.
- Выводы