<<
>>

Авторитарные режимы

Авторитарным будем называть любой политический режим, в число базовых (положенных в основу классификации) характерис тик которого входят понятия «закрытый» или «исключающий». Нетрудно заметить, что таковы пять из шести выделенных катего- рий.

И действительно, авторитаризм — феномен, гораздо шире пред ставленный в истории человечества, чем демократия. И хотя сегод ня общество переживает подъем «демократической волны», пробле ма авторитаризма не утратила ни практической актуальности, ибо около половины населения планеты и по сей день живет в условиях авторитарных режимов, ни теоретического значения.

Традиционный режим: закрытый, с монолитной элитой,

исклю чающий

Через традиционные режимы прошли все страны мира, и не при ходится удивляться, что они были очень разнообразны. Известный исследователь политических систем прошлого С. Эйзенштадт выде ляет следующие основные их виды: родовые империи, империи ко чевников или завоевателей, города-государства, феодальные систе мы и централизованные бюрократические империи.

Хронологически эта классификация охватывает государства, существовавшие с глу бокой древности до наших дней. К числу традиционных режимов, сохраняющихся в современном мире, можно отнести Саудовскую Аравию, большинство княжеств Персидского залива, Бутан, Бру ней, Свазиленд.

Несмотря на ошеломляющее разнообразие, традиционные ре жимы не лишены и общих черт. С точки зрения теорий модерниза ции (из которых, собственно говоря, и исходит большинство разра батывающих данную тематику специалистов), это режимы, существующие в традиционных обществах. Их закрытый характер проявляется в том, что власть чаще всего передается по наследству, а иногда приобретается силой. Экономическая (землевладельческая, реже — торговая) элита совпадает с властвующей, что позволяет некоторым исследователям говорить о существовании в таких об ществах единого феномена «власти-собственности».

Специализиро ванная бюрократия либо отсутствует, либо сама представляет со бой экономически привилегированный класс населения. Профессия однозначно определяет социальный статус и доступ его носителя к процессу принятия решений. Источником легитимности режима слу жит религиозная санкция, приписывающая существующему поряд ку «богоданный» характер. А значит, вопрос о реформах не только не обсуждается, но и редко формулируется.

Участие крестьянства, обычно составляющего основную массу населения, в политике сводится к вспыхивающим время от времени восстаниям и религиозным смутам. Иногда враждующие между со бой представители элиты использовали крестьян для укрепления собственных позиций, но с окончательной победой одной из груп пировок временные союзники неизменно возвращались «к сохе».

Как показал опыт императорского Китая (до 1911 г.), традици онный режим чрезвычайно долго может просуществовать без вся ких изменений. Стабильность не могли поколебать ни завоевания (захватчики быстро ассимилировались), ни многочисленные восста ния и гражданские войны: они либо подавлялись, либо — в случае победы повстанцев — считалось, что произошла обыкновенная сме на правителя. «Мятеж не может кончиться удачей: в противном слу чае его зовут иначе». Однако столкнувшись в прошлом веке с за падным проникновением, императорский Китай не устоял.

Эта история может послужить хорошим уроком правителям тех немногих традиционных режимов, которые еще существуют в совре менном мире. Их власть остается неприкосновенной, поскольку страна изолирована от внешнего мира. Внешние влияния слишком легко де стабилизируют систему. Об этом свидетельствует, скажем, недавняя история Кувейта, правители которого пошли на введение некоторых элементов либеральной демократии лишь после иракского вторже ния. В других случаях, однако, неспособность к самоизменению обо рачивалась фатальным дефицитом средств самосохранения.

Соревновательная олигархия: открытый, исключающий режим

Одно из важнейших следствий процесса модернизации — появ ление нового, экономически привилегированного класса, в момент своего зарождения в Западной Европе получившего название «го рожан» (буржуазии), а ныне чаще именуемого «средним классом».

Ранее монолитная элита стала дифференцированной. Землевладель-ческая аристократия, составлявшая базу традиционных режимов, при всем желании не могла проигнорировать этот крупный соци альный сдвиг. Один из вариантов назревшего передела власти и положил начало системе, которую в литературе часто называют «ста-бильной ограниченной демократией». Думается, однако, что тер мин «демократия» здесь не вполне уместен. Примером соревновательной олигархии являлась политическая система Англии с 1688 до 1832 г., когда велась открытая и вполне законная борьба за власть между крупными коалициями имущих слоев города и деревни. В то же время электорат (избирательный корпус) был крайне немногочисленным ввиду существования раз-нообразных цензов и к тому же коррумпированным: голоса избира телей широко покупались и продавались. Основная масса населе ния была совершенно отстранена от политики и лишь иногда давала о себе знать вспышками недовольства. Как заметил один политик времен Ганноверской династии, это была «олигархия, ограничен ная бунтом».

В большинстве латиноамериканских стран соревновательная олигархия дожила до XX в., а в некоторых — до наших дней. Фасад режима носит демократический характер (в частности, отсутствуют предусмотренные законом ограничения на избирательное право), в действительности же коалиции крупных землевладельцев и комп радоров идут на выборы, заранее уверенные в преданности аренда торов и рабочих. До абсурда эта система была доведена в Колум бии, главные партии которой — консерваторы и либералы — заключили между собой в 1957 г. договор, согласно которому пре зидентский пост и министерские кресла доставались им по очереди. Официальная цель этой сделки состояла в прекращении гражданс кой войны, фактически же ее результатом стало полное исключение большинства населения из политического процесса. И хотя консер ваторы больше не воевали с либералами, эстафету «герильи» под хватили левые революционные организации.

Соревновательная олигархия может существовать лишь на пас сивной социальной базе, когда политический режим представляет собой проекцию конкурирующих между собой экономических элит.

По мере изменения социальной структуры становятся неизбежны ми дальнейшие политические сдвиги. В Великобритании и ряде дру гих западноевропейских стран (Дании, Швеции, Бельгии) постепен ное распространение избирательного права на экономически непривилегированные слои населения сочеталось с сокращением влияния монарха на процесс принятия решений. Так утвердилась либеральная демократия. В Латинской Америке путь к ней оказал ся более извилистым: когда конфликты внутри элиты становились слишком острыми или массы под руководством сторонников реформ

поднимались на борьбу за свои права, власть обычно захватывали военные. Лишь убедившись в собственном бессилии, они соглаша-лись на проведение демократических выборов (именно так обстоя ли дела в Бразилии).

Авторитарно-бюрократический режим: закрытый, с дифферен цированной элитой, исключающий

Далеко не везде имущим слоям города и деревни удавалось до-говориться о переделе власти так легко и относительно бесконфлик тно, как в Великобритании. Чаще борьба между ними приобретала весьма острые формы и, вовлекая в себя массы, начинала угрожать существующему порядку отношений собственности. Осознавая эту опасность, специализированные государственные аппараты (такие, как бюрократия и вооруженные силы) могли обособиться от эконо мически привилегированных классов и поставить во главе государ ства диктатора, претендующего на власть от имени «всего народа». Фактически же, суть такого режима — лавирование между различ ными фракциями экономической элиты и другими социальными силами.

Термин «бюрократический авторитаризм» использовался Г. О'Доннеллом и некоторыми другими учеными для отображения военных режимов, существовавших в Латинской Америке в 70-х го дах. Думается, однако, что он может быть отнесен к более широкому кругу политических явлений. Один из ранних экспериментов тако го рода, проделанный в середине прошлого века французским им ператором Наполеоном III (Луи) Бонапартом, получил классичес кое описание в работе Карла Маркса «Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта». Основную опору власти Наполеона III составляли во оруженные силы и непомерно разросшийся бюрократический аппа рат, проникший буквально во все поры общества. В то же время бонапартистское правительство широко прибегало к социальной демагогии. Обе эти черты были унаследованы более поздними ав торитарно-бюрократическими режимами. Среди европейских стран дольше всего такой режим просуществовал в Португалии (1926-1974). Однако особо широкое распространение в XX в. режимы данного типа приобрели в странах «третьего мира», где они существовали в двух основных формах: военного и популистского режимов. Военный режим — это форма авторитарного правления, где власть либо прямо принадлежит военным, либо они выступают как главная опора формально гражданской администрации. В слабо развитых странах (особенно в Африке) военные нередко бывают единственным слоем, способным удерживать и использовать власть. Тогда военный режим оказывается не менее, но и не более репрес сивным, чем любой возможный гражданский. Там, где уровень со циально-экономического развития несколько выше, военный пере ворот обычно сталкивается с сопротивлением. Это ведет к репрессиям и насилию. Чаще всего военный режим приобретает ха рактер личной диктатуры (Мобуту в Заире, Амин в Уганде, Пино чет в Чили), хотя иногда встречается коллективное руководство (Аргентина во второй половине 70-х-начале 80-х гг.).

Известный исследователь военных режимов Эрик Нордлингер выделяет следующие их разновидности: регулирующие, корректи рующие и программные. Консервативные по своей ориентации, ре гулирующие режимы долго играли заметную роль в Латинской Америке. Когда температура политической жизни страны доходи ла до точки кипения, военные временно брали власть в свои руки, ссылаясь при этом на традиционное представление об армии как о хранительнице государственного очага. В данном случае военные выступали в роли конституционного арбитра, разводящего по раз ные стороны ринга повздоривших политиков.

В последние десятилетия гораздо чаще встречались корректиру ющие режимы. Военные заявляют, что их приход к власти объясня ется необходимостью покончить с социальным злом в виде хрони ческой инфляции, бессмысленного растранжиривания ресурсов, коррупции и т. д. Предлагаемые ими «лекарства» для больного об щества известны: строгая дисциплина, ограничения на нормальную политическую деятельность и подавление гражданских прав. К со жалению, чаще всего «военная терапия» не приводит к выздоровле нию, ибо новые правители наследуют все пороки старых. Так, ре жим Говона в Нигерии, провозглашавший своей главной целью борьбу с коррупцией, в конце концов превратился в один из самых коррумпированных в мире.

Иногда военные захватывают власть, чтобы реализовать дол госрочную программу развития или национальной реконструкции. Однако и эти программные режимы редко добиваются успеха в до-

стижении своих целей. Более тридцати лет прошло со времен уста новления власти военных в Бирме (ныне Мьянма), и теперь ясно, что провозглашенный ими «бирманский путь к социализму» в дей-ствительности вел к пропасти. Эта страна, когда-то экспортировав шая рис, в настоящее время вынуждена ввозить большую часть сво его скудного рациона.

Почему же военные режимы редко бывают эффективными? Отчасти это связано с недостатками, свойственными всем автори тарно-бюрократическим режимам. Оказавшись у власти, военные становятся просто-напросто чиновниками в погонах. Они редко со знают самостоятельное значение политики и потому отдают пред почтение административному стилю руководства, преимущества которого весьма сомнительны. Кроме того, некомпетентность во енных в делах государственного управления нередко — даже при самых благородных намерениях «солдат у власти» — делает их за ложниками гражданской бюрократии. А она не несет ответственно сти за политику своих военных коллег и в то же время, свободная от реального политического контроля, стремится максимально исполь зовать выгоды своего положения в корыстных целях. Вот почему военные режимы ведут к расцвету коррупции. Что касается их не способности провести в жизнь программы преобразований при опо ре на массы, то она легко объяснима. Во-первых, военные режимы не легитимны. Во-вторых, им очень трудно обеспечить политическую мобилизацию масс в свою поддержку. Любая попытка апеллиро вать к народу ведет к расколу военной верхушки, а значит — к контр перевороту.

И даже когда военные решают вернуться в казармы, это бывает не так-то просто сделать. Сразу встает целый ряд деликатных воп росов. Нужно ли составлять «расписание» ухода? Нужно ли прово дить выборы, и если да, то имеет ли смысл оказывать влияние на их результаты? Как блокировать узурпаторские стремления враждеб ных фракций в военной среде?

Печальный опыт последних трех десятилетий заставляет думать, что военным нечего делать в президентских дворцах. Как будто к этой мысли начинают склоняться и сами генералы и полковники. Восьмидесятые годы ознаменовались массовым переходом латино американских стран к гражданскому правлению, а сегодня эта тен денция начинает сказываться и в Африке. Популистский режим —это, как следует уже из его названия (по- латыни рори!из — народ), результат пробуждения большинства на рода к самостоятельной политической жизни. Однако он не дает массам реальных возможностей влияния на политический процесс. Им предоставляется незавидная роль «массовки», одобряющей и практически поддерживающей действия правительства, которое якобы преследует единственную цель — народное благо. Чтобы поддерживать эту иллюзию, популистские режимы широко прибе гают к социальной демагогии, для обозначения которой в совре менном политическом лексиконе и используется слово «популизм». В действительности, однако, популистские режимы чаще принима ют во внимание интересы экономически привилегированных слоев населения, а их реальную опору составляет бюрократия.

Популистские режимы основываются на одной (единственной легальной или доминирующей над остальными) партии, провозгла шающей своей главной целью национальное развитие. Используемая такими режимами фразеология носит обычно националистический характер: данная нация изображается как вовлеченная в смертель-ную схватку с враждебными силами — транснациональными корпо рациями, консерваторами, коммунистами или вообще сеющими сму ту политиками. Хотя теоретически все граждане располагают гражданскими правами, фактически это далеко не так. Существуют многообразные способы не допустить открытой борьбы за лидерство: гражданам предоставляется свобода выбора кандидатов, но не партий; или не все партии допускаются к участию в выборах; или результаты голосования просто-напросто подтасовываются.

Старейший в мире популистский режим до 80-х гг. (когда нача-лась так называемая мексистройка) существовал в Мексике, где Институционно-революционная партия (ИРП) бессменно находит ся у власти с 1921 г. Оппозиция действовала легально, но надежды оказаться в один прекрасный день у власти у нее было мало: соглас но закону о выборах, партия, заручившаяся поддержкой относитель ного большинства избирателей, получала подавляющее большин ство мест в Конгрессе. А относительное большинство голосов ИРП получала всегда, ибо за семьдесят лет срослась с государственным аппаратом и, что не менее важно, пронизывала своей организаци онной структурой все общество. В частности, нужные для ИРП ито ги выборов на селе обеспечивали богатые землевладельцы, контро-

пировавшие голосование бедных крестьян и арендаторов. Некогда радикальная, со временем ИРП перешла на довольно умеренные позиции: она уже давно не борется ни с церковью, ни с капитализ мом. Надо признать, что Мексике под властью ИРП не удалось из бежать бед, типичных для авторитарно-бюрократических режимов: острого неравенства, коррупции и репрессивных тенденций, а так же застоя в экономике. «Мексистройка» во многом способствовала демократизации страны. Однако, как свидетельствует недавнее кре стьянское восстание на юге Мексики, десятилетия авторитарно-бю рократической власти не проходят бесследно.

Достаточно характерным для популистских режимов является культ личностей «вождей-основателей», таких как Кениата в Кении, Ньерере в Танзании, Каунда в Замбии. Когда вождь умирает, его харизму (этот введенный М. Вебером термин используется в поли тологии для отображения исключительных, сверхчеловеческих ка-честв, приписываемых носителю политической власти) бывает труд но перенести на партию или другие институты власти, и это одна из главных трудностей режима. Другой серьезный вызов исходит от военных. Мексика избежала этой угрозы только потому, что воен ная элита страны с 1921 г. была политизированной и тесно связан ной с политическим руководством. Однако в странах Африки мно гие популистские режимы были вынуждены сосуществовать с профессиональными армиями, основы которых закладывались еще колонизаторами. Часто такое сосуществование кончалось плохо для гражданских политиков. Режим Кваме Нкрумы в Гане считался ис ключительно устойчивым. Накануне отъезда президента с друже ственным визитом в Пекин по улицам Аккры прошла демонстра ция под лозунгом «Нкрума — наш мессия». Возвращение не состоялось: через пару дней у власти стояли полковники, и вновь вышедшие на улицу демонстранты несли те же самые плакаты, но с втравкой «не» перед словом «мессия».

Популистские режимы прибегают к разным мерам для нейтра лизации опасности со стороны военных: подкупу (предоставляя во енным чрезвычайно высокие оклады, привилегии и т. д.); политиза ции армии (путем создания политорганов); созданию параллельных вооруженных сил в виде народного ополчения или специальных частей, подчиненных непосредственно «вождю». Но ни одна из этих мер не гарантирует выживание режима. Эгалитарно-авторитарный режим: закрытый, с монолитной эли той, включающий

Французское слово е%аП(й означает «равенство», и производный от него термин эгалитаризм издавна применяется для характерис тики идеологий, стремящихся к преодолению экономического не равенства. Наиболее влиятельной из них уже в XIX в. стал комму низм (в формулировке, предложенной выдающимися немецкими учеными и несколько менее удачливыми политиками Карлом Мар ксом и Фридрихом Энгельсом), в 1917 г. достигший положения офи циальной идеологии в Советской России, а затем и в ряде других стран. Вот почему режимы данного типа часто называют коммуни-стическими или коммунистическими партийными. В действительно сти, однако, ни приверженность политического руководства опре деленной идеологии, ни факт нахождения коммунистической партии у власти еще не создают конфигурации институтов и норм, опреде ляющей специфику режима: о своей «верности идеям марксизма-ле нинизма» заявляли (не без оснований рассчитывая на советскую помощь) многие лидеры авторитарно-бюрократических режимов «третьего мира», а Республика Сан-Марино, где коммунисты в те чение многих лет являлись ведущей силой правящих коалиций, ос тавалась либеральной демократией. Предложенный Ж. Блонделем термин «эгалитарно-авторитарный режим», может быть, тоже не слишком удачен, но он по крайней мере позволяет нам сосредото читься на более существенных характеристиках.

Как и популистский, эгалитарно-авторитарный режим возникает в условиях политического пробуждения масс. Однако если первый, действуя от имени народа, фактически заставляет его смириться с положением вещей, то второй, опираясь на активность масс, на самом деле коренным образом его меняет. Важнейший признак эга литарно-авторитарного режима — ломка отношений собственнос ти, нередко приводящая к полному устранению землевладельческой и частнопредпринимательской элит. Экономическая жизнь ставится под контроль государства, а это значит, что властвующая элита ста новится также и экономически привилегированным классом. В ка-ком-то смысле, стало быть, эгалитарно-авторитарный режим вос производит феномен «власти-собственности». Монолитность элиты проявляется и в сглаживании различия между административной и

политической элитами. Чиновник в условиях эгалитарно-авторитар ного режима не может, даже с сугубо теоретической точки зрения, находиться вне политики. Организационные рамки, позволяющие монолитной элите («номенклатуре») осуществлять контроль над обществом, обеспечивает партия. Ее руководящая роль закрепляется институционально или даже конституционно, как это имело место в СССР после 1977 г. Отсюда вытекает закрытый характер режима.

Политическая активность масс представляет собой важнейшую предпосылку для возникновения эгалитарно-авторитарного режи ма, ибо иначе он не смог бы сломить сопротивление «старых» эко номических элит. Однако и в дальнейшем сохраняются возможнос ти для участия масс в политике. Выделяя эту характеристику эгалитарно-авторитарного режима, политическая наука исходит из таких очевидных фактов, как высокая степень политизации всей общественной жизни, периодические интенсивные политико-пропа гандистские кампании, предоставление гражданам возможности избирать и быть избранными на различные должности. Сама ком мунистическая партия может рассматриваться как важный механизм включения в политическую жизнь. Большинство таких режимов располагало также массовыми организациями типа народных фрон тов, и по сей день существующих в КНР, КНДР, Вьетнаме и Лаосе, или комитетов защиты революции (Куба). Во многих странах до пускалась и даже поощрялась деятельность «демократических партий», признававших руководящую роль коммунистов. Важно, однако, подчеркнуть, что участие в условиях эгалитарно-авторитар ного режима является регулируемым (иногда употребляется ясный в этимологическом отношении термин «дирижизм»). Средством по литической мобилизации масс была коммунистическая идеология, которая уже в 60-х гг. распалась на несколько локальных разновид ностей, отражавших культурные особенности отдельных стран (мао- цзедунидеи в Китае, «идеи чучхе» в Северной Корее).

В 50-начале 60-х гг. для анализа эгалитарно-авторитарных ре жимов (а также другой формы правления, о которой речь пойдет ниже) широко применялась концепция тоталитаризма, основы ко торой были заложены в книгах Ханны Арендт «Истоки тоталита ризма» и Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского «Тоталитарная диктатура и автократия». Считалось, что такие режимы стремятся к установлению тотального контроля над всеми сферами обществен- ной жизни; раз начавшись, этот процесс уже не может быть блоки рован «изнутри» системы и развертывается вплоть до полного под чинения общества государству. Уже к середине 60-х гг. эта концеп ция подверглась критике за вульгарный телеологизм и неспособность выявить реальные механизмы функционирования коммунистичес ких режимов. Основной прогноз приверженцев концепции тотали таризма — о неспособности СССР и восточноевропейских стран к самоизменению — в последние годы стал классическим примером слепоты теоретиков.

С начала 70-х гг. в политической науке (и ее отрасли, специали зирующейся на «советских исследованиях», — «советологии») до-минировала так называемая ревизионистская школа, в основном преодолевшая крайности концепции тоталитаризма. Эгалитарно- авторитарный режим описывался как весьма сложное образование, включавшее в себя разнообразные — хотя и не демократические — способы представительства социальных интересов и целую гамму взаимоотношений между элитой и массами, а также способов поли тического участия. Большое внимание уделялось анализу различий, существовавших между отдельными коммунистическими режима ми. Следует, однако, признать, что и «ревизионистская школа» не смогла предсказать драматических изменений, происшедших в СССР и странах Восточной Европы во второй половине 80-х гг. Обще признано, что современный кризис «советологии» во многом свя зан с недостаточностью ее теоретических оснований. Как отмечает Фрэнсис Фукуяма в статье с симптоматичным подзаголовком «Со ветский Союз как нормальная страна», субдисциплина слишком долго прозябала в «концептуальном гетто». Многие политологи видят путь к выходу из этого плачевного положения в том, чтобы интегрировать «советологию» в общий корпус сравнительных по литических исследований.

В настоящее время в мировом политологическом сообществе активно обсуждаются причины падения эгалитарно-авторитарных режимов в СССР и восточноевропейских странах. До окончатель ной ясности здесь еще очень далеко, но думается, что слабости этих режимов оказались оборотной стороной их основных характерис тик. Будучи закрытыми, они не смогли обеспечить безболезненную смену поколений властвующей элиты и были дестабилизированы в результате верхушечной борьбы за власть (не случайно один из са-

мых стабильных режимов данного типа и по сей день существует в Северной Корее, где власть просто-напросто передается по наслед ству). Монолитность элиты стала в условиях научно-технической революции анахронизмом, подрывавшим способность проводить эффективную экономическую политику. А раскол внутри элиты привел к тому, что широкие возможности политического участия масс обернулись против эгалитарно-авторитарных режимов. Сле-дует, однако, помнить, что — пусть в сильно модифицированном виде — эгалитарно-авторитарный режим продолжает существовать в крупнейшей стране мира, Китае. Нельзя исключить и появления новых режимов данного типа (возможно, в каким-то образом изме ненной «идеологической упаковке»), ибо во многих странах мира сохраняются условия для их возникновения: острое неравенство, порождаемое им недовольство масс и безрассудное нежелание эко номических элит поступиться своими привилегиями.

Авторитарно-инэгалитарныйрежим: закрытый, с дифференци рованной элитой, включающий

В отличие от коммунистической идеологии с ее упором на соци альную справедливость, риторика авторитарно-инэгалитарных ре жимов строится на идее неравенства. Отсюда термин, используемый в классификации Ж. Блонделя (префикс «ин», собственно, здесь и значит «не»). Авторитарно-инэгалитарные режимы не стремятся к полному преобразованию отношений собственности и, вступая иног да в конфликты с теми или иными экономически привилегирован ными слоями, в целом скорее берут их под свою защиту. Пробудив шаяся же политическая активность масс направляется «по другому адресу», что и позволяет обеспеченным классам вести относительно безбедное существование.

Дольше всего режим данного типа просуществовал в Италии, где фашистская партия пришла к власти в 1922 г. и лишилась ее бо лее двадцати лет спустя, после катастрофического поражения стра ны во второй мировой войне. Лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини начал свою карьеру как член социалистической партии, причем принадлежал к ее левому крылу. В дальнейшем, однако, он стал пропагандировать идею о том, что угнетение итальянских ра бочих итальянскими же капиталистами уступает по значению эксп- луатации, которой «нация-пролетарка» в целом подвергается со сто роны иностранных держав. Этот нехитрый постулат оказался достаточно привлекательным для какой-то части экономически не привилегированных слоев населения и позволил создать массовое движение, приведшее Муссолини к власти. Несколько более изощ ренная идеология была принята на вооружение Национал- социалистической германской рабочей партией (НСДАП), лидер которой Адольф Гитлер занял пост имперского канцлера в январе 1933 г. В основе идеологии национал-социализма лежала «расовая теория», ранжировавшая нации по степени полноценности и при писывавшая именно немцам («арийцам») роль будущих хозяев мира. На пути к достижению этой цели нужно преодолеть козни, которые строят «расово неполноценные нации», и прежде всего — евреи, уже установившие контроль над англо-американским капиталом, хозяй ничающие во Франции и наметившие Германию в качестве следую щей жертвы. Коммунизм — тоже выдумка евреев, ибо он противо поставляет отдельные классы арийских обществ друг другу и тем самым ослабляет их общую волю. Небезупречно в этом отношении и христианство. Хотя нацисты так и не решились покончить с хрис тианской церковью в Германии, многие их лидеры пропагандиро вали «языческое» мировоззрение, проникнутое мистицизмом и куль том смерти. Важную роль в этом мировоззрении играло религиозное преклонение перед харизматическим вождем, «фюрером».

Идеологические манипуляции массовым сознанием позволили итальянским фашистам и германским нацистам создать системы политической мобилизации, вполне сопоставимые по размаху со сложившейся к тому времени в Советском Союзе (который в этом отношении, как признавал Гитлер, служил ему примером). В Германии такая система включала в себя НСДАП, контролируемые режимом рабочие союзы, крестьянские, юношеские и женские организации, а на раннем этапе существования режима — и военизированные «штурмовые отряды». В стране развернулась ожесточенная борьба против «сионистского капитала», с самого начала принявшая ис ключительно жестокие и бесчеловечные формы. Полному разгрому подверглись существовавшие ранее политические партии. Активис ты некоторых из них (особенно коммунисты) были обречены на физическое уничтожение. Однако борьбы против «внутреннего врага» было явно недостаточно для того, чтобы поддерживать мае-

сы в постоянном напряжении. В этих условиях германские и италь янские правящие круги сделали ставку на внешнюю агрессию, раз вязав вторую мировую войну.

Трудно сказать, какую эволюцию претерпели бы авторитарно- инэгалитарные режимы, одержи они победу в этой войне. К счас тью, их ждало поражение. Судьбу Гитлера и Муссолини разделили их многочисленные ставленники в Западной и Восточной Европе. Единственный уцелевший режим, на заре своего существования при-ближавшийся к данному типу, — диктатура Франсиско Франко в Испании — отказался от идеологических крайностей, фактически демонтировал массовые организации (даже «правящая» партия, гро моздко именовавшаяся «Испанские традиционалистские фаланги хунт национал-синдикалистского сопротивления», в последние годы жизни диктатора существовала лишь на бумаге) и в итоге мало чем отличался от «нормального» бюрократического авторитаризма.

В последние десятилетия многие режимы обвинялись в фашизме. Один из примеров —диктатура Аугусто Пиночета в Чили, которая действительно отличалась крайне реакционным характером и патологической жестокостью. Однако нужно помнить, что мы мо жем приписывать авторитарно-инэгалитарный характер лишь вклю чающим режимам. Этому критерию не соответствует ни чилийский военный режим, ни некоторые другие дотянувшие до 70-80-х гг. диктатуры (в Греции, Португалии. Аргентине, Бразилии и т. д.). Означает ли это, что авторитарно-инэгалитарные режимы оконча тельно ушли в прошлое? Думается, такой вывод делать преждевре менно. Сильные движения сходных идеологических ориентации дей ствуют практически повсеместно — в Западной и Восточной Европе, в США и в странах бывшего СССР. Однако особую тревогу вызы вают страны «третьего мира», где авторитарно-инэгалитарные ре жимы могут выступить в самых неожиданных обличьях. Кажется, однажды это уже произошло. Режим, установившийся после крат кой демократической интерлюдии в Исламской Республике Иран, в первые годы своего существования щеголял всем набором призна ков авторитарного инэгалитаризма — идеологией, жестко проти-вопоставлявшей «своих» (мусульман) и «чужих», религиозным куль том вождя, системой массовой политической мобилизации и штурмовыми отрядами («корпусом стражей исламской революции»), а также агрессивностью, выражавшейся в стремлении к «экспорту исламской революции». Все эти качества сохраняются и ныне, но в несколько смягченном виде. Характерно, что стимулом к отказу от крайностей и здесь послужила в лучшем случае безрезультатная, но стоившая стране тяжелых жертв война с соседним Ираком.

Либеральная демократия

Подавляющее большинство существующих в мире правительств заявляет о своей демократической природе. Чаще всего это демаго гия, но не без зерна истины: даже самая жестокая военная диктату ра не может себе позволить быть абсолютно глухой к «гласу наро да». В результате термин «демократия», который в переводе с греческого и значит «власть народа», стал слишком расплывчатым, чтобы оперировать им без дополнительных уточнений. Этим и объясняется использование в нашей классификации понятия «либе ральная демократия» для отображения открытого, включающего политического режима. Конечно, такое определение либеральной демократии нуждается в конкретизации. Роберт Даль выделяет сле дующие ее признаки: 1) эффективное политическое участие граж дан: 2) их равенство по отношению к процессу принятия решений; 3) возможность получать достоверную политическую информацию и, значит, делать выбор самостоятельно и со знанием дела (кото рую Даль называет «просвещенным пониманием»); 4) механизм кон троля граждан над политической повесткой дня. Любую политичес кую систему, существенно отвечающую этим критериям, будем называть «формой демократии».

Исторически первичной формой считается классическая демок ратия, возникшая в V в. до н. э. в некоторых городах-государствах (полисах) Древней Греции. Следует подчеркнуть, что классическая демократия существовала во вполне традиционных обществах и по многим параметрам должна быть отнесена к числу традиционных режимов. Прежде всего, она не была включающим режимом в стро гом смысле слова. Не пользовались никакими политическими пра вами иностранцы (а к их числу относились и выходцы из других городов Греции) и женщины. Однако наиболее серьезное ограниче ние состояло в том, что гражданином мог быть только свободный человек. По некоторым подсчетам, отношение количества рабов к числу свободных в Афинах времен Перикла было порядка 3:2 при

общей численности рабов 80-100 тыс. человек. Связь между класси ческой демократией и рабовладением очевидна не только для со временных исследователей, но и не составляла секрета для самих древних греков. Считалось, что наличие «одушевленных орудий», освобождая граждан от тягот физического труда и заботы о хлебе насущном, дает им возможность целиком сконцентрироваться на важнейших государственных делах.

Вторая особенность классической демократии состояла в том, что эта форма правления практиковалась лишь в отдельных горо дах величиной в лучшем случае с современный российский райцентр. Нет ни одного примера демократической организации более или менее крупной античной державы. И не удивительно: именно соче тание ограничений на гражданство с малыми масштабами государ ственной организации создавало принципиальную возможность для широкого и прямого участия населения в процессе принятия реше ний, считающегося важнейшим признаком классической демокра-тии. Важнейшие вопросы политической жизни выносились на суд народного собрания (в Афинах — экклесии) и решались голосова нием. Для оперативного руководства полисом избирались должно стные лица — магистраты — на строго определенный срок и с жес тко ограниченными полномочиями. Чтобы обеспечить равенство граждан в доступе к магистратурам, довольно широко применялось их замещение по жребию. Лишь в крайних, исключительных случа ях один и тот же человек занимал должность два срока подряд. Надо заметить, что сложное институциональное устройство древних Афин (схема 3) не только вызывало неизменный интерес у теоретиков на родовластия, но и оказало некоторое воздействие на позднейшую демократическую практику.

Важной чертой классической демократии было стремление вы работать общее мнение всех граждан по обсуждаемому вопросу, чтобы весь полис мог действовать единодушно, как один человек. Как правило, решения принимались единогласно. Если же единой позиции достигнуть не удавалось, то считалось нормальным безо говорочное подчинение меньшинства большинству. Классическая демократия, строго говоря, не знала оппозиции. По отношению к инакомыслящим применялась практика «остракизма» — изгнание из города, а иногда и более жесткие меры наказания (известно, что Сократ закончил свои дни в тюрьме).

Комитет пятидесяти (консультативный орган Совета пятисот, избирался на десятую часть года)

Председатель Комитета пятидесяти (избирался на один день)

Схема 3. Афинская демократия в 507 г. до н.э.

Крушение классической демократии было неизбежно уже по стольку, поскольку полисы не могли отстоять свою независимость против крупных государств эпохи эллинизма. Затем исчезли и со циально-экономические предпосылки полисного строя. Вот почему средневековье не знало демократической организации. Существо вавшие тогда городские республики были олигархическими: реше ния фактически принимались узким слоем богатых купцов и цехо вых мастеров. Предпосылки современной либеральной демократии начали складываться в Западной Европе лишь в XVII в., с появле нием идеи и практики конституционализма. Это значит, во-первых, что процедуры отправления власти должны были строиться на ре гулярной основе; во-вторых, что нельзя допускать концентрацию всех функций управления в одних руках. Конституционализму было положено начало еще в абсолютистских монархиях и соревнователь ных олигархиях (следует особо отметить Англию и Францию), где были введены некоторые нормативные ограничения на применение

законодательной, исполнительной и судебной власти. Со временем эти ограничения стали основой нового политического строя.

Идея «разделения властей» была сформулирована в трудах некоторых представителей французского Просвещения. Ее воплоще нию в жизнь способствовала прежде всего конституция США, разгра ничившая три «ветви» правления (исполнительную, законодательную и судебную власть) так, чтобы каждая из них могла контролировать другие и служить им балансом. В ряде стран Западной Европы «разде-ление властей» не прижилось. Здесь ограничения на применение влас ти постепенно «свели на нет» роль наследственных монархов и арис тократии, передав их властные функции премьер-министрам —лидерам доминировавших в парламенте коалиций. Так, двумя путями, разница между которыми до сих пор сказывается в дебатах между сторонника ми «президентской» и «парламентской» систем, шло движение к заме не закрытого политического режима на открытый. Оно было долгим и трудным. К 1900 г. лишь в шести странах — США, Канаде, Франции, Швейцарии, Бельгии и Новой Зеландии — носители политической ис полнительной власти были полностью ответственны только перед на родом или его демократически избранными представителями (даже в Великобритании, которую иногда называют «родиной демократии», значительные законодательные полномочия принадлежали тогда на следственным членам палаты лордов).

Еще более длительным было становление либеральной демок ратии как включающего режима, т. е. расширение избирательного права на всех дееспособных граждан. Например, в Великобритании наиболее существенные барьеры на пути к этому были устранены Актом о реформе 1832 г., однако лишь в 1948 г. избирательный за кон страны был полностью приведен в соответствие с принципом «один человек — один голос». Особенно растянулся процесс урав нения женщин в избирательных правах с мужчинами. Первыми стра нами, решившимися на реформу такого рода, были Новая Зеландия (1893) и Австралия (1902). За ними последовали скандинавские стра ны, начиная с Финляндии (1906). Во Франции, Италии и Бельгии посещение избирательных участков было мужской привилегией до конца второй мировой войны, а в Швейцарии — до 1971 г.

Начиная с прошлого века количество либеральных демократий в мире постепенно росло. Этот процесс носил неравномерный харак тер, что позволяет некоторым исследователям говорить о «волнах демократизации». Первая из них, наиболее длительная, наблюдалась на протяжении всего XIX столетия и достигла своего пика в 20-х гг. В 1930 г. количество либеральных демократий в мире достигло отмет ки 21: США, Великобритания и три ее доминиона, 14 европейских стран, Коста-Рика и Уругвай. За этой волной последовал драмати ческий откат, связанный с расползанием «коричневой чумы» по Ев ропе. В 1940 г. на континенте не оставалось ни одной либеральной демократии, которая сохраняла бы государственный суверенитет. Поражение Германии и Италии во второй мировой войне способство вало восстановлению демократии в большинстве стран Западной Европы. Однако на востоке Европы и в некоторых странах Восточ ной Азии утвердились эгалитарно-авторитарные режимы. Поэтому начало «второй волны» демократизации датируется обычно рубежом 40-50-х гг., когда выбор в пользу этого режима сделали сразу несколь ко стран, добившихся политической независимости, — от Индонезии до Сирии. Эта волна оказалась весьма непродолжительной, и уже в конце 50-х гг. начался новый откат. Лишь немногие из стран «третье го мира» сумели сохранить либеральную демократию. Чаще ей на смену приходил бюрократический авторитаризм того или иного тол ка, и все громче звучали разговоры о том, что «у демократии нет бу дущего». Конец этим разговорам положила третья, самая мощная, «волна демократизации», начавшаяся в 70-х гг. в Южной Европе, в 80-х гг. перекинувшаяся в страны Латинской Америки, продолжив шаяся крахом эгалитарно-авторитарных режимов и ныне распрост ранившаяся на Азию и Африку. Признаки нового отката ощущают ся уже сейчас, но говорить о его наступлении пока рано.

Существует ли возможность более строго, количественно оце нить динамику процесса демократизации? Попытку такого рода предпринял финский политолог Тату Ванханен. Для нас эта попыт ка тем более интересна, что в качестве основания для отнесения того или иного режима к числу либеральных демократий ученый исполь зовал индекс, позволяющий представить в количественной форме открытость («соревновательность») и включающий характер режи ма («участие»). По Ванханену, «индекс демократизации» вычисля ется путем деления на сто произведения «соревновательности» и «участия», где первая переменная — это процент голосов, отданных за потерпевшие поражение партии на президентских или парламен тских выборах; вторая — процентная доля избирателей, принявших

участие в выборах, от всего населения страны. Исключаются страны, по первому показателю не набирающие 30, а по второму — 1 0 %. Для оставшихся «индекс демократизации» должен быть не ниже 5.

Усредненные по декадам результаты подсчетов Ванханена пред ставлены в табл. 4 (следует отметить, что ученый оставил «за скоб ками» микрогосударства с населением менее 500 тыс. человек). Нижняя графа таблицы содержит подведенные мною по методике

Таблица4

Доля демократических и авторитарных режимов в мире, по десятиле тиям и в 1994 г., абс. и % Годы Число демо-кратических режимов Число авто-ритарных режимов Всего режимов % демо-кратических режимов 1850-1859 1 36 37 3 1860-1869 2 37 39 5 1870-1879 3 38 41 7 1880-1889 4 38 42 10 1890-1899 6 37 43 14 1900-1909 8 40 48 17 1910-1919 15 36 51 29 1920-1929 22 42 64 34 1930-1939 19 46 65 29 1940-1949 25 50 75 33 1950-1959 36 51 87 41 1960-1969 40 79 119 34 1970-1979 37 84 121 31 1994 98 55 153 64 Ванханена итоги на начало 1995 г., позволяющие судить о размахе «третьей волны» демократизации. Как видим, число демократий возросло весьма ощутимо. Стоит заметить, что для отображения политических режимов в странах, где демократия была установле на или восстановлена с начала 70-х гг. по сегодняшний день, часто применяется термин «новые демократии».

Почему происходит демократизация? Вероятно, наиболее общий ответ дает известный афоризм «демократия — плохая форма прав ления, но все остальные еще хуже». Однако если говорить серьезно, то вопрос о преимуществах демократии — это сложная теоретичес кая проблема, по-разному разрешавшаяся в истории политической мысли. При этом она настолько важна, что в заключительной части этой главы нам придется обратиться к теоретическим моделям де мократии. Более конкретная формулировка вопроса, переводящая его в предметную область сравнительной политологии, — почему одни страны становятся демократическими, а другие нет? — нужда ется в более конкретном ответе. Есть несколько теорий на этот счет. Одна из них связывает демократизацию с культурными особеннос тями. Несколько десятилетий назад было модно утверждать, напри мер, что протестантское культурное наследие благоприятно для де мократии, в то время как католицизм, с его традициями иерархии и нетерпимости, делает успешную демократизацию маловероятной. Ныне во многих католических странах существуют вполне стабиль ные демократии, причем в ряде стран Латинской Америки именно церковь сыграла важную роль в борьбе с военными режимами. Упрек в несовместимости с открытыми политическими режимами все чаще переадресовывают исламу, православию и т. д. В целом, однако, «культурная» теория демократизации, связывающая ее перспекти вы с характером религиозных представлений, отвергается большин ством ученых. Более сложная, но, в сущности, близкая теория была предложена Робертом Патнэмом в заслужившей широкую извест ность книге «Чтобы демократия сработала», где в качестве куль турных особенностей, благоприятствующих демократизации, пред ставлены высокий уровень взаимного доверия между членами общества, терпимость к разнообразию и традиция компромиссного решения проблем. Ученый предлагает эмпирическое обоснование своей теории, которое, впрочем, вызвало весьма неоднозначную реакцию среди специалистов по методологии социальных исследо-

ваний. Основная проблема «культурной» теории демократизации, собственно, в том и состоит, что ее очень трудно доказать с факта ми в руках.

Другие теории демократизации называют «структурными». Они приписывают решающую роль различным характеристикам обще ства (и прежде всего экономике), которые рассматриваются как пред посылки демократизации. Одну из первых ролей при этом отводят рыночному характеру макроэкономической регуляции. При этом, однако, считается, что сам по себе этот фактор недостаточен: нужно, чтобы на рыночном пути развития была достигнута отметка, соот ветствующая довольно высокому уровню благосостояния. Действи тельно, экономический расцвет влечет за собой повышение уровня грамотности, распространение высшего образования, урбанизацию, и все это вместе делает устойчивую демократию возможной. В от личие от «культурной», «структурная» теория легко поддается про верке методами сравнительно-статистического исследования. Нельзя сказать, что операционализация понятий в данном случае прохо дит без проблем, но она выполнима. Зависимая переменная — уро вень демократии — поддается счету с неизбежными потерями, кото рые связаны с политическими предпочтениями ученых, однако фундаментальных разногласий здесь нет. Чаще всего используется шкала, ежегодно обновляемая американской неправительственной организацией «Дом свободы» на основании экспертных оценок. Уро вень экономического развития фиксируется общедоступной статис тикой в показателе валового национального продукта на душу на селения или его производных. Еще в 60-х гг. было установлено, что между измеренными таким образом демократией и экономическим благосостоянием существует сильная положительная связь. Правда, были исключения вроде бедной, но демократической Индии или богатого, но авторитарного Кувейта (важнейшую группу исключений составляли, разумеется, Советский Союз и, в особенности, восточно-европейские страны). Изменения, происшедшие в мире в 80-90-х гг., сделали эмпирическую обоснованность «структурных» теорий еще более наглядной. И однако же именно в условиях «третьей волны демократизации» они отошли на второй план. Почему?

Дело в том, что «структурные» (как, впрочем, и «культурные») теории рассчитаны на широкую историческую перспективу. Если демократизация рассматривается как длительный процесс, предпо- сылки к которому накапливаются десятилетиями, то «структурный» подход к ней вполне адекватен. Но если демократизация приобре тает лавинообразный, стремительный характер, то появляется нуж да в теориях, способных отражать эту динамику. «Структурную» теорию можно привлечь для того, чтобы объяснить демократиза цию в Бразилии экономическим бумом, пережитым этой страной в годы авторитаризма. Но что делать с Перу, где демократизации предшествовали десятилетия деградации народного хозяйства? А между тем Перу отказалась от услуг военных как правителей почти на десять лет раньше Бразилии. К началу 80-х гг. в научном сообще стве сложилось представление о том, что поиск «предпосылок де мократии» недостаточен для анализа реальных процессов демокра тизации. Это — политический процесс, имеющий собственную логику, которая поддается теоретической реконструкции в обобщен ном виде. Задачу такой реконструкции поставила перед собой но вая «наука о переходах к демократии», «транзитология», в разра ботке которой ведущую роль сыграли Гильермо О'Доннелл и Филипп Шмиттер.

Транзитология во многих отношениях близка к теории рацио нального выбора. Основные акторы процесса демократизации — авторитарная элита и противостоящая им контрэлита — рассмат риваются как автономные субъекты, взаимодействующие между собой, но преследующие собственные интересы. Основное отличие от классических моделей рационального выбора состоит в том, что правила игры не определены. Господствует неопределенность. В этих условиях центральное значение приобретают «временные соглаше ния» и «долговременные пакты», определяющие, кто останется на политическом поле, по каким критериям будут выявляться победи тели и побежденные, и какие способы решения проблем неприемле мы для всех акторов. Итогом серии «соглашений» и «пактов» ока зывается возникновение тех или иных политических институтов, а их характеристики, в свою очередь, влияют на жизнеспособность формирующейся демократии. Чем более всестороннее согласие по поводу «правил игры» достигнуто на этапе демократизации, тем с большим оптимизмом можно смотреть на дальнейшее политическое развитие. Идеал «транзитологов» — «переход путем пакта» (райей 1 гашШоп), в результате которого все ранее конфликтовавшие между собой фракции элиты принимают новый политический режим. Наи-

худший же путь к демократии — это революция, после которой все гда находятся политические силы, чувствующие себя оттесненными «на обочину» и стремящиеся к реваншу. Вообще, «транзитологи» рассматривали широкое участие масс в демократизации как не очень желательное. «Пакты» заключаются в узком кругу.

Надо сказать, что «транзитология» весьма эффективно решала исследовательские задачи, встававшие при освоении южноевропей ского (особенно испанского) и латиноамериканского опыта демок ратизации. Крушение эгалитарно-авторитарных режимов ввергло «науку о демократизации» в состояние длительного кризиса, от ко-торого она не оправилась и по сей день. Ни в Советском Союзе, ни в Восточной Европе «пактов», как правило, не было (или, как в Вен грии и Польше, они сыграли гораздо более скромную роль, чем в Латинской Америке), а уровень массового участия в демократиза-ции нередко был весьма высоким. Первая реакция «транзитологов» на восточноевропейские события, собственно, и была довольно пес симистической. Сегодня, однако, вряд ли найдется ученый, который признавал бы бразильскую демократию более успешной, чем чешс кая или венгерская. Большим своеобразием по сравнению с южно-европейскими и латиноамериканскими «образцами» отличается ус пешная демократизация в таких странах Восточной Азии, как Южная Корея и Тайвань. Однако общая теория, которая, удержи вая преимущества «транзитологии», обладала бы более широкой сферой применения, пока не разработана.

<< | >>
Источник: ГОЛОСОВ Г.В.. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПОЛИТОЛОГИЯ. 2001

Еще по теме Авторитарные режимы:

  1. Авторитарные режимы.
  2. 3. Авторитарные политические режимы.
  3. Вопрос 35 АВТОРИТАРНЫЙ РЕЖИМ
  4. 31. Особенности авторитарных режимов
  5. Вопрос 37 ОТЛИЧИЯ МЕЖДУ АВТОРИТАРНЫМ И ТОТАЛИТАРНЫМ РЕЖИМАМИ
  6. Падение авторитарных режимов в европейских странах.
  7. Авторитарно-бюрократические режимы
  8. § 82. Тоталитарные и авторитарные режимы
  9. Авторитарный синдром.
  10. 1. Авторитарный
  11. 21.5. Особенности исчисления налоговой базы при переходе с общего режима налогообложения на УСН и с УСН на общий режим налогообложения
  12. Переход на УСН организации с общего режима (налог на прибыль по кассовому методу). Переход на УСН предпринимателя с общего режима Налоговый учет доходов и расходов
  13. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на УСН с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения
  14. Статья 346.25. Особенности исчисления налоговой базы при переходе на упрощенную систему налогообложения с иных режимов налогообложения и при переходе с упрощенной системы налогообложения на иные режимы налогообложения