<<
>>

14.3. Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта

Значительный вклад в изучение политических ценностей был внесен американ ским политологом Р. Инглхартом, разработавшим концепцию «бесшумной рево люции». Согласно ее основным положениям, наиболее устойчивые ценностные ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими эле ментами политической культуры.

Специфические сочетания этих ориентаций и настроений определяют устойчивость и жизнеспособность демократии. Инглхарт предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально- экономического развития происходит переход от материальных к постматериаль ным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей. Основ ной культурный раздел начинает проходить между «материалистами» и «постма-териалистами».

Материалисты ориентированы на экономическое благополучие и безопас ность государства, процветание своей семьи, сохранение собственного материаль ного благополучия. Для них уровень жизни, законность и порядок имеют перво степенное значение.

Постматериалисты в большей степени ориентированы на ценности нематери ального характера: гарантии прав и свобод человека, самовыражение и самоопре деление личности, защиту окружающей среды и т.

п. В отличие от «материали стов» «постматериалисты» ценят качество жизни. «Экономической и физической безопасности, — отмечал Инглхарт, — постматериалисты придают отнюдь не нега тивную ценность — они, как всякий, оценивают ее положительно; но в отличие от материалистов, они еще более высокий приоритет отводят самовыражению и ка честву жизни». Наряду с самовыражением и качеством жизни постматериалисты особое внимание уделяют политическому участию.

Между этими двумя «чистыми» группами располагаются две промежуточные: «смешанные» материалисты и «смешанные» постматериалисты. У «смешанных» материалистов на первом месте стоят материалистические ценности, а на вто ром — постматериалистические, а у «смешанных» постматериалистов — наоборот.

Ряд постматериалистических ценностей — удовлетворенность жизнью (рабо той, досугом, семейной жизнью) и склонность доверять другим — непосредствен но включены, согласно Инглхарту, в структуру гражданской культуры.

«Доверие к другим» — это элемент культуры, предопределяющий возможность объедине ния граждан в ассоциации и группы по интересам, без деятельности которых, в свою очередь, становится невозможной демократия. Настроения же, выражен ные формулой «удовлетворенность жизнью», оказывают сильное влияние на от ношение граждан к политической системе в целом. Инглхарт размещает ценности между двумя «координатами» (параметрами):

традиционной и рационально-легальной (государственной) властью;

ценностями дефицита (материальными) и постматериальными ценностями

(рис. 14.1).

По признанию самого Инглхарта, приведенные на схеме данные отражают ре зультаты опросов 56 292 респондентов из 43 стран. Анкеты, с помощью которых проводились обследования, включали более 100 вопросов относительно различ ных аспектов жизни.

На приведенной схеме ценности «Бог», «Важность религии», «Важность тру да», «Важность семьи», «Послушание» группируются в нижней части. Они оказы ваются тесно взаимосвязанны с традиционной властью. Инглхарт отмечает значе ние принудительных начал в обществах с традиционной властью. Однако там, где религии уделяется большое значение, люди мало интересуются политикой. Ис следования показали, что постматериальные ценности коррелируют с удовлетво ренностью жизнью (r = 0,68). В то же самое время Инглхарт отмечает интересный факт, который выявили исследования: «...на личностном уровне постматериали сты не обнаруживают относительно высокого уровня реальной удовлетворенно сти жизнью». Это связывается с тем, что хотя постматериалисты богаче, чем боль-

Рациональная правовая власть I «Да» абортам

Бережливость

• Решительность Интерес к политике в • «Да» разводам

Ответственность

Обсуждение ПОЛИТИКИ •

Важность политики <

Отсутствие

счастья ф работа на государство •

« Напряженная работа

Потребность женщины в детях_

Потребность ребенка • в обоих Деньги

родителях •

а Технология Отвержение Ответственность чужаков

Свобода, равенство

государства •

• Вера а науку

Рабочие места представителям своей национальности

Четкость границ •между добром и злом

• Желание иметь много детей Ф • Важность семьи

Важность • Послушание работы

Национальная гордость

Религиозность

Уважение , к родителям

1

0,8 0,6 0,4 0,2 0 -0,2 -0,4 -0,6 -0,8

Изменения I

Доверие к людям

Независимость «Да»

ф

ч

s

&

I

3

ш

, ф • гомосексуализму

Воображение

Терпимость

Экология а Эмоциональная

ф уравновешенность

Движение • • • Постматериал- за права женщин Важность истические Свобода дружбы ценности выбора • •

е Важность Удовлетворенность

досуга • жизнью

Хорошее здоровье • Важность Бога

Важность религии -0,8 -0,6 -0,4

0,6 0,8

-0,2 0 0.2 0,4 Традиционная власть Рис.

14.1. Карта социальных и политических ценностей. Источник: Инглхарт Р. Меняющиеся ценности, экономическое развитие и политические перемены // Международный журнал социальных наук. 1996. № 12. С. 21 шинство членов общества, их субъективная оценка как собственного благосостоя ния, так и его значимости не поднимается выше определенного уровня. Таким об разом, субъективное ощущение благосостояния не повышается по мере экономи ческого роста и роста доходов. Именно поэтому среди постматериалистов не по лучили распространение такие ценности, как «Упорный труд», «Необходимость детей для женщины», «Необходимость для ребенка обоих родителей». Подъем вверх по вертикальной оси связан с отходом от религиозных и семейных ценно стей. Переход к постматериальным ценностям, так же как и сдвиг от традицион ной к государственной власти, сопровождается ростом морального релятивизма, что выражается в низких оценках необходимости «Уметь различать добро и зло». Также наблюдается и снижение преклонения перед государственной властью, и по вышение внимания к таким индивидуальным ценностям, как досуг, дружба, доб-рососедство. Постматериалисты меньше материалистов оценивают значение нау ки и техники. Это объясняется как их высокой материальной удовлетворенно стью, так и убежденностью, что научный и технический прогресс может принести человечеству большой вред.

Общества, в которых широко распространены постматериальные ценности, характеризуются большей толерантностью и терпимостью по отношению к со циальным и национальным меньшинствам. В отличие от них в обществах, где пре валируют дефицит и материальные ограничения, достаточно часто распространен-ной оказывается ксенофобия. «Острота ксенофобии, — замечает по этому поводу Инглхарт, — всегда пропорциональна социально-экономической нестабильности и ненадежности». Данные исследований демонстрируют толерантное отношение постматериалистов к иммигрантам, терпимость к сексуальным меньшинствам, одобрительное отношение к феминизму. Укрепление постматериальных ценно стей, связанных с достатком, по всей видимости, делает вывод Инглхарт, способ ствует повышению терпимости к разнообразию и является потому непремен ным условием демократии.

Другим условием современной демократии являются повышение уровня межличностного доверия и участие людей в общественной жизни. В иерархии постматериалистических ценностей высокое место занимают ценности самовыражения и участия в принятии решений на всех уровнях. Оцен ки же вмешательства правительства в экономическую жизнь, процесса роста пра вительства и бюрократизма, увеличения доли государственной собственности приобретают все более и более негативный характер.

Таким образом, в противоположность Алмонду, полагавшему, что основой ин дустриальной демократии является гражданская культура, Инглхарт утверждает, что в постмодернистском обществе основанием демократии становятся постмате риальные ценности.

Главный вывод, к которому приходит Инглхарт, заключается в том, что само по себе экономическое развитие не порождает демократию, оно влияет на демо кратизацию лишь в той мере, в какой способствует культурным переменам. В со-ответствии с приведенными выше параметрами Инглхарт создает культурологи ческую карту мира (рис. 14.2). На этой карте большинство экономически неразви тых стран расположены в нижнем левом углу квадрата. Это связано с тем, что для их культуры характерно превалирование ценностей выживания, а власть являет ся традиционной. Культура способствует консервации традиционного характера власти и ценностей дефицита. Для большинства посткоммунистических стран

характерны доминирование ценностей дефицита и надежды на государственную власть.

Предложенная Инглхартом культурная карта мира характеризует культурную ситуацию начала 1990-х гг.

В конце 1990-х гг. Инглхарт дополнил и внес видоизменения в культурную картографию мира. Эти дополнения связаны как с учетом выделения цивилиза ций С. Хантингтоном, так и с новыми данными World Values Survey. На культур ные характеристики стран наложила отпечаток не только религия — их историче ское прошлое в не меньшей степени предопределило их культурный облик.

Каждая из сторон квадрата (рис. 14.3) представляет собой шкалу факторных показателей. Положение каждой страны определяется факторными величинами

Рис. 14.2. Культурная карта мира. Источник: Инглхарт Р. Меняющиеся ценности, экономическое развитие и политические перемены // Международный журнал социальных наук. 1996. № 12. С. 28

Рис. 14.3. Культурная карта мира с учетом основных цивилизаций (коней 1990-х гг.). Источник: Инглхарт И. Культура и демократия // Культура имеет значение. Каким образом ценности способствуют общественному прогрессу / Под ред. Д. Харрисона и С. Хантингтона; Пер. с англ. М., 2002. С. 113

ценностей дефицита/постматериальных ценностей и традиционной/государст венной власти. Однако, как отмечает Инглхарт, границы, отделяющие страны и зоны друг от друга, имеют субъективный характер.

На культурной карте мира (1995-1998) Инглхарт выделяет девять культур ных зон: Африку, ортодоксальную, посткоммунистическую Балтию, конфуциан ские страны, православные страны, католическую Европу, протестантскую Европу, англоязычные страны, Южную Азию и Латинскую Америку. Наиболее близкой традиционной власти и ценностям дефицита оказывается африканская зона, вклю чающая Нигерию, Гану и ЮАР. Внизу, но чуть ближе к шкале постматериальных ценностей расположились страны Латинской Америки (Пуэрто-Рико, Венесуэла, Колумбия, Перу, Бразилия, Доминиканская Республика, Чили, Мексика, Арген тина, Уругвай), левее латиноамериканской зоны Инглхарт располагает южноази-

атскую, в которую включает Пакистан, Бангладеш, Филиппины, Турцию, Индию. Католическая Европа занимает «срединное» положение на карте. К этой зоне от несены Испания, Италия, Австрия, Франция, Бельгия, Португалия. Южнее ее, но ближе к шкале постматериальных ценностей находятся англоговорящие страны: США, Северная Ирландия, Британия, Канада, Новая Зеландия, Австралия. Верх нюю правую часть карты занимает зона протестантской Европы: Западная Гер мания, Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия, Швейцария, Нидерланды. Чуть «западнее» протестантской Европы располагается конфуцианская зона: Тайвань, Южная Корея, Япония. Посткоммунистические страны Балтии оказываются наи более близкими государственной власти и ценностям дефицита. Страны ортодок сальной зоны (Грузия, Босния, Румыния, Македония, Молдова, Беларусь, Арме ния, Югославия, Болгария, Украина, Россия) располагаются на таком же пример но расстоянии от ценностей дефицита, но ниже по отношению к государственной власти.

Американский политолог подчеркивает, что ценностные системы богатых и бед ных стран отличаются друг от друга. Так, страны, в которых ВНП на душу населе ния превышает $15 тыс., занимают положение в верхнем правом углу карты, т. е. характеризуются современным государством и превалированием постматериаль ных ценностей. Страны же с душевым доходом ниже $2 тыс. занимают нижний левый угол карты. Однако Инглхарт отказывается объяснять культурные измене ния только экономическим развитием. На культуру общества и его ценности ока зывает не меньшее влияние его историко-культурное наследие.

Постматериальные ценности, неоднократно подчеркивает Инглхарт, тесно свя заны с демократическими институтами. Устойчивая связь между «ценностями са мовыражения» и уровнем свобод фиксируется также Freedom House.

<< | >>
Источник: А. С. Тургаев, А. Е. Хренов. Политология. 2005

Еще по теме 14.3. Теория «бесшумной революции» Р. Инглхарта:

  1. Э.БЁРК Размышления о революции во ФранцииИстинная теория прав человека
  2. Французская революция XVIII в. Складывание революционной ситуации и начало революции (5 мая 1789 г.-10 августа 1792 г.)
  3. Глава 29. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ И ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ РЫНКОВ
  4. Глава 29. ТЕОРИЯ РАЦИОНАЛЬНЫХ ОЖИДАНИЙ И ТЕОРИЯ ЭФФЕКТИВНЫХ РЫНКОВ
  5. Теория рациональных ожиданий и современная теория денег
  6. 49. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА: ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ КАК ТЕОРИЯ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ
  7. Теория рациональных ожиданий и современная теория денег
  8. Организационная теория и теория фирмы.
  9. 51. МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ И НОМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ
  10. 51. МЕТАЛЛИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ И НОМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ДЕНЕГ
  11. Современная экономическая теория и экономическая теория Маркса
  12. Революция в теории стоимости
  13. Революция
  14. Социальная революция
  15. Спад и итоги революции.
  16. Итоги революции.
  17. Социальная революция
  18. «Революция цен».
  19. М. Н. ПОКРОВСКИЙ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ. 1922 г.