<<
>>

4. Специфика экономических реформ в КНР. Заветы Дэна и Цзян Цзэминь. а) Содержание доктрины «специфика китайского со­циализма».

Поворотным моментом в истории современного Китая, положившим начало глубоким преобразованиям и перестройке страны, стал Ш Пленум ЦК КПК II созыва в декабре 1978 года. Была выработана принципиально новая стратегия экономических преобразований и модернизации

китайского государства.

В идеологическом плане новая стра-тегия получила развитие в виде доктрины строительства

социализма с китайской спецификой». Нужно отметить, что эта концепция проходила главным связующим звеном всей политики реформирования. Она означала коренной пе­ресмотр ортодоксальных маоистских представлений о соци-ализме. В то же время, несмотря на принципиально разные подходы в реализации специфических черт социализма, на­блюдается удивительная преемственность идеологических позиций. Идея о специфике китайского социализма была положена еще Мао Цзэдуном, но в последующем, каждый на китайских лидеров стремился внести свой определенный вклад в развитие «маоцзедун сысян», с тем чтобы стать в один ряд с классиками марксизма-ленинизма.

Курс радикальных реформ после Мао, проводимый Дэн Сяопином, привел к формированию теории о «специфике китайского социализма*. В основном китайская специфи­ка, проходившая красной нитью через все съезды КИК, каж­дый раз дополнялась новыми положениями. Основной смысл и содержание этого понятия состояли в том, что при пост­роении социализма нужно идти своим путем, а не копиро­вать чужой опыт. Это было одно из первых условий, отме­ченных Дэн Сяопином. Отсталость страны при наличии в отдельных районах докапиталистических отношений также создавала особенные черты перехода к социализму. Дэн Ся­опину ставят в заслугу его переход к социализму в стране, где в недостаточной степени был развит капитализм. Этого не смог сделать никто. В устав партии, принятый в начале XXI века, внесено положение о том, что «теория Дэн Сяо­пина» о строительстве «социализма с китайской специфи­кой» является руководящей идеологией КПК, что она яв­ляется «марксизмом-ленинизмом современного Китая».

Исходя из особенностей китайского развития, теория Дэна формировала и детализировала концепцию экономических реформ. Теоретики китайского социализма после Мао Цзэ­дуна строили свою политику с учетом нового исторического периода, в котором находилась страна. ХШ съезд КПК, про­ходивший в октябре 1987 года, уделяя внимание созида­тельной, реформаторской стороне китайской политики, от­метил особенности задач в строительстве социализма. При этом, определяя роль и место этапа исторического разви­тия, съезд указал на начальную стадию социализма в Ки­тае. Это означало, что реформы в Китае рассчитаны на длительную перспективу, что стране нужно развивать все, что не успел развить капитализм.

Основные черты китайского социализма определялись съездом как незыблемые, не требующие доказательств, что во многом напоминало маоизм. Съезд исходил из того, что необходимо твердо отстаивать, не сомневаться и не крити­ковать четыре главных принципа: социалистический путь, демократическую диктатуру народа, руководство Компартии Китая, марксизм-ленинизм и идеи Мао Цзэдуна. Данные принципы служили той главной основой, на которой прохо­дили процессы экономического реформирования и полити­ческой борьбы в партии.

Следует отметить, что понимание этих принципов поли­тиками КНР рассматривалось по-разному, как и разный смысл вкладывался в них на каждом из этапов современной исто­рии Китая. В борьбе за экономические реформы Дэн Сяопин выдвинул ряд критериев правильности проводимого курса в Китае. Чтобы покончить со схоластическими спорами о том, какие формы и методы ведения сельского хозяйства явля­ются социалистическими, а какие нет, Дэн выдвинул три основные критерия оценки правильности любой политики. Суть их сводилась к тому, что при решении экономических и социальных проблем следует думать не о социализме и капитализме, а о том, насколько эта политика способствует развитию производительных сил, росту совокупной мощи государства и повышению жизненного уровня народа. Дэн не вдавался в подробности специфических черт социализма и капитализма, для него они просто не существовали. Эти три критерия стали важной частью теории Дэн Сяопина о «социализме с китайской спецификой*.

Идея о том, что не следует страшиться капитализма, а необходимо использо­вать не только его достижения, по и принципы, — один из существенных моментов понимания дэновской специфики социалистического строительства.

Преодоление социалистической замкнутости китайского государства и выход страны в мировое рыночное простран­ство привели к пересмотру теоретических основ экономичес­кой политики партии. Менялись, прежде всего, понятия и терминология, выдвигались новые лозунги и девизы, но они отражали главные особенности начальной стадии развития социализма. В маоистский период планирование и дирек-

тивность составляли основу экономической политики. На­чало реформирования заставило иначе определить цели и специфику новой политики. В Китае был объявлен лозунг •великого похода на рынок». Возникли тезисы, что партия осуществляет -«плановую товарную экономику», создает «со­циалистическое рыночное хозяйство», но в конце 90-х го-дов эти трактовки были изменены па положение о создании в условиях социализма «рыночной экономики». Окончатель­на были отброшены социалистические утопические представ­ления и расчищены пути для создания демократических ос­нов в сфере экономического развития. Специфика китайско­го социализма все дальше уходила от догматов прежних марксистских и маоистских представлений об особенностях социалистической политики.

Специфика социализма при Дэне стала сводиться к поли­тике осуществления экономических и социальных реформ, без всевозможных формационных акцентов. По сути, эта же позиция прослеживается в решениях последующих съездов КПК. После Дэн Сяопина новый глава государства прези­дент Цзян Цзэминь, также стремившийся попасть в число классиков китайского социализма, выдвинул свою теорию, развивающую концепцию предыдущих теоретиков, и прежде всего Дэна. По традиции каждый вождь КПК должен войти в историю не только как практический деятель, но и как теоретик-мыслитель. Поэтому новые идеи должны были быть закреплены формально на съезде. В докладе на XV съезде Цзян Цзэминь уделил большое внимание своим идеям «трой­ного представительства», подчеркивая необходимость их даль­нейшего изучения и развития для осуществления модерниза­ции страны.

В этих идеях прослеживалось сильное влияние и подражательство Дэн Сяопину. Цзян Цзэминь выдвинул три требования, при которых партия может реализовать ос­новные цели реформирования «социализма с китайской ок­раской». Три требования сводились к тому, что КПК должна представлять, во-первых, передовые тенденции развития про­изводительных сил, во-вторых, передовые достижения науки и культуры, в-третьнх, интересы широких народных масс. Идеи представлены как дальнейшее развитие марксизма-ле­нинизма, идей Мао Цзэдуна и Дэн Сяопина. На XVI съезде в 2002 году эти идеи были даже провозглашены «Коммунисти­ческим манифестом XXI века». Амбиции Цзяня были удов­летворены, его идеи были канонизированы партийным съез­дом. Он был поставлен в один ряд с Марксом, Лениным, Мао Цзэдуном и Дэн Сяопином.

Правда, не все члены партии восприняли идеи «тройного представительства» с энтузиазмом. Многие китайские де­мократы называли эти идеи банальными, лицемерными, на­правленными на сохранение однопартийной системы. Неко­торые считали, что эти идеи не содержат ничего нового в сравнении с тремя критериями Дэна. Мало кого можно было сбить с толку в Китае съездовскими утверждениями, что идеи Цзяня являются главными стимуляторами к труду и импульсом к модернизации страны. Материальное благопо­лучие, деньги и выгода — вот что сегодня побуждает людей к труду и определяет активность капиталов. Итоги XVI съез­да явились значительным успехом для Цзян Цзэминя, ко­торый утвердил высказывание о «тройном представлении* в новом уставе партии. Как бы ни было, но развитие основ­ных черт и особенностей китайского социализма уводило далеко от философии классовой борьбы и революционного насилия, насаждавшегося Мао Цзэдуном.

<< | >>
Источник: В. И. Бузов, под ред. А. А. Его­рова. Новейшая история стран Азии и Африки (1945­ - 2004): учеб. пособие— Ростов н/Д : Феникс, — 574 с. — (Высшее образование).. 2005

Еще по теме 4. Специфика экономических реформ в КНР. Заветы Дэна и Цзян Цзэминь. а) Содержание доктрины «специфика китайского со­циализма».:

  1. в) Специфика модернизации и реформ в промышленнос­ти.
  2. Методология и специфика экономической теории
  3. § 4. Экономическое реформирование и цивилизационная специфика российского общества
  4. Глава 1. Экономические субъекты: сущность, специфика деятельности и основы формирования
  5. б) Внешняя политика и реформы в КНР.
  6. 1. Специфика управления финансами
  7. 18. СПЕЦИФИКА СТРАХОВАНИЯ
  8. Дискуссия «Специфика политической власти»
  9. I. ОСОЗНАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ СПЕЦИФИКИ ПОВЕДЕНИЯ
  10. Содержательная специфика
  11. § 4. Метод отраслевой специфики
  12. СПЕЦИФИКА РАБОТЫМЕТОДОМ АКС