загрузка...

8.4. Североирландский вопрос

Католики и протестанты. Особое место в деятельности двух кабинетов Г. Вильсона занимал ирландский вопрос. Северная Ирландия являлась самой отсталой частью Соединенного Королев­ства по уровню жизни и высокой доле безработных. Со времени раз­дела Ирландии в 1921 г. и сохранения Северной Ирландии в составе Соединенного Королевства на политическую жизнь этого региона существенно влияло противостояние протестантов и католиков. Ее особенностью было смешение политики и религии. Накал про­тивостояния зависел как от политики центральной власти, так и от действий администрации в самой провинции.

Около 1/3 населения Северной Ирландии составляли ирландцы, исповедующие католицизм, и около 2/3 — англичане и шотландцы, являвшиеся потомками переселившихся на эти земли и по религи­озной принадлежности — протестантами. В пределах Соединенного Королевства Северная Ирландия пользовалась самоуправлением, ко­торое осуществлял местный парламент, — стормонт. В нем господ­ствующие позиции занимала протестантская Юнионистская партия, отстаивавшая идею сохранения Северной Ирландии в составе Соеди­ненного Королевства. Укреплению «юнионистской» власти немало способствовал Орден оранжистов, созданный еще в 1795 г. и назван­ный так в честь Вильгельма Оранского, одержавшего 12 июля 1690 г. победу над армией католиков Якова II Стюарта.

Католики же по своим политическим убеждениям являлись про­тивниками существующего режима и тяготели к Ирландской Рес­публике.

Основные политические партии строились по конфессиональ­ному признаку. Таким же образом происходило размежевание и в рабочем движении. Протестанты и католики концентрировались в определенных районах проживания, у них были свои школы, ма­газины и культурные центры. При этом католические кварталы городов Северной Ирландии напоминали трущобы, а средства, выде­ляемые на образование и здравоохранение католиков, были крайне малы. Кроме того, католическое население подвергалось дискрими­нации по религиозному признаку и находилось на нижней ступени социальной лестницы. Доходы католиков чаще всего были ниже, чем у протестантов, а число безработных среди них значительно больше.

При выборах в стормонт был установлен имущественный ценз и так называемое предпринимательское избирательное право, допускав­шее множественное голосование. Это право состояло в том, что лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью в данном ок­руге и имеющие определенный доход, обладали дополнительным голосом. В результате множественное голосование поддерживало твердое протестантское большинство в местном парламенте.

В послевоенный период в условиях построения в Великобрита­нии социально ориентированного государства уровень социальных услуг в Северной Ирландии, предусматривающий выплату различ­ных пособий, бесплатное медицинское обслуживание и предостав­ление дешевого муниципального жилья, был более высоким по срав­нению с государством Эйре (Eire)[102], а затем и Ирландской Республи­кой (с 1949). Кроме того, Закон об образовании 1944 г. способствовал продвижению среднего образования для детей той и другой общины. Все это объективно снижало притягательность идеи присоединения к Ирландии для католического населения.

В изменившихся обстоятельствах часть юнионистского руко­водства, включая премьер-министра Б. Брука (лорда Брукборо), попыталась смягчить юнионистский режим и, в частности, упо­рядочить правила проведения ежегодных оранжистских парадов (12 июля), которые нередко заканчивались кровопролитиями. Однако сторонники традиционной жесткой линии в отношении католического меньшинства (члены Ордена оранжистов и адепты набиравшего силу протестантского фундаментализма, одним из лидеров которого был пресвитерианский священник Ян Пейсли) выступили против каких-либо ограничений при проведении оран- жистских шествий. В итоге либерализация режима, имевшая место в 1950-е годы, оказалась весьма ограниченной, а повышение жиз­ненного уровня католиков не ликвидировало их дискриминации в социально-экономической и политической жизни. Несмотря на некоторое улучшение производственных показателей, хозяйство провинции оставалась отсталым.

В 1960-е годы в результате проведения центральной властью по­литики регионального развития и технической модернизации про­мышленности объем ее продукции в Северной Ирландии увеличил­ся, и одновременно значительно (на 60%) выросли и доходы населе­ния. В среде католической общины сформировался средний класс, готовый к борьбе за расширения гражданских прав своих едино­верцев.

Борьба католиков за свои права. Толчком к возмущению католи­ческой общественности стало создание промышленных предприятий и строительство нового университета не на территории, населенной католиками, а, вопреки ожиданиям, — в протестантских районах главного города провинции Белфаста.

Подобные действия админис­трации были расценены католической общиной как дискриминация, и недовольство вылилось в движение за уравнивание католиков в гражданских правах.

В 1967 г. была основана Ассоциация борьбы за гражданские права. Ее участники требовали обеспечения демократических прав для всех, ликвидации дискриминации при устройстве на работу и в жилищном вопросе, отмены множественного голосования и установления при­нципа «один человек — один голос», а также отмены чрезвычайных законов, действующих с 1933 г., и роспуска полиции, состоявшей в основном из протестантов. Ассоциация организовывала демонс­трации и митинги, которые разгоняла полиция.

Ответной реакцией со стороны протестантов явились погромы католических кварталов в городах, повлекшие за собой много­численные жертвы. Юнионистское правительство провинции ока­залось неспособным справиться с создавшейся нестабильностью. Ирландская Республика обратилась в ООН с требованием рас­смотреть североирландский вопрос в Совете Безопасности. В этой обстановке в августе 1969 г. лейбористское правительство г. Вильсона ввело в провинцию войска — 10 тыс. военнослужащих. В последу­ющие годы численность экспедиционного корпуса была доведена до 15—18 тыс. человек. От стормонта центральная власть потребовала реформирования местного избирательного права по принципу «один человек — один голос», недопущения религиозной дискриминации в социальной, экономической и политической жизни и роспуска во­енизированной полиции, принимавшей сторону протестантов.

Ни одно из этих требований не было реализовано, но само их провозглашение вызвало раскол в лагере юнионистов, который в не­далеком будущем (1970—1977) привел к образованию ряда новых партий. Преемницей юнионистов стали «официальные» юнионисты, занявшие центристские позиции. Настроенная более либерально и созданная не по религиозному принципу партия «Альянс» высту­пила за модернизацию режима в Северной Ирландии.

Протестантская юнионистская партия (ПЮП), переименованная в 1971 г. в Демократическую юнионистскую партию (ДЮП), вобрала и вышедшую из «Альянса» партию «Вэнгард» (1977). Лидером Де­мократической юнионистской партии остался основатель ПЮП, создатель Свободной пресвитерианской церкви Ольстера преподоб­ный Ян Пейсли. Программа ДЮП представляла собой синтез рели­гии и политики и была направлена на упрочение связей с центральной властью и против участия католиков в управлении провинцией.

Важные изменения произошли и в партийно-политической сис­теме католиков. Социал-демократическая и лейбористская партия (СДЛП), основанная в 1970 г., объединила в своих рядах и прежних членов Националистической и Республиканской лейбористской пар­тий. Ее программа была нацелена на предотвращение дискримина­ции по религиозному признаку, удовлетворение социально-эконо­мических требований трудящихся обеих общин, а также на обеспе­чение участия католиков во структурах власти по принципу «разделения властей». Кроме того, в программе СДЛП декларирова­лось, что объединение Северной Ирландии с Ирландской Республи­кой может произойти только с согласия большинства североирланд­ского населения. Вскоре СДЛП завоевала место главного представи­теля католических граждан на политической арене. Ее лидер Джон Хьюм стремился ориентировать партию на отход от традиционного национализма и вооруженного противостояния.

Ирландская республиканская армия. Между тем насилие, продол­жавшееся против католиков, и неспособность, а порой, и нежелание британской армии их защищать стали причиной возрождения Ирландской республиканской армии (ИРА), созданной еще в 1919 г. На рубеже 1960-1970-х годов в ИРА произошел раскол на «времен­ную» с политическим крылом — «Временным Шин Фейн» и «офи­циальную» с политическим представительством — «Официальным Шин Фейн». «Временная» ИРА в отличие от «официальной» отри­цала политические методы борьбы и стремилась добиться ухода англичан из Северной Ирландии и объединения с Ирландской Рес­публикой с помощью террористических актов. Боевики «временной» ИРА начали террористическую деятельность, в том числе и на тер­ритории всей Великобритании.

Поощряемые Орденом оранжистов активизировали террористи­ческую деятельность и некоторые ультраправые военизированные протестантские группировки — такие, как Ассоциация обороны Оль­стера и Добровольческие силы Ольстера. Несмотря на размещение в провинции британских войск, события вышли из-под контроля регионального правительства и превратились в серьезную проблему для Лондона.

<< | >>
Источник: Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю.. Новейшая история Великобритании: XX — начало XXI века: Учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, — 472 с.. 2012

Еще по теме 8.4. Североирландский вопрос:

  1. Вопрос открытый
  2. Вопрос полузакрытый
  3. 1.6. Вопросы для самоконтроля
  4. 8.5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВОПРОСОВ В АНКЕТЕ
  5. 4.5. Вопросы для самоконтроля
  6. 2.5. Вопросы для самоконтроля
  7. 3.8. Вопросы для самоконтроля
  8. Прямой вопрос
  9. Вопросы для самоконтроля
  10. 8.4. ВЫБОР ТИПА ВОПРОСА
  11. В7. Вопросы по анализу проблемы I
  12. Вопросы, сомнения и возражения
  13. Вопрос закрытый
  14. 8.2. ПРАВИЛА ФОРМУЛИРОВКИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ
  15. 3. ВОСТОЧНЫЙ ВОПРОС
  16. Вопросы для обсуждения