<<
>>

Развитие Англии в первой половине XVII в.

В го­ды прав­ле­ния ко­ро­ле­вы Ели­за­ве­ты I (1558-1603) Ан­г­лия бы­ла еще це­ли­ком аг­рар­ной стра­ной­; по­дав­ля­ющее боль­шин­с­т­во на­се­ле­ния, нас­чи­ты­вав­шее око­ло 4,5 млн.

че­ло­век, жи­ло в де­рев­нях. Един­с­т­вен­ным круп­ным го­ро­дом был Лон­дон; чис­ло его жи­те­лей с 1534 по 1660 г. уве­ли­чи­лось поч­ти в 8 раз (с 60 тыс. до 460 тыс. че­ло­век). Уже это го­во­рит о том, что в Ан­г­лии в это вре­мя про­ис­хо­ди­ло ин­тен­сив­ное раз­ви­тие хо­зяй­ст­вен­ной жиз­ни. Преж­де все­го оно на­ча­лось в аг­рар­ной об­лас­ти. Тю­до­ров­с­кие ре­фор­мы при­ве­ли к кон­цен­т­ра­ции зем­ли в ру­ках «де­неж­ных лю­дей­» - джен­т­ри и вла­дель­цев ма­ну­фак­тур. Пред­п­ри­им­чи­вые хо­зя­ева в XVI в. на­чи­на­ют ого­ра­жи­вать об­щин­ные угодья и раз­во­дить на них овец, что­бы тор­го­вать шер­с­тью и мя­сом и по­лу­чать при­быль. В ре­зуль­та­те бед­ней­шие крес­ть­яне, ко­то­рые в те­че­ние пре­ды­ду­щих ве­ков поль­зо­ва­лись пас­т­би­ща­ми, лу­га­ми и по­ко­са­ми, ли­ша­лись ис­точ­ни­ка су­щес­т­во­ва­ния.
Тем са­мым соз­да­ва­лась по­тен­ци­аль­ная ар­мия тру­да для ма­ну­фак­тур и руд­ни­ков. В де­рев­не, кро­ме то­го, рас­п­рос­т­ра­ня­лась круп­ная ка­пи­та­лис­ти­чес­кая арен­да зем­ли; по­яв­ля­лась зна­чи­тель­ная прос­лой­ка фер­ме­ров, не под­чи­нен­ных фе­одаль­ным по­ряд­кам.

Интересы этих но­вых, стре­мив­ших­ся к при­бы­ли сло­ев ан­г­лий­ско­го об­щес­т­ва при­хо­ди­ли в рез­кое про­ти­во­ре­чие с тра­ди­ци­он­ны­ми от­но­ше­ни­ями в де­рев­не, где гос­под­с­т­во­ва­ло фе­одаль­ное пра­во и зе­мель­ные вла­де­ния в ка­чес­т­ве «ры­цар­с­ко­го дер­жа­ния» под­чи­ня­лись вер­хов­но­му сю­зе­ре­ну, ко­ро­лю, с вы­те­кав­ши­ми от­сю­да мно­го­чис­лен­ны­ми фе­одаль­ны­ми по­вин­нос­тя­ми, пра­вом опе­ки, за­ви­си­мос­тью от ко­ро­ны и не­воз­мож­нос­тью рас­по­ря­жать­ся хо­зяй­ст­вом.

Крестьянство ока­зы­ва­лось под двой­ным уда­ром: с од­ной сто­ро­ны, рос­ло нас­туп­ле­ние лен­д­лор­дов на его пра­ва, с дру­гой - его ра­зо­ря­ли раз­ви­тие ка­пи­та­лис­ти­чес­ких от­но­ше­ний и рост иму­щес­т­вен­ной диф­фе­рен­ци­ации в де­рев­не. На все эти про­цес­сы крес­ть­яне от­ве­ча­ли вос­ста­ни­ями - в 1597, 1607, 1631 гг.

Происходили су­щес­т­вен­ные из­ме­не­ния и в про­мыш­лен­нос­ти, осо­бен­но в фор­мах ор­га­ни­за­ции и раз­де­ле­ния тру­да; раз­ви­ва­лась ма­ну­фак­ту­ра, под­чи­нен­ная ка­пи­та­лу, на­коп­лен­но­му в тор­гов­ле и рос­тов­щи­чес­т­ве. Рос­ла до­бы­ча свин­ца, ме­ди, со­ли, же­ле­за; на этой ба­зе раз­ви­ва­лась ме­тал­лур­гия. Ос­но­вы­ва­лись ма­ну­фак­ту­ры по вы­дел­ке стек­ла, са­ха­ра, шел­ка, кру­жев, тка­ней. К кон­цу XVI в. глав­ной от­рас­лью ан­г­лий­ской про­мыш­лен­нос­ти ста­ло сук­но­де­лие; его про­дук­ты ши­ро­ко про­да­ва­лись не толь­ко на внут­рен­нем, но и на внеш­нем рын­ке.

Численно рос и ук­реп­лял­ся ку­пе­чес­кий люд; час­то куп­цы или про­мыш­лен­ни­ки по­ку­па­ли се­бе зем­лю, а вмес­те с нею и дво­рян­с­кий ти­тул. Про­мыш­лен­ное про­из­вод­с­т­во все еще бы­ло тес­но свя­за­но с сель­с­ким хо­зяй­ст­вом. Бла­го­да­ря это­му скла­ды­вал­ся тес­ный со­юз го­род­с­кой бур­жу­азии и но­вых зем­лев­ла­дель­цев - джен­т­ри. Но­вые дво­ря­не - это час­то од­нов­ре­мен­но и зем­лев­ла­дель­цы, сель­с­кие хо­зя­ева, и про­мыш­лен­ни­ки, и ком­мер­сан­ты. Мно­го­чис­лен­ные, вла­дев­шие оп­ре­де­лен­ны­ми при­ви­ле­ги­ями и имев­шие твер­дое эко­но­ми­чес­кое по­ло­же­ние, они ста­но­ви­лись во гла­ве всех оп­по­зи­ци­он­ных пра­вя­ще­му ре­жи­му Стю­ар­тов сил.

Этим пред­п­ри­им­чи­вым дель­цам ме­ша­ли фе­одаль­ные ог­ра­ни­че­ния - зап­ре­ты на тор­гов­лю, це­хо­вая рег­ла­мен­та­ция, за­ви­си­мость от ко­ро­ны, опе­ка над их пар­ла­мен­т­с­кой де­ятель­нос­тью. Их не­до­воль­с­т­во осо­бен­но уси­ли­ва­лось при ко­ро­лях ди­нас­тии Стю­ар­тов - Яко­ве I (1603-1625) и его сы­не Кар­ле I (1625-1649), прав­ле­ние ко­то­рых от­ме­че­но кри­зи­сом ан­г­лий­ско­го аб­со­лю­тиз­ма.

Ан­г­лий­ская мо­нар­хия пы­та­лась опе­реть­ся на арис­ток­ра­тию, фе­одаль­ное дво­рян­с­т­во и ан­г­ли­кан­с­кую цер­ковь. Стрем­ле­нию бур­жу­азии к сво­бод­ной тор­гов­ле Яков I и Карл I про­ти­во­пос­та­ви­ли сис­те­му раз­да­чи мо­но­поль­ных прав на вы­пуск то­го или ино­го то­ва­ра, что тор­мо­зи­ло раз­ви­тие про­мыш­лен­нос­ти и тор­гов­ли, ско­вы­ва­ло час­т­ную ини­ци­ати­ву и кон­ку­рен­цию. Во внеш­ней по­ли­ти­ке эти ко­ро­ли так­же не счи­та­лись с ин­те­ре­са­ми ан­г­лий­ской бур­жу­азии: они ис­ка­ли со­юза с ка­то­ли­чес­ки­ми Ис­па­ни­ей и Фран­ци­ей­, сто­яв­ши­ми на пу­ти ан­г­лий­ской мор­с­кой тор­гов­ли.

В пар­ла­мен­тах, где за­се­да­ли пред­с­та­ви­те­ли бур­жу­азии и джен­т­ри, рос­ла оп­по­зи­ция. Ко­ро­ли для борь­бы с не­до­воль­ны­ми вво­ди­ли в дей­ст­вие чрез­вы­чай­ные су­ды Звез­д­ной па­ла­ты и Вы­со­кой ко­мис­сии. В стра­не дей­ст­во­ва­ла жес­т­кая по­ли­ти­чес­кая и ду­хов­ная цен­зу­ра. Воз­му­ще­ние, од­на­ко, рос­ло. И пос­коль­ку идей­ная жизнь об­щес­т­ва в то вре­мя еще не от­де­ли­лась от сред­не­ве­ко­вых ре­ли­ги­оз­ных кор­ней­, про­тест про­тив от­жив­ше­го свой век строя вы­ра­жал­ся в ре­ли­ги­оз­ной фор­ме. В этом сра­щи­ва­нии со­ци­аль­ных, по­ли­ти­чес­ких и ре­ли­ги­оз­ных проб­лем сос­то­ит од­на из важ­ней­ших осо­бен­нос­тей Ан­г­лий­ской ре­во­лю­ции, от­ли­ча­ющая ее от всех дру­гих ре­во­лю­ций поз­д­ней­ших вре­мен.

Предпринимателей и но­вых дво­рян, при­об­ре­тав­ших все боль­ший вес в эко­но­ми­чес­кой жиз­ни, не удов­лет­во­ря­ла ан­г­ли­кан­с­кая цер­ковь, под­чи­нен­ная аб­со­лю­тиз­му, тре­бо­вав­шая пос­то­ян­ных взно­сов и до­ро­гос­то­ящих пыш­ных об­ря­дов, ут­вер­ж­дав­шая дик­тат свя­щен­с­т­ва над ду­ша­ми ве­ру­ющих. Они ста­но­ви­лись пу­ри­та­на­ми (от ан­г­лий­ско­го pu­re - чис­тый­), сто­рон­ни­ка­ми очи­ще­ния цер­к­ви от дос­тав­ших­ся в нас­лед­с­т­во от ка­то­ли­циз­ма об­ря­дов и та­инств, от влас­ти епис­ко­пов, от цер­ков­ных су­дов. Тем са­мым они про­тес­то­ва­ли про­тив по­ли­ти­чес­ких и со­ци­аль­ных ус­то­ев, ибо гла­вой ан­г­ли­кан­с­кой цер­к­ви со вре­мен ре­фор­ма­ции Ген­ри­ха VI­II был сам ко­роль; цер­ковь же оп­рав­ды­ва­ла, ос­вя­ща­ла, под­дер­жи­ва­ла сис­те­му фе­одаль­но-абсо­лю­тис­т­с­кой мо­нар­хии.

Ве­ро­уче­ние пу­ри­тан ос­но­вы­ва­лось на иде­ях Жа­на Каль­ви­на и шот­лан­д­с­ко­го про­по­вед­ни­ка Джо­на Нок­са. Пу­ри­та­не объ­яв­ля­ли ос­но­вой ре­ли­гии лич­ную ве­ру каж­до­го, а зна­чит, от­ри­ца­ли свя­щен­ную мо­но­по­лию ду­хо­вен­с­т­ва, ко­то­рое до сих пор сто­яло меж­ду че­ло­ве­ком и Бо­гом. В ве­ре все рав­ны - и лор­ды, и прос­то­лю­ди­ны. Так в ре­ли­ги­оз­ной фор­ме рож­да­лась идея со­ци­аль­но­го и по­ли­ти­чес­ко­го ра­вен­с­т­ва.

Пуритане от­ри­ца­ли об­ря­ды и ут­варь, ико­ны, скуль­п­ту­ры, вит­ра­жи, свя­щен­ни­чес­кие об­ла­че­ния, ор­ган­ную му­зы­ку - все, что про­ти­во­ре­чи­ло иде­алу бе­реж­ли­вос­ти, мир­с­ко­го ас­ке­тиз­ма, «де­ше­вой цер­к­ви». Они ут­вер­ж­да­ли идею о «мир­с­ком приз­ва­нии» че­ло­ве­ка и нап­рав­ля­ли его ин­те­ре­сы к по­сюс­то­рон­ним, ма­те­ри­аль­ным и со­ци­аль­ным проб­ле­мам.

Аргументы, об­ра­зы, мыс­ли, под­т­вер­ж­дав­шие их умо­нас­т­ро­ения, они чер­па­ли из Биб­лии. Ве­ли­кая кни­га бы­ла пе­ре­ве­де­на на ан­г­лий­ский язык ан­г­лий­ским гу­ма­нис­том Тин­де­лом еще в 30-х го­дах XVI в., но пе­ре­вод этот не по­лу­чил ши­ро­ко­го рас­п­рос­т­ра­не­ния. В мас­сах на­се­ле­ния ан­г­лий­ский пе­ре­вод Биб­лии по­явил­ся в 60-70-е го­ды: де­ше­вые кар­ман­ные из­да­ния, от­пе­ча­тан­ные в же­нев­с­ких ти­пог­ра­фи­ях, не­ле­галь­но пе­ре­се­ка­ли про­лив и рас­п­рос­т­ра­ня­лись в семь­ях сквай­ров, йо­ме­нов, куп­цов и ре­мес­лен­ни­ков. В 1613 г. зна­ме­на­тель­ным со­бы­ти­ем стал сан­к­ци­они­ро­ван­ный Яко­вом I но­вый пе­ре­вод Биб­лии на ан­г­лий­ский язык, осу­щес­т­в­лен­ный пу­ри­та­на­ми Кем­б­рид­ж­с­ко­го уни­вер­си­те­та. С это­го вре­ме­ни Биб­лия ста­ла глав­ной кни­гой для ши­ро­ких сло­ев ан­г­лий­ско­го на­ро­да. Она вос­п­ри­ни­ма­лась как выс­ший­, сак­раль­ный­, вдох­нов­лен­ный са­мим Бо­гом ав­то­ри­тет, ру­ко­вод­с­т­во на все слу­чаи жиз­ни. Биб­лия да­ва­ла пред­пи­са­ния и при­ме­ры, бо­га­тей­ший мир об­ра­зов для ис­кус­ства, ли­те­ра­ту­ры, по­ли­ти­чес­кой пуб­ли­цис­ти­ки, бо­гос­ло­вия.

Пуритане от­ри­ца­ли иерар­хи­чес­кий епис­ко­паль­ный строй. Ор­га­ни­за­ци­он­ные прин­ци­пы пу­ри­тан­с­кой цер­к­ви, по­лу­чив­шей наз­ва­ние прес­ви­те­ри­ан­с­кой­, стро­ились сле­ду­ющим об­ра­зом. Во гла­ве каж­дой об­щи­ны ве­ру­ющих сто­ял прес­ви­тер (ста­рей­ши­на), из­б­ран­ный из сре­ды «луч­ших», на­ибо­лее по­чи­та­емых лю­дей. Вмес­то епис­ко­пов цер­ковь уп­рав­ля­лась кон­сис­то­ри­ями - со­ве­та­ми из прес­ви­те­ров и про­по­вед­ни­ков. Прес­ви­те­ри­ана­ми ста­но­ви­лись, как пра­ви­ло, за­жи­точ­ные куп­цы, фи­нан­сис­ты Си­ти, круп­ные зем­лев­ла­дель­цы-джен­т­ри, сво­бод­ные крес­ть­яне.

Другие ис­ка­ли пол­ной сво­бо­ды ве­ры и ин­ди­ви­ду­аль­но­го об­ще­ния с ду­хов­ным ми­ром. Их не удов­лет­во­ря­ла каль­ви­нис­т­с­ко-пу­ри­тан­с­кая док­т­ри­на с ее уз­кой рег­ла­мен­та­ци­ей жиз­ни, су­ро­вой дог­ма­ти­кой и при­вер­жен­нос­тью бук­ве древ­не­го иудей­ско­го за­ко­на. Эти лю­ди на­зы­ва­лись ин­де­пен­ден­та­ми (не­за­ви­си­мы­ми). Они счи­та­ли, что го­су­дар­с­т­во не дол­ж­но вме­ши­вать­ся в де­ла ре­ли­гии, выс­ту­па­ли за ши­ро­кую ре­ли­ги­оз­ную тер­пи­мость и сво­бод­ные са­мо­уп­рав­ля­ющи­еся кон­г­ре­га­ции ве­ру­ющих. Ин­де­пен­ден­т­с­т­во бы­ло вы­ра­же­ни­ем про­тес­та про­тив уз­кой зам­к­ну­тос­ти прес­ви­те­ри­ан; оно да­ва­ло ши­ро­кий прос­тор ини­ци­ати­ве ве­ру­ющих и спо­соб­с­т­во­ва­ло об­ра­зо­ва­нию мно­го­чис­лен­ных на­род­ных сект. В ин­де­пен­ден­т­с­кие кон­г­ре­га­ции объ­еди­ня­лись сред­ние слои джен­т­ри, вла­дель­цы не­боль­ших мас­тер­с­ких и ма­ну­фак­тур, мел­кие ла­воч­ни­ки, под­мас­терья, крес­ть­яне-арен­да­то­ры.

Пуританизм соз­дал свою осо­бую куль­ту­ру, зна­чи­тель­но от­ли­чав­шу­юся от куль­ту­ры пред­шес­т­ву­ющей­, шек­с­пи­ров­с­кой эпо­хи. Пу­ри­та­не рез­ко выс­ту­па­ли про­тив те­ат­ров, мас­ка­ра­дов, пе­ту­ши­ных бо­ев и про­чих раз­в­ле­че­ний. Поз­д­нее, уже в хо­де ре­во­лю­ции, они гро­ми­ли хра­мы, раз­би­ва­ли ор­га­ны, вит­ра­жи и скуль­п­ту­ры, унич­то­жа­ли ико­ны. Так они вы­ра­жа­ли про­тест про­тив рос­ко­ши и рас­пут­с­т­ва дво­ра, про­тив хан­жес­т­ва и без­н­рав­с­т­вен­нос­ти ду­хо­вен­с­т­ва. Од­на­ко су­щес­т­во­ва­ла и дру­гая сто­ро­на пу­ри­тан­с­т­ва - дух скром­нос­ти и са­мо­ог­ра­ни­че­ния, бе­зус­лов­ной чес­т­нос­ти пе­ред Бо­гом и людь­ми, вы­со­кой нрав­с­т­вен­нос­ти, граж­дан­с­кой и де­ло­вой ак­тив­нос­ти. Биб­лей­ская куль­ту­ра рож­да­ла но­вую, пу­ри­тан­с­кую эти­ку, про­во­див­шую в жизнь иде­алы об­щин­нос­ти, на­род­нос­ти, граж­дан­с­т­вен­нос­ти, тру­до­лю­бия. Она об­ра­ща­лась боль­ше к ра­зу­му, чем к чув­с­т­вам ве­ру­ющих, от­ли­ча­лась трез­вос­тью и ра­ци­она­лиз­мом. В семье куль­ти­ви­ро­ва­лись друж­ба, спло­чен­ность меж­ду все­ми ее чле­на­ми; боль­шое вни­ма­ние уде­ля­лось вос­пи­та­нию де­тей­, це­ни­лись воз­дер­жан­ность, уме­ние вла­деть со­бой­, неп­ри­тя­за­тель­ность. Все это сде­ла­ло ран­ний пу­ри­та­низм идей­ным зна­ме­нем борь­бы ши­ро­ких сло­ев об­щес­т­ва про­тив ан­г­ли­кан­с­кой дог­ма­ти­ки, ко­ро­лев­с­ко­го аб­со­лю­тиз­ма и фе­одаль­но­го строя.

<< | >>
Источник: Под ред. Юровской Е.Е., Кривогуза И.М.. Новая история стран Европы и Америки. Т. 1 ( Первый период).. 2002

Еще по теме Развитие Англии в первой половине XVII в.:

  1. Экономическое развитие Англии и Франции в первой половине XIX в.
  2. Политическое и социально-экономическое развитие Англии в первой половине XVIII в.
  3. Международное положение Османской империи во второй половине XVI — первой половине XVII в.
  4. Политическая борьба в Англии в первой половине XIII в.
  5. 23 ЛИБЕРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. УТИЛИТАРИЗМ И. БЕНТАМА
  6. 19. ЛИБЕРАЛИЗМ ВО ФРАНЦИИ И АНГЛИИ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. УТИЛИТАРИЗМ И. БЕНТАМА
  7. Испания в первой половине XVII в.
  8. Китай в первой половине XVII в.
  9. 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
  10. Крестьянские восстания в первой половине XVII в.
  11. ГЛАВА 32 ИСПАНИЯ В XVI-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  12. ГЛАВА 35 ФРАНЦИЯ В XVI-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  13. ГЛАВА 36 ИТАЛИЯ В XVI — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVII в.
  14. Корея в первой половине XVII в. Вторжение маньчжур
  15. 4.3. Россия в XVII-XVIII вв. 4.3.1. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века
  16. Перемирие 1609 г. Республика Соединенных провинций в первой половине XVII в
  17. Глава X КИТАЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  18. Начало экономического упадка Польши в конце XVI — первой половине XVII в.
  19. 37 ФОРМИРОВАНИЕ АБСОЛЮТИЗМА В РОССИИ И ЕГО ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ ДОКТРИНЫ XVII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XVIII ВВ