Политика «просвещенного абсолютизма».
Мария Терезия и ее сын Иосиф II, ее соправитель и римский император с 1765 г., могли целиком посвятить себя реформам, смыслом и целью которых являлось создание государства «просвещенного абсолютизма».
Реформы проводились в основном в австро-чешских наследственных землях. Они требовали много денег, а казна была вечно пуста. Решительной перестройке подверглись прежде всего военная и административно-финансовая сферы. Вербовка уступила место централизованному набору рекрутов на пожизненную службу; была основана венская военная академия. Сословные учреждения были заменены исполнительными органами государственной власти, налоговое дело также передано в руки государства.Мария Терезия ввела централизованную систему учета и контроля: она провела первую в истории страны перепись населения и земельных владений; отменила налоговые привилегии дворян и духовенства.
Рядом указов было несколько облегчено положение крепостного крестьянства, уменьшена барщина до трех дней в неделю вместо пяти - шести; была ограничена судебная власть помещика над крепостными. В 1776 г. императрица запретила средневековые пытки и ограничила применение смертной казни в качестве меры наказания, упорядочила уголовное право.Огромное прогрессивное значение имела школьная реформа, заложившая фундамент народного образования и стройной продуманной системы школ различных ступеней: от деревенской «тривиальной», где детей учили чтению, письму и счету, до городских и «нормальных» школ для подготовки сельских учителей и университетов, в которых светское образование и естественно-научные дисциплины получили предпочтение перед теологическими.
Еще более радикальными, но зачастую непродуманными и наспех подготовленными стали реформы при Иосифе II (1780-1790). Были освобождены крестьяне австро-чешских провинций, а также Галиции, захваченной в 1772 г. по первому разделу Польши, и Буковины, отторгнутой у Османской империи в 1775 г. Иосиф II отменил крепостное право; освободив крестьян от личной зависимости, но сохранив их повинности.Важное значение для культурного и социально-экономического развития значительной части многонациональной империи имело провозглашение демократического принципа веротерпимости. «Патент о толерантности» (веротерпимости) отменил дискриминацию греко-восточной (православной) и протестантской церквей, позволил протестантам свободно исповедовать свою религию, занимать общественные и государственные должности, возводить школы и храмы. Римско-католическая церковь лишилась многих своих прав и привилегий, в том числе права провозглашать папские буллы без санкции государя. Иосиф распустил религиозные ордена и монастыри, не занимавшиеся «полезной деятельностью» - лечением больных, обучением детей и т. д. Даже личное вмешательство «святейшего отца», прибывшего в Вену смиренно просить Иосифа отменить церковно-религиозные реформы или смягчить их антиватиканскую направленность, не имело успеха.
Одержимый идеей создания образцовой модели «просвещенного абсолютизма», Иосиф II шел напролом, не считаясь с интересами не только отдельных лиц, но и сословий и даже целых народов. Он искренне считал, что действует во имя и на благо народа. Но столь же искренне он полагал, что может при этом вполне обойтись без народа - по принципу «все для народа, но без его участия».
Желая добиться максимального единообразия и строгой централизации в управлении лоскутной империей, Иосиф возвел немецкий язык в ранг единственного официального (языка делопроизводства), низведя тем самым все остальные языки народов империи в разряд второстепенных. Это вызвало возмущение угнетенных народов и породило мощное движение за развитие национальной литературы и культуры. У некоторых славянских народов это движение вошло в историю как движение за «национальное возрождение». Деспотические методы управления вызывали острое недовольство в Бельгии и Венгрии, к концу 80-х годов XVIII в. они оказались на грани открытого возмущения.Политика «просвещенного абсолютизма», проводимая Иосифом Габсбургом, не могла решить неразрешимую задачу - спасти феодализм, приспособив старые, уже отжившие свой век сословно-феодальные экономические, социальные и политические структуры к потребностям новой буржуазной эпохи. Об этом свидетельствовало крупнейшее антифеодальное восстание крепостных крестьян в Трансильвании (1784), в котором участвовали около 20-30 тыс. валахов и мадьяр.
Еще по теме Политика «просвещенного абсолютизма».:
- Просвещенный деспотизм и просвещенный абсолютизм
- 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
- 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
- 11.3. Просвещенный абсолютизм в России
- 65. Идеология «просвещенного абсолютизма» в России (вторая половина XVIII8.)
- Реформы «просвещенного абсолютизма»
- 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
- 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
- 10.1. Ранние буржуазные государства и просвещенный абсолютизм в Европе
- VIII. LUMEN. Просвещение и абсолютизм, ок. 16501789 гг.
- Просвещенный абсолютизм Карла III
- Конец «просвещенного абсолютизма» Иосифа II.
- Ришелье и политика укрепления абсолютизма.
- 16. ПОЛИТИКА И ПРАВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- 20 ПОЛИТИКА И ПРАВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
- 36. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма.
- § 45. Становление абсолютизма в России. Внешняя политика