Общественный строй Кореи в Новое время
В Корее, где земледелие являлось основным занятием на-, селения, землей распоряжался господствующий класс фео- | далов (или сословие дворян — янбаней). Вплоть до конца • XIX в. сохранилась система земельных отношений, основанная на государственно-феодальной собственности на землю, • при которой основной формой эксплуатации была продукто-1 вая рента — налбг (рисом и другими злаками).
Но, кроме того,- ^ население обязано было выполнять различные виды работ { (барщину) в пользу дворцового ведомства и правительственных учреждений. .]Натуральное крестьянское хозяйство являлось экономи- • ческой основой общества, а крестьянская община — мельчай- | шей хозяйственной и социальной единицей. ;
В Корее (как и в других странах Востока) существовала;; государственная собственность на землю, в рамках которой ; выделялись различные категории земельных владений. Со-л гласно земельной системе, установленной еще на рубеже 1 Х1У-ХУвв., все земли делились на государственные (кондй- 1 он) и помещичьи (садйон), находившиеся в частном пользова- | нии (но не частном владении из-за наличия государственной 1
собственности на землю).
Но и в том, и в другом случае землей распоряжались крупные землевладельцы — помещики, чи; новники и представители царствующего рода, присвоившие | себе право сбора общегосударственной ренты — налога.В категории государственных земель (кондйон) первое место занимали поля, принадлежавшие королевскому дому. : Так, например, согласно законам XVIII в. на содержание двор- I ца каждой из четырех главных жен короля ^выделялось по 1 тысяче кёль[5] земли, наложниц — по 800 кёль, сыновей и дочерей короля — по 850 кёль и т.д. В категории кондйон ; также значились земли, доходы с которых шли на содержа- I ние центральных и провинциальных административных управлений, на жалованье чиновникам, на жертвоприношения, на охрану королевских кладбищ, на содержание казенных конюшен, пристаней и пр.
В категории частно-владельчес- \ ких земель (садйон) первое место занимали так называемые наградные и пожалованные земли помещиков, переходившие ' по наследству и фактически представлявшие собственность их владельцев. Сюда же входили земли буддийских монас- !■ тырей и конфуцианских храмов.I Для аграрных отношений в Корее в XVI-XIX вв. характе- , рен прогрессировавший рост помещичьих земель. С этих земель взимался незначительный налог, но обычно помещики уклонялись и от его уплаты. Этот процесс привел к еще боль- S шему разорению и обнищанию корейского крестьянства. С од!' ной стороны, обезземеливание крестьян превратило их в закабаленных арендаторов у помещиков, которые полностью распоряжались землей, не ограничиваясь общегосударствен- | ной нормой поземельного налога-ренты (в 30 ду[6] с кёль), а, как правило, забирали половину и больше собранного уро- i жая. С другой стороны, в связи с сокращением поступлений I от поземельного налога государство стало увеличивать дру- ! гие виды налогов и вводить новые. С середины XVII в. был
установлен новый поземельный налог рисом (тэндонми), в размере 12-16 ду с кёль, рисовый военный налог, военный налог тканями и целый ряд других налогов — поземельный, ремесленный, соляной и т.д., общим числом до 40-50.
Феодальная эксплуатация усугублялась эксплуатацией - торгово-ростовщического капитала. Ростовщические методы эксплуатации использовались и самими помещиками, при- ,1 чем государство выступало в качестве самого крупного откуп- ' щика, установив систему выдачи крестьянам весной зерно-3 вой ссуды с условием возвращения ее с процентами осенью. < Из-за существовавшей системы эксплуатации, не оставляв- | шей у непосредственного производителя никакого избытка • продукта, было возможным в лучшем случае только простое | воспроизводство на базе натурального хозяйства разоряемо- I го крестьянина. |
Такому положению сельского хозяйства соответствовала ] слабо развитая городская экономика: низкий уровень разви- < тия промышленности и торговли.
Ремесленники, ТЗ.К Жб КВК | и крестьяне, были закрепощены и в большинстве своем были заняты работой над правительственными заказами. Такие ' ремесленники, будучи приписанными к Палате обществен-; ных работ или к провинциальным управлениям, находились 1 на положении государственных крепостных, производивших г все необходимое для правительства: металлические, деревян- > ные, кожевенные, гончарно-фарфоровые и другие изделия — ■ всего129видов.Исключение.с(оставляло ткачество. Ткани вырабатывались ' в крестьянском хозяйстве и поступали в казну в виде различи ных налогов. В конце XV в. во всех провинциальных городах ; насчитывалось 3511 государственных ремесленников, а к се-; редине XIX в. их число увеличилось лишь до 5451. Закрепо-; щение большинства ремесленников, разорительные налоги, установленные для вольных ремесленников, работавших непосредственно на рынок, тормозили развитие товарного про- - изводства. И тем не менее оно развивалось. <
С конца XVI в. рост общественного разделения труда привел к расширению производства холстов, бумаги, фарфоро- во-фаянсовых и металлических изделий, способствовал фор-.■1 мированию местных (сельских и районных) рынков, которые назывались «пятидневными» (оильсичжанг). Хозяевами ме-} стных рынков являлись содержатели лавочек, трактиров и .;
I постоялых дворов, а также купцы-разносчики, объединявшиеся в особые торговые корпорации. Обмен между различными частями страны был развит слабо. Кроме торговли, лавочники и трактирщики занимались также ростовщичеством. Над массой мелких скупщиков и ростовщиков стояли круп? ные торговые дома столицы во главе с большой шестеркой ; фирм (Юкмочжон) на улице Чжонно. Каждая ир них пользовалась установленной государством монополией по торговле шелком, хлопчатобумажными тканями, бумагой, рыбными | товарами, деревянными изделиями. Тесно связанный с феодалами и охраняемый государством, этот крупный И привилегированный торгово-ростовщический капитал осуществлял эксплуатацию непосредственных производителей.
Классовый состав корейского общества, определяемый экономическими отношениями, был закреплен в сословных раз-, личиях. Класс феодальных землевладельцев составлял господствующее сословие «янбан» (два деления), куда первоначально входили военные (собан) и гражданские (тонбан) слуги короля. Ведущая роль принадлежала столичному дворянству — высшей феодальной знати. Принадлежность к сословию янбан не только избавляла от несения повинностей, но наряду с другими привилегиями давала и личную власть над любым 1 «неблагородным» человеком, и средства внеэкономического принуждения. Каждый дворянин мог арестовать любого непривилегированного человека, принудить его работать на сво- ' ем поле, отобрать его имущество.
Ниже янбан в сословной иерархии находилось среднее сословие — «чжунин». В него входили крупные купцы, а также врачи, землемеры, художники и др., занимавшие государствен' ные должности, но не принадлежавшие к дворянскому сословию.
Подавляющее большинство населения принадлежало к ,. двум низшим сословиям: 1) сословию «сянин» (простолюдинов), куда входили крестьяне, мелкие торговцы, ремесленники, и 2) сословию «чёнин» (подлых), куда вместе с рабами 1 причислялись представители ряда профессий, почитавшихся «грязными»: акробаты, тюремщики, гейши, уборщики улиц и прислуга общественных мест, мясники и пр.
В лице короля, верховного собственника земли, была представлена верховная государственная власть. Он являлся вершителем всех государственных дел, имел неограниченную
власть над жизнью и имуществом всех своих подданных. Офи-| циальная конфуцианская идеология в интересах феодально- 1 го государства устанавливала весь кодекс морали и законы | человеческих отношений: между монархом и подданными, | господами и слугами, «высшими» и «низшими», родителями | и детьми, мужьями и женами, старшими и младшими. По- I скольку конфуцианство не устанавливало особого духовного 1 сословия, все предписанные религиозные церемонии и обря- 1 ды исполнялись государственными чиновниками, король вы-: ступал и как верховный жрец, совмещая в своем лице выс- * шую духовную и светскую власть.
Управляла страной иерархия феодальных чиновников, от- ; бираемых на государственных экзаменах — «кваго», которые • реально могли выдержать только представители привилегированного сословия. Все гражданские и военные чиновники 4 различались по степеням и рангам. Административную власть ; в центре осуществлял Верховный государственный совет — | «Ычжонбу», возглавляемый тремя чиновниками первой сте- !| пени, и подчиненные ему отраслевые ведомства: 1) государ- 1 ственных служб (чинов), 2) финансов, 3) церемоний, 4) воен-1 ных дел, 5) уголовных дел, 6) общественных работ. Кроме \ ведомств, в столице находились десятки различных канцелярий и учреждений, в которых чиновников было больше, чем ; во всех городах Кореи вместе взятых.
В административном отношении Корея делилась на восемь ] провинций (Кйонгидо, Чунчйондо, Канвондо, Чжолладо, ■ Кйонсандо, Хванхэдо, Хамгйондо, Пхйонандо) и 332 округа. 1 Каждой из провинций управлял губернатор (гамса), которо- « му подчинялись все окружные начальники. Окружным начальникам подчинялись правители деревенских волостей. Во | главе деревень находились старосты (тхончжан), принадле- ■ жащие к наиболее состоятельным жителям деревни. Всех членов деревенской общины (а внутри общины — всех родичей) ^ связывала круговая порука. Все чиновные власти осуществляли мелочный и деспотический надзор над жизнью общины, контролируя уплату налогов и выполнение повинностей и обрядов, при этом наживаясь всеми способами за счет крёс- ; тьян.
По уровню экономического И социально-политического I развития Корея в Новое время отставала от многих стран 1 Азии и Северной Африки. Причины этого следует искать I в феодальных смутах XVI в., но еще более— в дальнейшем ухудшении положения крестьянства после японской и маньчжурской интервенции, в жестоких формах угнетения его помещиками и, как следствие, разорении крестьянского хозяй- ■ ства. В целом, жестокая феодальная эксплуатация крестьян : и ремесленников задерживала развитие производительных сил. Периодические неурожаи, массовый голо^ц и эпидемии уносили сотни тысяч жизней. В начале 50-х годов XVII в. (как : следствие маньчжурского нашествия) разразился голод, по- разивнхий-всю Корею. Наводнения и пожары разоряли население северных провинций — Пхйонандо и Хамгйондо — ; в 80-х годах XVII в. Из наиболее крупных бедствий XVIII в. > Следует отметить голод на о. Чжечжюдо в 1722 г. и поразив- 1 ший всю страну голод 1751 и 1776 гг. Голод сгонял огромное количество народа в столицу, и в таких случаях правительство, опасаясь волнений, оказывало помощь голодающим. Эта ! помощь, однако, не удовлетворяла и сотой доли нуждающихся. В голодные годы катастрофический характер принимали 1 эпидемии холеры и чумы. В течение одного только 1786 г. от 'холеры погибло свыше 370 тыс. человек (из населения не- 1 многим более 7 млн. человек по налоговой переписи 1767 г.). ' Безжалостная эксплуатация и притеснения вызывали ши- ) рокий протест со стороны крестьян. Крестьянская борьба при- | нимала различные формы. Она выражалась в восстаниях, ( убийствах отдельных феодалов и чиновников, принимала I форму отказа платить налоги, массового бегства из районов, где крестьяне значились в податных списках. Как правило, каждый крупный голод сопровождался серьезными антифеодальными выступлениями. К сожалению, многочисленные ^ крестьянские восстания Х\П1-Х"У1П вв. изучены пока крайне слабо. Сейчас нам известны лишь беглые упоминания источников об отдельных (может быть и не самых значительных) крестьянских возмущениях. К их числу относится большое восстание в г. Кончжу (провинция Чунчйондо) в 1644 г., восстание 1684 г., возглавленное какой-то религиозной сектой, призывавшей «убить как можно больше знатных», или, наконец, восстание безземельных крестьян в провинции Чжол- ладо в начале XVIII в. Косвенным показателем нараставшего сопротивления народа и обострения социальных противоречий могут служить увеличившиеся в начале ХУ1П в. репрессии властей против крестьян.
Еще по теме Общественный строй Кореи в Новое время:
- Глава 1. Основные тенденции общественного развития стран Азии и Африки в Новое время
- Общественное развитие Кореи в конце XVIII — начале XIX в.
- НОВОЕ ВРЕМЯ ЕВРОПЕЙСКОЙ ИСТОРИИ
- Культура Камбоджи в Новое время
- НОВОЕ ВРЕМЯ
- Новое времЯ
- НОВОЕ ВРЕМЯ
- Новое время
- НОВОЕ ВРЕМЯ
- 5.2, НОВОЕ время ДІНППІ века
- Культура Таиланда в Новое время
- 4.1.5. Развитие культуры в новое время
- 4.8. Международные отношения в Новое время