<<
>>

Культура и политическая мысль

В XVII в. в Ан­г­лии про­ис­хо­дит по­во­рот от сред­не­ве­ко­вой куль­ту­ры в ши­ро­ком смыс­ле сло­ва к куль­ту­ре но­во­го вре­ме­ни. Это ка­са­лось преж­де все­го идей­ной­, ми­ро­воз­зрен­чес­кой сфе­ры.

Ре­во­лю­ци­он­ная борь­ба на­чи­на­лась как дви­же­ние за сво­бо­ду ве­ро­ис­по­ве­да­ния; во­оду­шев­лен­ная тек­с­та­ми и об­ра­за­ми Вет­хо­го За­ве­та, она сде­ла­ла сво­им идей­ным зна­ме­нем пу­ри­та­низм; на­род­ные ни­зы го­ре­ли эс­ха­то­ло­ги­чес­кой ве­рой в ско­рое вто­рое при­шес­т­вие и ус­та­нов­ле­ние Ты­ся­че­лет­не­го цар­с­т­ва. Но и в хо­де са­мой ре­во­лю­ции, и в зна­чи­тель­ной ме­ре в ре­зуль­та­те ее по­ра­же­ния иде­алы пу­ри­та­низ­ма бы­ли раз­вен­ча­ны. На сме­ну ту­ман­ным мил­ле­на­рий­ским ча­яни­ям при­хо­дил культ Ра­зу­ма; на сме­ну иде­алис­ти­чес­ко­му стрем­ле­нию к все­об­ще­му брат­с­т­ву и люб­ви - ин­те­рес на­жи­вы. На при­ме­ре мно­жес­т­ва трак­та­тов и пуб­ли­цис­ти­чес­ких про­из­ве­де­ний мож­но прос­ле­дить эту эво­лю­цию от ве­ры к ра­зу­му, от пу­ри­тан­с­ко­го вет­хо­за­вет­но­го мо­но­те­из­ма к трез­во­му прос­ве­ти­тель­с­ко­му де­из­му.
Не­обы­чай­ная по­пу­ляр­ность и рас­п­рос­т­ра­нен­ность Биб­лии сти­му­ли­ро­ва­ли ее кри­ти­ку - как уче­ную, так и сти­хий­ную, неп­рос­ве­щен­ную, сек­тан­т­с­кую. Каль­ви­нис­т­с­кая эти­ка, на­саж­дав­ша­яся пу­ри­тан­с­ки­ми про­по­вед­ни­ка­ми, нес­ла с со­бой культ ра­ци­она­лис­ти­чес­кой ути­ли­тар­нос­ти. Ле­вел­лер­с­кие по­ли­ти­чес­кие те­ории и сам ха­рак­тер их ар­гу­мен­та­ции от ес­тес­т­вен­но­го пра­ва уси­ли­ва­ли тен­ден­ции к се­ку­ля­ри­за­ции.

Если на­ча­ло ве­ка зна­ме­но­ва­лось рас­ц­ве­том дра­мы и по­эзии - дос­та­точ­но наз­вать име­на У. Шек­с­пи­ра, К. Мар­ло, Б. Джон­со­на, Г. Спен­се­ра, Дж. Дон­на,- то куль­ту­ра эпо­хи ре­во­лю­ции да­ла ми­ру од­но по-нас­то­яще­му ве­ли­кое имя - Джо­на Мил­то­на.

Его ран­ние сти­хи, по­эмы и дра­мы со­че­та­ют в се­бе тра­ди­ции Ре­нес­сан­са и ду­хов­ную глу­би­ну раз­ви­той ре­ли­ги­оз­нос­ти Ре­фор­ма­ции. Его по­ли­ти­чес­кие трак­та­ты - про­тив епис­ко­па­та, о сво­бо­де лич­нос­ти, о пра­ве на раз­вод, о сво­бо­де пе­ча­ти, а так­же зна­ме­ни­тые зре­лые тво­ре­ния 1649-1650 гг., на­пи­сан­ные в за­щи­ту ца­ре­убий­ст­ва и ан­г­лий­ской рес­пуб­ли­ки,- вы­ра­жа­ют точ­ку зре­ния пар­тии ин­де­пен­ден­тов, воз­г­ла­вив­шей ре­во­лю­цию. Ве­ли­кие поз­д­ние по­эмы «По­те­рян­ный рай», «Воз­в­ра­щен­ный рай» и дра­ма «Сам­сон-бо­рец», про­дик­то­ван­ные сле­пым по­этом в эпо­ху тер­ро­ра и го­не­ний­, под­ни­ма­ют веч­ные воп­ро­сы о доб­ре и зле, гре­хе и рас­ка­янии, о пра­ве и воз­мож­нос­ти соп­ро­тив­лять­ся ти­ра­нии и от­с­та­ивать че­ло­ве­чес­кое дос­то­ин­с­т­во в са­мых неб­ла­гоп­ри­ят­ных об­с­то­ятель­с­т­вах.

Среди за­мет­ных яв­ле­ний куль­ту­ры в ре­во­лю­ци­он­ное двад­ца­ти­ле­тие, ока­зав­ших вли­яние на поз­д­ней­шее раз­ви­тие, сле­ду­ет наз­вать кру­жок Сэ­мю­эля Хар­т­ли­ба, ак­тив­но дей­ст­во­вав­ший с пер­вых лет ра­бо­ты Дол­го­го пар­ла­мен­та. Он сос­то­ял из со­ци­аль­ных ре­фор­ма­то­ров, уче­ных, ин­же­не­ров, изоб­ре­та­те­лей­, пре­об­ра­зо­ва­те­лей сель­с­ко­го хо­зяй­ст­ва, пе­да­го­гов. Кру­жок был тес­но свя­зан с ев­ро­пей­ским ре­фор­ма­ци­он­ным и гу­ма­нис­ти­чес­ки-прос­ве­ти­тель­с­ким дви­же­ни­ем: в не­го вхо­ди­ли зна­ме­ни­тый чеш­с­кий пе­да­гог Я.А. Ко­мен­с­кий­, ин­же­нер из Бо­ге­мии Иоганн де Берг, про­тес­тан­т­с­кий пас­тор и мис­си­онер Джон Дьюри и др. Чле­ны его выс­ту­па­ли с мно­го­чис­лен­ны­ми про­ек­та­ми ре­форм в со­ци­аль­но-эко­но­ми­чес­кой об­лас­ти, об­ра­зо­ва­нии, аг­ри­куль­ту­ре, тех­ни­ке, руд­ном де­ле и т. п. Из их сре­ды выш­ла пред­ло­жен­ная пар­ла­мен­ту ано­ним­ная уто­пия «Опи­са­ние зна­ме­ни­то­го ко­ро­лев­с­т­ва Ма­ка­рии».

Значительный прог­ресс был дос­тиг­нут в ес­тес­т­вен­ных на­уках и фи­ло­со­фии. На за­ре ве­ка выс­ту­пил с за­ме­ча­тель­ны­ми тру­да­ми Ф.

Бэ­кон. В се­ре­ди­не сто­ле­тия Т. Гоббс сис­те­ма­ти­зи­ро­вал ма­те­ри­алис­ти­чес­кое уче­ние Бэ­ко­на, в то же вре­мя уп­рос­тив его. Он раз­вил фи­ло­со­фию го­су­дар­с­т­ва в сво­их по­ли­ти­чес­ких со­чи­не­ни­ях «Ле­ви­афан» и «О граж­да­ни­не»; при этом ес­тес­т­вен­ное сос­то­яние Гоббс по­ни­мал как «вой­ну всех про­тив всех» и за­щи­щал прин­цип силь­ной­, ав­то­ри­тар­ной го­су­дар­с­т­вен­ной влас­ти. Дру­гой по­ли­ти­чес­кий фи­ло­соф Дж. Гар­рин­г­тон вы­во­дил фор­му го­су­дар­с­т­вен­но­го прав­ле­ния из фор­мы рас­п­ре­де­ле­ния зе­мель­ной соб­с­т­вен­нос­ти в стра­не; сог­лас­но его те­ории, в Ан­г­лии XVII в. про­изош­ло пе­ре­ме­ще­ние зе­мель­ной соб­с­т­вен­нос­ти из рук ко­ро­ны, зна­ти и цер­к­ви в ру­ки на­ро­да; со­от­вет­с­т­вен­но фор­ма прав­ле­ния дол­ж­на быть рес­пуб­ли­кан­с­кой. Те­ории Гар­рин­г­то­на - в час­т­нос­ти, прин­цип вве­де­ния аг­рар­но­го за­ко­на, ог­ра­ни­чи­ва­юще­го круп­ную зе­мель­ную соб­с­т­вен­ность, а так­же прин­цип ро­та­ции, т. е. еже­год­но­го об­нов­ле­ния всех го­су­дар­с­т­вен­ных уч­реж­де­ний на од­ну треть,- ока­за­ли вли­яние на даль­ней­шее раз­ви­тие со­ци­аль­ной и по­ли­ти­чес­кой мыс­ли. Его пос­ле­до­ва­те­ля­ми в го­ды рес­тав­ра­ции бы­ли те­оре­ти­ки кон­с­ти­ту­ци­он­ной мо­нар­хии Г. Не­виль, О. Сид­ней­, У. Пе­ни.

Существенный вклад в раз­ви­тие по­ли­ти­чес­кой те­ории внес­ли пам­ф­ле­ты и трак­та­ты ле­вел­ле­ров - Дж. Лил­бер­на, У. Уол­ви­на и Р. Овер-то­на. Со­ци­аль­ную уто­пию, в ос­но­ву ко­то­рой был по­ло­жен прин­цип об­щей соб­с­т­вен­нос­ти на зем­лю, соз­дал вождь диг­ге­ров Дж. Уин­с­тэн­ли. Те­ории по­ли­ти­чес­кой эко­но­мии, ба­зи­ру­ющи­еся на ма­те­ри­алис­ти­чес­ком ме­то­де Ф. Бэ­ко­на и Т. Гоб­бса, раз­ви­вал У. Пет­ти, за­ло­жив­ший в сво­их тру­дах ос­но­ву те­ории тру­до­вой сто­имос­ти. Ква­кер Дж. Бел­лерс соз­дал ори­ги­наль­ный про­ект «Про­из­вод­с­т­вен­но­го сод­ру­жес­т­ва» - сво­его ро­да про­из­вод­с­т­вен­но­го ко­опе­ра­ти­ва, ко­то­рый при­но­сил бы при­быль бо­га­тым ос­но­ва­те­лям, вло­жив­шим ту­да свой ка­пи­тал, и обес­пе­чи­вал бы без­бед­ную жизнь бед­ня­кам-ра­бот­ни­кам, вос­пи­та­ние и бес­п­лат­ное об­ра­зо­ва­ние их де­тям.

После по­ра­же­ния ре­во­лю­ции идей­ная ат­мос­фе­ра в стра­не рез­ко из­ме­ни­лась. В ли­те­ра­ту­ре, ме­му­арис­ти­ке, дра­ме, пе­ре­пис­ке ста­ли пре­об­ла­дать мо­ти­вы упад­ка, стра­ха, рас­пу­щен­нос­ти, ци­низ­ма. Эти­чес­кие цен­нос­ти ра­зи­тель­но ме­ня­ют­ся: рав­но­ду­шие к по­ли­ти­чес­ким проб­ле­мам со­че­та­ет­ся с вос­х­ва­ле­ни­ем ма­те­ри­аль­но­го проц­ве­та­ния. Пос­ле рес­тав­ра­ции Дж. Чайлд, Ч. Дэ­ве­нант, Д. Де­фо и дру­гие от­к­ры­то приз­на­ва­ли, что ве­ду­щим им­пуль­сом че­ло­ве­чес­ко­го су­щес­т­во­ва­ния яв­ля­ет­ся ин­те­рес на­жи­вы. От­чет­ли­во про­яви­лось стрем­ле­ние к кон­к­рет­ным тех­ни­чес­ким и на­уч­ным нов­шес­т­вам, а так­же к аг­рес­сив­но­му эко­но­ми­чес­ко­му про­ник­но­ве­нию в дру­гие стра­ны. В са­мой Ан­г­лии рас­п­рос­т­ра­ни­лись взя­точ­ни­чес­т­во, кор­руп­ция. Карл II и его двор по­ра­жа­ли сво­им рас­пут­с­т­вом. Те­атр был во­пи­юще амо­ра­лен. Граф Ро­чес­тер вслед за Т. Гоб­бсом изоб­ра­жал че­ло­ве­ка как под­лое, жад­ное, по­хот­ли­вое, ли­це­мер­ное су­щес­т­во. Ис­к­лю­че­ние сос­тав­ля­ли про­из­ве­де­ния Дж. Ба­ни­ана, ри­со­вав­ше­го стран­с­т­вия че­ло­ве­чес­кой ду­ши к «Не­бес­но­му Иеру­са­ли­му» че­рез ис­ку­ше­ния, гре­хи и па­де­ния зем­но­го пу­ти.

Достижение по­ли­ти­чес­ко­го ком­п­ро­мис­са 1689 г. наш­ло от­ра­же­ние в про­из­ве­де­ни­ях фи­ло­со­фов, по­ли­ти­чес­ких пи­са­те­лей­, ли­те­ра­то­ров. Его круп­ней­шим иде­оло­гом стал фи­ло­соф Дж. Локк, ко­то­рый в двух «Трак­та­тах о пра­ви­тель­с­т­ве» объ­яс­нил и обос­но­вал суть про­ис­шед­ше­го в Ан­г­лии пе­ре­во­ро­та. Рост бур­жу­аз­ной пред­п­ри­им­чи­вос­ти на­шел от­ра­же­ние в ро­ма­нах Д. Де­фо; нра­вы пок­ло­няв­шей­ся чис­то­га­ну бур­жу­азии и урод­с­т­ва нас­ту­па­ющей но­вой эры выс­ме­ива­лись в ед­ких са­ти­рах Дж. Свиф­та. Нас­ту­па­ла эпо­ха Прос­ве­ще­ния, на ко­то­рую пред­шес­т­ву­ющая ре­во­лю­ция на­ло­жи­ла не­из­г­ла­ди­мый от­пе­ча­ток.

<< | >>
Источник: Под ред. Юровской Е.Е., Кривогуза И.М.. Новая история стран Европы и Америки. Т. 1 ( Первый период).. 2002

Еще по теме Культура и политическая мысль:

  1. 4.2. Политическая мысль периода Московского государства
  2. 4.4. Консервативная политическая мысль
  3. 1. Политическая мысль классической древности.
  4. 4.7. Политическая мысль русского зарубежья
  5. § 2. Политическая мысль об участии
  6. 1. Политическая мысль Древнего мира
  7. 4.1. Политическая мысль Древней Руси
  8. 6. КУЛЬТУРА, ОБЩЕСТВЕННАЯ МЫСЛЬ И БЫТ КИЕВСКОЙ РУСИ
  9. 1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
  10. 4.3. Политическая мысль периода Империи
  11. 4. Политическая и правовая мысль Древнего Китая
  12. Общественная мысль и культура Китая в XVI — середине XVII вв.