<<
>>

Искусство

Архитектура и искусство эпохи Моголов отразили новые веяния в культуре и общественной мысли эпохи. Многие круп­ные строительные проекты времен Акбара явились воплоще­нием в камне его религиозной политики.
Ярким примером является новая столица империи — Фатехпур Сикри[3]. Духов- ' ным центром города является мавзолей особо чтимого Акба- ром суфия Салила Чишти, созданный из беломраморного кру- I жева. Через величественные триумфальные ворота Буланд Дарваза можно выйти в главную часть города, где располага­лись дворцы императора и его приближенных'— «каменная ! симфония», в которой органично слились элементы мусуль­манского зодчества и индусской храмовой и дворцовой архи­тектуры различных местных традиций — северной, западной, ! южной. Колоннады, широкие террасы, парки, где когда-то били каскады мощных фонтанов (сложная система добычи воды из глубоких скважин была разработана талантливым ! придворным инженером Фатхуллой Ширази), игра яркого тропического солнца на ярко-голубых глазурованных плитах

куполов — все это и поныне завораживает зрителя.

Мощью и энергией пронизана другая знаменитая постройка времен Акбара — Красный форт в Агре.

Своего зенита могольское зодчество достигает при Шах Джахане. Он вернул столицу в Дели, где на берегу реки Джам­ны возвел величественный Красный форт с его мощными бас­тионами, за которыми расположены беломраморные дворцы и павильоны, стены которых то украшены кружевом резьбы, то богато инкрустированы драгоценными камнями. Велико­лепные сады и цветники, каскады фонтанов, чаши которых были выложены самоцветами, витые решетки... Правду го­ворит надпись в тронном зале: «Если естьна земле рай, то он здесь, он здесь».

Подлинным шедевром мирового значения стал мавзолей Тадж Махал, который Шах Джахан построил в память о сво­ей любимой ясене» Ослепительная белизна мрамора создает даже в жаркий день физическое ощущение прохлады и под­черкивается двумя рядами кипарисов.

Тонкие, устремленные ввысь минареты и поднятое на высокую платформу главное здание с куполом, словно парящим в небе, отражаются в гла­ди водоема. Стены мавзолея были украшены тончайшим орна­ментом из драгоценных камней[4]. При ярком солнце, в пас­мурную погоду и при полной луне — каждый раз Тадж Махал выглядит иным, всегда по-новому прекрасным и волнующим. Известно, что напротив Тадж Махала Шах Джахан планиро­вал сделать его точную копию из черного мрамора — для се­бя, но этот замысел не был осуществлен.

Этот период был богат на архитектурные достижения не только в центре Могольской империи. Известны дворцы и кре­пости в раджпутских городах, особенно в основанном в начале XVIII в. Джайпуре. Там особенно интересен Дворец Ветров, фасад которого расчленен на выпуклые балкончики-эркеры. Они обеспечивают сквозную вентиляцию помещений, так что при сильном ветре дворец слегка гудит. Яркостью, оригиналь­ностью стилей отмечены дворцы и крепости южноиндийских государств, особенно знаменитая крепость Голконда с ее тре­мя ярусами стен и уникальной акустикой: если хлопнуть

в ладони у подножия, то звук отчетливо слышен за много со­тен метров в верхней цитадели.

XVIII в., столь трагический для Индии, дал ей архитек- \ турные сооружения, которые по роскоши и яркому декору даже превосходили могольские. Правители независимых го­сударств, возникших на обломках империи, словно пытались затмить прежних владык. Дворцы, павильоны, культовые сооружения, особенно в Лакхнау и Хайдарабаде, поражают ; несколько тяжеловесной пышностью, яркостью и роскошью декора, иногда на грани безвкусицы. Возможно, дело было не только в амбициях правителей: известно, что в тяжелые времена людям особенно нужна волшебная сказка, и они воплощали ее в камне и мраморе. Напротив, строгим и вели­чественным стилем отличались постройки маратхов, особен­но цитадель Шанивар Вада, резиденция правителей конфеде­рации. Сооружения времен Хайдара Али и Типу Султана в Майсуре просты, динамичны, великолепно вписаны в ланд­шафт и почти чужды роскоши, что прекрасно отражало энер- ] гичный и мужественный характер майсурских правителей — воинов и реформаторов.

XVI—XVIII вв. стали эпохой расцвета миниатюрной жи­вописи. При могольском дворе основателями школы стали ; мастера, приглашенные из Ирана. У них учились индийские художники, индусы и мусульмане, создавшие самостоятель­ную, во многом отличную от иранской, школу миниатюры, опиравшуюся на,индийские традиции.

На первых порах миниатюра лишь играла роль книжной иллюстрации, затем художники стали воплощать и не свя- 1 занные с содержанием книг сюжеты. Такие миниатюры соби­рали в альбомы и переплетали. Сюжетами для художников ; служили придворные сцены, эпизоды сражений, историче­ские события, эпизоды из книг; нередко изображались быто­вые сценки, животные, птицы, растения. Над каждой ми­ниатюрой работали по несколько мастеров, каждый отвечал за определенные детали, наиболее умелым доверяли прори­совку лиц. В отличие от иранской миниатюры изображения людей были не условными, а весьма реалистическими; ху­дожники добивались портретного сходства, отражения осо­бенностей возраста и характера человека. Большой интерес вызывали работы западных мастеров, привозимые евро­пейскими купцами. Не изменяя своей творческой манере,

могольские художники заимствовали у европейцев технику перспективы.

Наряду с могольской, развиваются и местные школы ми­ниатюрной живописи. Например, раджпутская школа была ближе к народному лубку и стенной росписи, изображения В ней более условны и поэтичны. В XVIII в. под е^ влиянием возникает ряд школ миниатюрной живописи в цригималай- ских княжествах Кангре, Бунди и Басоли (они известны под собирательным названием пахари — горные). Яркой декора­тивностью отличаются деканские школы миниатюры, распро­страненные в южноиндийских государствах Биджапуре, Гол- I конде, Тханджавуре.

Могольская эпоха создала неповторимые стили и в декора- \ тивно-прикладном искусстве, особенно в ювелирном деле, ко- ( торое опиралось на соединение индийских и мусульманских [ традиций, и в музыке. Последняя имела особое значение и во ! многом определила дальнейшее развитие музыкального и во- I кального искусства Индии.

Бесконечное разнообразие народ- [ иых песен, духовная музыка (особое внимание уделяли ей про- | поведники бхактпи и суфизма, многие из них сами писали I Песни на свои стихи), скромные музыкальные вечера в домах | Горожан и великолепные концерты во дворцах вельмож и го- I сударей — таков был музыкальный фон эпохи. В этот период I разделение на индусскую и мусульманскую музыку исчеза- ©т, возникает единый поток, разделявшийся на различные I региональные стили (хиндустани — северный и каннада — |! южный) и художественные направления.

Подлинный взлет переживает и танцевальное искусство. | Наряду с древним классическим стилем храмового танца бха- ратнатьям возникают местные, связанные с традициями поэзии бхакти — манипури (Восточная Индия), кучипуди (Юг), одисси (Орисса), катхак (Северная Индия). Стиль кат- Хак возник из храмовых представлений на темы историй из Жизни Кришны и приобрел популярность при дворе Моголов. Здесь он обогатился среднеазиатскими элементами и прак­тически покинул храм, став чисто светским, концертным.

Любой правитель или знатный вельможа считал своим долгом покровительствовать поэтам, музыкантам, танцовщи­цам. В аристократических домах и при дворе устраивались поэтические состязания, музыкальные и танцевальные выступ­ления, иногда ночи напролет. Многие поэты, музыканты,

танцовщицы под покровительством двора или вельмож ста­новились богатыми и влиятельными (некоторые, впрочем, предпочитали оставаться бедными, но не зависеть от капри­зов знатных меценатов). Музицировать, петь или читать сти­хи в компании друзей было любимым развлечением горожан победнее, музыкой и танцами были пронизаны и деревенские праздники. Таким образом, по сути вся жизнь человека была музыкально оформлена и обрамлена. ]

Трагические события XVIII в. не привели к упадку ис- ] кусств. Многие выдающиеся художники и музыканты про­должали творить, бережно сохраняли культурное наследие » прошлых эпох и одновременно развивали его, осваивая но­вые формы и выразительные средства.

<< | >>
Источник: Под ред. А.М. Родригеса. Новая история стран Азии и Африки. XVI—XIX вв. : учебник для студ. высш. учеб. заведений [Е.Ю. Ванина и др.]; в 3 ч. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, — Ч. 2. — 463 с.. 2010

Еще по теме Искусство:

  1. Ученая поэзия: культурная рефлексия и искусство для искусства
  2. Искусство
  3. Искусство IV в. до н. э.
  4. Меровингское искусство
  5. Изобразительное искусство.
  6. 6. ВАВИЛОНСКОЕ ИСКУССТВО
  7. Искусство.
  8. 82. ПОНЯТИЕ ИСКУССТВА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
  9. ИСКУССТВО КЛАССИЧЕСКОЙ ЭПОХИ
  10. 6.5. Искусство как форма духовной культуры