<<
>>

Французское Просвещение

К се­ре­ди­не XVI­II в. про­изо­шел мощ­ный взлет фран­цуз­с­ко­го Прос­ве­ще­ния - ши­ро­ко­го идей­но­го те­че­ния, От­ра­жав­ше­го ан­ти­фе­одаль­ные стрем­ле­ния фран­цуз­с­кой бур­жу­азии и На­род­ных масс.

Его твор­ца­ми ста­ла блес­тя­щая пле­яда вы­да­ющих­ся мыс­ли­те­лей­, пи­са­те­лей­, уче­ных. По­яви­лось мно­жес­т­во сло­ва­рей по мно­гим от­рас­лям на­уки (к се­ре­ди­не XVI­II в. их бы­ло уже бо­лее 600), мно­го­том­ные из­да­ния: «Естес­т­вен­ная ис­то­рия» Бюф­фо­на, «Энцик­ло­пе­дия на­ук и ре­ме­сел» Дид­ро и Д'Алам­бе­ра. Эн­цик­ло­пе­дия то раз­ре­ша­лась, то зап­ре­ща­лась - все­го ее выш­ло 28 то­мов; впер­вые в ней объ­яс­ня­лись та­кие сло­ва, как де­пу­тат, дес­по­тия, кон­с­ти­ту­ция, при­ви­ле­гия и др. Вы­хо­ди­ли и биб­ли­ог­ра­фи­чес­кие жур­на­лы; во Фран­ции ста­ли ши­ро­ко из­вес­т­ны кни­ги о пу­те­шес­т­ви­ях Ку­ка, Ла­пе-ру­за, Рей­на­ля и др. Ес­ли до XVI­II в. биб­ли­оте­ки со­би­ра­ли лишь мо­нас­ты­ри и арис­ток­ра­ты, то к се­ре­ди­не XVI­II в.
биб­ли­оте­ки име­лись уже у пи­са­те­лей­, чи­нов­ни­ков, ап­те­ка­рей­, от­куп­щи­ков и т. д. Во мно­гих фран­цуз­с­ких го­ро­дах ус­т­ра­ива­лись книж­ные аук­ци­оны; кни­ги пе­ча­та­лись в Гол­лан­дии, Швей­ца­рии, а це­лые ар­мии кни­го­нош пе­реп­рав­ля­ли их во Фран­цию. Кни­ги пе­ре­во­зи­лись в че­мо­да­нах с двой­ным или трой­ным дном; кни­го­но­ши пе­реп­лы­ва­ли с ни­ми ре­ки; поч­ти во всех круп­ных го­ро­дах Фран­ции - Па­ри­же, Лил­ле, Ру­ане, Мар­се­ле и др.- в под­ва­лах, на заб­ро­шен­ных мель­ни­цах, ста­рых ко­нюш­нях сох­ра­ня­лась при­ве­зен­ная из-за гра­ни­цы не­ле­галь­ная ли­те­ра­ту­ра.

Во вто­рой по­ло­ви­не XVI­II в. по всей стра­не су­щес­т­во­ва­ли тай­ные ти­пог­ра­фии и скла­ды с зап­ре­щен­ны­ми кни­га­ми. Зап­ре­щен­ную ли­те­ра­ту­ру при­суж­да­ли к сож­же­нию пар­ла­мен­ты, чи­нов­ни­ки и дру­гие офи­ци­аль­ные ли­ца, но в боль­шин­с­т­ве слу­ча­ев ли­те­ра­ту­ра не унич­то­жа­лась, сжи­га­лись же тю­ки с не­нуж­ны­ми бу­ма­га­ми.

Зап­ре­щен­ные кни­ги про­да­ва­ли обыч­но по до­ро­гим це­нам, а пос­коль­ку гра­мот­ность сре­ди на­се­ле­ния зна­чи­тель­но вы­рос­ла, то их чи­та­ли да­же ку­че­ры, гор­нич­ные, а иног­да и вил­ла­ны. Рас­п­рос­т­ра­не­ние по­доб­ной ли­те­ра­ту­ры во Фран­ции ока­за­ло су­щес­т­вен­ное вли­яние на приб­ли­же­ние ре­во­лю­ци­он­но­го взры­ва: про­ис­хо­ди­ла как бы «ду­хов­ная се­ку­ля­ри­за­ция» - мас­со­вое выс­во­бож­де­ние от ду­хов­но­го гне­та.

Французские прос­ве­ти­те­ли - фи­ло­со­фы, пи­са­те­ли, эко­но­мис­ты, ис­то­ри­ки - убеж­ден­ные про­тив­ни­ки фе­одаль­но-абсо­лю­тис­т­с­ко­го строя под­вер­га­ли бес­по­щад­ной кри­ти­ке его иде­оло­ги­чес­кие ус­тои, выс­ту­па­ли за сво­бо­ду и граж­дан­с­кое ра­вен­с­т­во. Ду­хов­ны­ми вож­дя­ми это­го те­че­ния бы­ли Воль­тер, Мон­тес­кье, Рус­со, Дид­ро, Д'Алам­бер и дру­гие прос­ве­ти­те­ли. Их идеи зак­лю­ча­ли в се­бе ог­ром­ный ре­во­лю­ци­он­ный по­тен­ци­ал и сыг­ра­ли ог­ром­ную роль в раз­ви­тии ду­хов­ной куль­ту­ры Фран­ции XVI­II в., ока­зав боль­шое вли­яние на стра­ны За­пад­ной Ев­ро­пы, Се­вер­ной и Юж­ной Аме­ри­ки, Рос­сию и дру­гие стра­ны.

<< | >>
Источник: Под ред. Юровской Е.Е., Кривогуза И.М.. Новая история стран Европы и Америки. Т. 1 ( Первый период).. 2002

Еще по теме Французское Просвещение:

  1. Просвещенный деспотизм и просвещенный абсолютизм
  2. 2. Из воззвания Французской коммунистической партии к французским пролетариям
  3. 3. Из пакта о единстве действий Французской коммунистической партии и Французской социалистической партии (СФИО)
  4. Идеология Просвещения.
  5. 31. ПРОСВЕЩЕНИЕ ВО ФРАНЦИИ
  6. Что такое Просвещение?
  7. 19. ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ И КУЛЬТ РАЗУМА
  8. 2. ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
  9. 20 ПОЛИТИКА И ПРАВО ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
  10. 11.3. Просвещенный абсолютизм в России