7.8. Британское общество в 1950-х — первой половине 1960-х годов

Положение трудящихся. Несмотря на нарастающие эко­номические трудности, состояние британского общества в 1950-х — первой половине 1960-х годов многие английские социологи опре­деляли как вполне благополучное или даже процветающее. Об этом говорят и статистические данные, касающиеся положения трудящих­ся. Коэффициент безработных в этот период был достаточно низ­ким — от 1,2 до 2,6% всех занятых. К концу 1960-х годов средний доход рабочей семьи составлял 850 ф. ст. в год, а около половины из них имели доход, превышающий 1000 ф. ст. в год.

Помимо высоких заработков, благополучию населения способ­ствовали упрощение условий кредитования и развитие отраслей, производящих товары широкого потребления. О повышении уровня жизни британцев свидетельствовало приобретение ими товаров дли­тельного пользования (холодильников, стиральных машин и других электротоваров). Многие имели автомобили: в 1945 г. было 1,5 млн автовладельцев, а в 1960 г. — уже 5,5 млн. Представители среднего класса и рабочие могли позволить себе отдых за границей, особой популярностью пользовалось Средиземноморье. В конце 1950-х го­дов глава правительства Г. Макмиллан в своих речах перед обще­ственностью не без основания повторял: «Вам никогда еще не жи­лось так хорошо, как сегодня».

Досуг. Подавляющее большинство британцев имели телевизоры и смотрели телевизионные программы «Би-Би-Си». Эта государствен­ная корпорация финансировалась за счет лицензионных взносов, которые выплачивала каждая семья, имеющая телевизор. Независи­мое телевидение появилось в 1954 г., оно существовало на средства рекламы и было ориентировано на незначительную часть обще­ства — уэльсцев (валлийцев), а также на иммигрантов, прибывших из стран Латинской Америки, Азии и Африки. Помимо телевидения, занимавшего значительную часть досуга, британцы увлекались садо­водством, что отличало их от жителей многих стран континента (Франции, ФРГ, Италии). Молодежь, а нередко и представители старшего поколения, особенно состоятельных слоев населения, были вовлечены в спортивные занятия, включая греблю и конный спорт.

Нельзя не сказать о вкладе в национальное просвещение и куль­туру британских музеев. Не случайно Великобританию называют страной музеев. Отсутствие войн на ее территории фактически с XIII в. и владение огромной империей позволили британцам нако­пить и сохранить в своей стране несметные сокровища почти всех цивилизаций, существовавших на земном шаре. Только в Лондоне было более 30 музеев. Среди них особенно популярны музей Тауэра, Британский музей, Национальная портретная галерея, Националь­ная галерея, Тейт-галерея, музей Виктории и Альберта, выставка восковых фигур мадам Тюссо. При этом подавляющая часть музеев и галерей были основаны на базе коллекций, завещанных их владель­цами.

Еще в XIX в. в правящих кругах утвердилось мнение, что, пос­кольку музеи существуют за счет налогов населения, вход в них не может быть платным. Этот принцип распространяется на большую часть хранилищ прошлого. Помимо узаконенных грантов, поступа­ющих от государства, дополнительным источником финансирования музеев являются национальные лотереи, а также добровольные по­жертвования.

Литература, театр. Послевоенные десятилетия были особенно плодотворными для британских писателей и драматургов. Сенсаци­онным явлением в литературной жизни стала публикация произве­дений группы писателей, получивших известность как «рассержен­ные молодые люди». В эту группу входили Джон Уэйн (1925—1994), Кингсли Эмис (1922-1995) и Джон Осборн (1929-1994). В романах Уэйна «Спеши вниз», Эмиса «Счастливчик Джим» и пьесе Осборна «Оглянись во гневе» ставилась проблема «отчужденного интеллиген­та», протестующего против ценностей современного ему общества: власти денег, стремления к успеху и обогащению. Так, например, главный герой вышеназванного романа Уэйна после окончания уни­верситета в Оксфорде вместо интеллектуальных занятий предпочел мыть окна, продавать автомобили, распространять наркотики, слу­жить санитаром в больнице.

В 1950-1960-х годах всемирную известность получили произве­дения писателей Дж. Оруэлла, Дж. Пристли, Дж. Линдсея, И. Во, Г. Грина, Дж. Олдриджа, братьев Л. и Дж. Даррелл. В их разнообраз­ных по своей тематике романах и пьесах осуждались нравы британ­ской бюрократии, изображалась жизнь семьи и «маленького челове­ка» со всеми их проблемами. Большое внимание уделялось трагиче­ским событиям в недавней истории.

Писатель и публицист Джордж Оруэлл (1903-1950) был участни­ком гражданской войны в Испании и рассказал об этих событиях в очерке «Вспоминая войну в Испании», полностью опубликованном в 1953 г. Важной вехой на его творческом пути была сатирико-алле- горическая повесть «Звероферма» — одно из первых художественных обличений сталинизма. В широко известном романе-антиутопии «1984» писатель изобразил будущее как тоталитарный иерархический строй, основанный на физическом и духовном порабощении людей.

Творческий путь Джона Пристли (1894—1994) начался в конце 1920-х годов. Романы 1950-1960-х годов воссоздают многоплановую картину современной английской жизни. Так, в произведении «Сэр Майкл и сэр Джордж» автор иронически рисует нравы бюрократии.

Плодотворен вклад Пристли в драматургию. Осуждая социальную несправедливость, он обращает внимание на нравственные качества людей. Интерес публики вызвала его пьеса «Мистер Кетл и миссис Мун».

Джек Линдсей (1900—1990) получил известность как писатель, ученый и общественный деятель (член Коммунистической партии Великобритании с 1941 г., активный борец за мир). На материале английской и мировой истории Линдсей создавал эпические повест­вования о революционной борьбе народных масс: «Люди сорок вось­мого года», «Костры в Смитфилде» и др. В эпопее «Британский путь», включающей романы «Весна, которую предали», «Твой дом», «Маски и лица», Линдсей повествует о жизни различных социальных слоев Великобритании после 1945 г. Одновременно он проявил себя как литературовед, историк широкого профиля и искусствовед.

Ирвинг Во (1903—1966) — писатель-сатирик. Герои его произведе­ний — это череда карикатурных, граничащих с абсурдностью портре­тов «джентльменов» современной ему Англии, от позеров, бездельни­ков до вызывающих сочувствие порядочных простаков. Наибольшим вниманием читателей пользовались его роман «Возвращение в Брайд- схед» и трилогия «Меч почета» («Люди при оружии», «Офицеры и джентльмены», «Безоговорочная капитуляция»).

Грэм Грин (1904—1991) завоевал признательность читающей пуб­лики с 30-х годов. В его ранних книгах детективный сюжет сочетал­ся с религиозным подтекстом. Однако в более поздних романах размышления о судьбах людей выходят на первый план, а религия перестает быть непререкаемым авторитетом. Место действия его произведений 1950-1960-х годов — экзотические страны в преддве­рии международных конфликтов: в «Тихом американце» это — Юго- Восточная Азия перед американским вторжением, в «Нашем челове­ке в Гаване» — Куба накануне революции, в «Комедиантах» — Гаити в правление диктатора Ф. Дювалье.

Джеймс Олдридж (р. 1918) работал военным корреспондентом в годы Второй мировой войны и написал несколько книг, основан­ных на реальных событиях его жизни. По его собственному призна­нию, основная тема созданных им романов и повестей — выбор, стоящий перед человеком: выбор пути, выбор действия, выбор ми­ровоззрения. Большой известностью пользуется его произведение «Последний дюйм», повествующее о мужественном поступке челове­ка, о сложных взаимоотношениях отца и сына. Перу Олдриджа при­надлежат также романы «Герои пустынных горизонтов», «Не хочу, чтобы он умирал»», «Последний изгнанник»».

В 1950-1960-х годах пользовались популярностью и английские писатели братья Даррелл: Лоренс Даррелл (1912—1990) и особенно его младший брат Джеральд Даррелл (1925—1995), прославившийся как ученый-зоолог и писатель-анималист. Его книги «Моя семья и другие звери»», «Птицы, звери и родственники»» были переведены на многие языки.

Многие из названных лиц продолжали свою творческую деятель­ность и в последующие годы.

Особое место в драматургии 1950-1960-х годов занимал так на­зываемый театр абсурда. Основой его являлась концепция полного отчуждения человека от социальной среды, представление об абсурд­ности его существования. Авторы подобных пьес использовали не­логичные ситуации, странные диалоги, элементы клоунады и мюзик- холла. Британские драматург, поэт, режиссер, лауреат Нобелевской премии Гарольд Пинтер (1930-2008) и драматург Норман Фредерик Симпсон (1919-2011), принадлежавшие к этому направлению, пе­редавали в своих пьесах ощущение надвигавшегося ужаса. В первую очередь это относилось к таким пьесам Пинтера, как «Кухонный лифт»», «Деньрождения»», «Сторож»», и драме Симпсона «Оглушитель­ное бренчание».

Молодежная культура. На рубеже 1950-1960-х годов наметилась тенденция разрыва молодежи с устоявшимися нормами обществен­ного поведения, что считалось реакцией молодого поколения на бо­лее благополучную жизнь по сравнению с прежними временами. Эксцентричный образ жизни молодых людей из рабочей среды и среднего класса, проявлявшийся в приверженности к поп-культу­ре, вызывающей одежде и экстравагантных прическах, не восприни­мался, а нередко и осуждался людьми старшего поколения.

Распространение противозачаточных средств способствовало более свободному отношению молодежи к сексуальным связям и своим обязательствам перед партнерами. Разводов становилось больше, хотя ценность семьи как важной социальной ячейки при­знавалась всеми слоями британского общества.

В молодежной музыкальной культуре популярный в прежние годы джаз сменился ритмичным рок-н-роллом. В начале 1960-х годов огромный успех завоевала рок-группа четырех музыкантов, извест­ных как ливерпульская четверка, или «Битлз» (жуки). В нее входили: Джон Леннон, Пол Маккартни, Ринго Стар и Джордж Харрисон. Наибольшую популярность получил основатель группы Д. Леннон. Музыканты внесли значительный вклад в популяризацию рок-му­зыки, обусловив ее переход от танцевально-развлекательной в сферу искусства.

В целом в рассматриваемые годы жители Британии постепенно отказывались от представлений о себе как о гражданах великой импе­рии. Под воздействием культурных веяний США и континентальной Европы трансформировались и традиции островного государства.

<< | >>
Источник: Остапенко Г.С., Прокопов А.Ю.. Новейшая история Великобритании: XX — начало XXI века: Учеб. пособие. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, — 472 с.. 2012

Еще по теме 7.8. Британское общество в 1950-х — первой половине 1960-х годов:

  1. 6.2.5. Советское общество второй половины 80-х ло начала 90-х годов. Попытки обновления социализма и причины неудач
  2. Публикации 1960-1980-х годов
  3. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
  4. 1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РУСИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV в.
  5. Диктатуры в первой половине XX века.
  6. 16.1. Экономические кризисы первой половины XX в.
  7. 2. ИСТОЧНИКИ ПО ИСТОРИИ ИНДИИ» КОНЦА II - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
  8. § 1. Зарубежная социология в XIX и первой половине XX в.
  9. Глава XVГРЕЦИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ IV в. до н. э.
  10. 3. ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО ЛИТОВСКОЕ В XIII - ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV в.
  11. Глава 21. Россия в первой половине ХХ века
  12. 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
  13. Раздел 5МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
  14. 6. ИРАН И СРЕДНЯЯ АЗИЯ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ I ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО Н. Э.
  15. 1.1. Зарубежная социология в XIX веке и первой половине ХХ века
  16. 4. РОССИЯ И КАВКАЗ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в. ПРИСОЕДИНЕНИЕ КАЗАХСТАНА
  17. Глава XXVII КУЛЬТУРА И БЫТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
  18. 3. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XV - ПЕРВОЙ ТРЕТИ XVI в.