<<
>>

Возникновение и развитие общей теории налогов. А. Смит

На определенном этапе эволюции общества встал вопрос о сущ­ности и природе налогов. Выдающийся церковный философ Фома Аквинский (1225/1226—1274) определил налоги как «дозво­ленную форму грабежа».
Он полагал наиболее «богоугодной фор­мой» финансирование государственных расходов за счет богат­ства знатных людей. Однако при всей категоричности суждений Фома Аквинский понимал, что совсем без налогов обойтись нель­зя: «Временами случается, что князья не располагают в доста­точном объеме средствами для обороны страны и для решения всех прочих задач, которые они, руководствуясь здравым смыс­лом, должны брать на себя. В таком случае будет справедливо, если подданные оплатят то, чем обеспечивается их общее благо­получие»[4]. Критерий установления налогов по Ф. Аквинскому — это здравый смысл правителя, направленный на всеобщее благо.

Через 300 с лишним лет английский философ Фрэнсис Бэкон (1561—1626) в книге «Опыты или наставления нравственные и по­литические» пишет: «Подать, взимаемая с согласия народа или без такового, может быть одинакова для кошельков, но не оди­наково ее действие на дух народа»[5].

Развитие государства и расширение его функций сопровож­дается эволюцией научных взглядов на налоги, как социально- экономическую категорию. В рамках экономической науки появ­ляется общая теория налогов.

Теория обмена — одна из первых общих теорий, относящихся к XVI в., которая основывается на возмездном характере нало­гообложения. Ее суть такова: через уплату налогов граждане по­купают у государства услуги по охране от нападения извне, под­держанию порядка внутри страны и т.д. Теория обмена приме - нима в условиях средневековья, является формальным отраже­нием существовавших общественных отношений.

Атомистическая теория — более поздняя разновидность тео­рии обмена. Ее представителями выступают французские мыс­лители Себастьян Ле Пьер Вобан (1633—1707) — теория общест­венного договора и Шарль Луи Монтескье (1689—1755) — теория публичного договора.

Их учение сводится к тому, что налог есть результат договора между гражданами и государством. Гражда­нин вносит государству плату за охрану, защиту и иные услуги. Налог — это плата за мир и определенные выгоды.

В данной теории были Томас Гоббс (1588—1679), Вольтер (1694—1778), Оноре Мирабо (1749—1791), лидер крупной буржуа­зии в начале Великой французской революции.

Значительный вклад в теорию налогов внес замечательный английский экономист Уильям Петти (1623—1687), известный как автор теории трудовой стоимости. В своем «Трактате о на­логах и сборах» он разрабатывал теорию косвенных налогов, от­давая им предпочтение перед прямыми налогами.

Одновременно с У. Петти косвенными налогами занимался французский экономист Ф. Дэмезон, который в 1666 г. доказы­вал, что акциз способен один принести столько же и даже больше, чем все другие налоги.

Теория наслаждения возникла несколько позже, ее автором стал швейцарский экономист Жан Симонд де Сисмонди (1773— 1842). Согласно этой теории гражданин покупает у государства наслаждение от общественного порядка, обеспечения защиты личности и общественности, правосудия и т.д. (по сути это раз­витие теории обмена).

Теорию налога как страховой премии выдвинули Адольф Тьер (1797—1877) во Франции и Джон Рамсей Мак-Куллох (1789— 1864) в Англии. По их мнению, налоги — это страховой платеж, уплачиваемый гражданами государству на случай наступления какого-либо риска. Налогоплательщики страхуют свою собст­венность от войны, пожара, кражи и т.д. Но в отличие от ис­тинного страхования, т.е. получения страхового возмещения при наступлении страхового случая, налоги вносятся, чтобы предот­вратить этот случай, чтобы заранее профинансировать расходы государства на обеспечение правопорядка и обороны.

Подлинно научная теория налогообложения создавалась в по­следней трети XVIII в. вместе с классической политической экономией.

Ее основоположником с полным правом считается шотланд­ский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). В 1776 г.

вышла его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов». Из данного сочинения А. Смита можно вывести че­тыре основных принципа налогообложения, которые не устаре­ли до сих пор:

1) принцип справедливости, утверждающий всеобщность об­ложения и равномерность распределения налога между гражда­нами соразмерно их доходам;

2) принцип определенности, требующий, чтобы сумма, способ и время платежа были совершенно точно заранее известны пла­тельщику;

3) принцип удобности, предполагающий, что налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представ­ляют наибольшие удобства для плательщика;

4) принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога, в рационализации системы налогообложения.

Первые три принципа помимо своего содержания, безуслов­но, ориентируют не на фискальный подход к налогам, а на ме­ры, способствующие расширению налоговой базы.

Один из главных выводов А. Смита состоял в том, что ис­точником всякого богатства в натуральной и денежной формах является труд. Богатство любой нации зависит от двух основных факторов: от удельного веса населения, занятого производитель­ным трудом, и от уровня производительности труда. А. Смит подразделял труд на производительный, т.е. увеличивающий стои­мость предмета, к которому он прилагается, и непроизводительный, при котором возрастания стоимости не происходит. Главным двигателем производительного труда служит свобода конкурен­ции. Стихийное действие объективных экономических законов А. Смит считал «неведомой рукой», способной регулировать эко­номические процессы без вмешательства государства. Этот тезис мог иметь право на существование в условиях начальной стадии товарного производства, но встречающиеся в последнее время попытки руководствоваться им сейчас говорят о незнании исто­рии развития хозяйства за последние два столетия. Впрочем, мощный кризис, показавший несостоятельность теории стихий­ности, проявился уже в 1825 г., более чем за 100 лет до Великой депрессии XX в.

Тогда он охватил наиболее развитую страну — Англию. Затем экономические кризисы в разных странах, ча­ще всего в группах стран стали повторяться с периодичностью в среднем 11—15 лет.

Великая депрессия 1929—1933 гг. заставила всерьез задумать­ся о государственном регулировании экономики. Но об этом чуть ниже, а сейчас вернемся к учению А. Смита.

А. Смит заложил основы классической школы политической экономии. Следует отметить, что он многое почерпнул от своих выдающихся предшественников.

Классическая теория рассматривает налоги как один из ви­дов государственных доходов, которые должны покрывать рас­ходы на содержание правительства. Какая-либо иная роль нало­гам не отводится.

Речь не идет ни о регулировании экономики, ни о плате за услуги, ни о страховом платеже.

Классическая теория налогов основывается на теории ры­ночной экономики. Удовлетворение индивидуальных потребно­стей осуществляется через предоставление экономической сво­боды, свободы деятельности гражданина. Государство должно обеспечить развитие рыночных отношений, охрану права собст­венности. Для этого нужны финансовые ресурсы, а их основ­ным источником могут быть только налоги.

А. Смит упорядочил классификацию налогов, их разделение на прямые и косвенные налоги. Вся совокупность законодатель­но установленных налогов и сборов подразделяется (классифи­цируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог — это прямой налог, остальные — косвенные). Впослед­ствии А. Смит исходя из факторов производства (земля, труд, капитал) дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами — на пред­принимательскую прибыль владельца капитала и на заработную пла­ту наемного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, — это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные в соответствии с подоходно-расходным критерием хотя и устарела, но не утра­тила своего значения и используется для оценки степени пере­ложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг.

К числу прямых налогов относятся: налог на прибыль (дохо­ды) предприятий и организаций, земельный налог, подоходный

налог с физических лиц, налоги на имущество юридических и физических лиц, владение и пользование которым служат осно­ванием для обложения.

Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборо­тов, финансовых операций, целевых сборов: налог на добавлен­ную стоимость, акцизы на отдельные товары, налог на операции с ценными бумагами, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы и др.

При косвенном налогообложении юридическое или физиче­ское лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, кото­рое должно быть подвергнуто налогообложению, — это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия упла­чивается производителем, хотя после реализации изделий акциз возмещается ему потребителем, который и оказывается действи­тельным плательщиком налога. Следует иметь в виду, что это только теоретическое предположение, поскольку на практике может происходить иное. При определенных обстоятельствах прямые налоги также могут оказаться частично переложенными на потребителя через механизм роста цен. В свою очередь, кос­венные налоги не всегда могут быть переложены на потребите­ля, поскольку рынок не обязательно в прежнем объеме примет товар по повышенным ценам.

<< | >>
Источник: Под ред. Черника Д.Г.. Налоги и налогообложение. М.:— 367 с.. 2010

Еще по теме Возникновение и развитие общей теории налогов. А. Смит:

  1. 1.1.1. Возникновение налогов и развитие теории налогообложения
  2. 3.5. теории возникновения и развития прав собственности
  3. Понятие общей социологической теории
  4. ИДЕЯ СОЦИОЛОГИИ. ОСНОВАНИЯ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ
  5. 72. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДЖ. КЕЙНСА В «ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ЗАНЯТОСТИ, ПРОЦЕНТА И ДЕНЕГ»
  6. Г. В. Осипов. Социология. Основы общей теории, 2003
  7. ГЛАВА 18. Новая формулировка общей теории занятости
  8. 10. ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. И ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ОБЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ
  9. Развитие общей культуры поведения. « Цивилизованность»
  10. А. СМИТ (1723-1790 гг.)
  11. 1.1. Возникновение и развитие налогообложения
  12. Ограничения по общей сумме таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ
  13. 79. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ БАНКОВ