<<
>>

ТРЕНИНГ «ТЫ ВЫБИРАЕШЬ»

Время: это упражнение занимает не меньше часа, а при большой численности группы длится значительно дольше. При наличии, скажем, свыше 50 человек оно может растянуться на длительное время, если в этом есть необходимость.

Цели

Устроить препятствия к свободному обмену идеями и мнениями между членами группы.

Продемонстрировать лидерское поведение.

Поупражняться в коллективном преодолении конфликта и сотруд ничестве.

Размер группы: от 5 до 100 человек.

Условия: это занятие обычно мы проводим в первый день нового курса или семинара.

При этом оно заканчивается до первого перерыва. Упражнение можно проводить практически в любом помещении, независимо от расположения сидячих мест.

Порядок действий

Кратко разъяснить цели и задачи занятия.

Разбить всех на небольшие группы по 3-5 человек, а если на роду очень много, то можно по 7. Если получилась всего одна груп па, в этом нет ничего страшного, хотя упражнение рассчитано на большее число людей.

Наш опыт показывает, что труднее всего разбить людей на группы, когда их много (более 50) и они сидят рядами на фиксированных сиденьях.

Если вы столкнулись с такой ситуацией и собираетесь разыграть «Ты выбираешь», то нужно сделать следующее.

Попросите каждого третьего в первом и, соответственно, в каждом последующем нечетном ряду поднять руку (это звучит сложно, но на деле все просто, поскольку этим занимается аудитория, а не вы - и это само по себе является игрой и частью общей разминки). Наберитесь терпения и подождите, пока все не прекратят считать ряды и переглядываться, вычисляя третьих. Время от времени вы можете вмешаться с подсказкой, если сочтете, что процесс затя-гивается.

Попросите тех, кто определился как «третий», назвать себя и запишите имена на доске или плакате, откуда их всем будет видно.

Объявите, что эти люди будут лидерами групп.

Чтобы сформировать группы, попросите их представиться соседям справа и слева, а также тем двоим, что сидят непосредственно за ними в следу-ющем ряду. Возникнет небольшая суета, люди начнут вертеться, но это неважно. Таким образом будет сформировано несколько групп по 5 человек в каждой. Кто-то, вероятно, останется не у дел (из тех, что сидят по краям и т.д.), и вы можете предложить «запасным игрокам» представиться ближайшему к ним лидеру и присоединиться к его группе.

Объясните всем группам общее задание: придумать одну пя тиминутную разминку для всей аудитории. Игра должна быть та кой, чтобы каждый мог без труда участвовать в ней в данных кон кретных условиях; она должна стимулировать творческое мышление у всех игроков и продолжаться не дольше 5 минут. За пишите где-нибудь следующие условия:

- вспомнить/сочинить игру;

-продолжительность игры: 5 минут;

-должны играть все присутствующие в помещении;

игра начнется через 5 минут от момента ее придумывания;

игра должна стимулировать творческое мышление.

Спросите, есть ли какие-нибудь вопросы, и ответьте на них, но не позволяйте втянуть себя в утомительные дебаты (люди, ори ентированные на власть, с одной стороны, и те, кто слабо мотиви рован, с другой, часто предпочитают спорить, а не сотрудничать).

Через 5 минут по очереди вызовите лидеров и предложите им сообщить вариант, на котором остановилась группа. Если вариан тов нет, поставьте на доске напротив имени прочерк и переходите к следующему. Старайтесь, чтобы все происходило быстро. В кон це у вас может оказаться по полдюжины предложений против каж дой фамилии, или не оказаться ни одного, или же нечто среднее - это не играет никакой роли. Это беспроигрышная игра, за кото рую вы можете быть совершенно спокойны.

Попросите лидеров поочередно рассказать всем о происхо дившем в их группах. Если вы работаете в просторном помещении с плохой акустикой, то, возможно, вам придется громко повторять или пересказывать их слова. В любом случае постарайтесь запи сать несколько достойных предложений просто для того, чтобы убедиться, что все одинаково понимают сказанное, а у вас есть не что, к чему вы можете вернуться позднее.

В каждом случае заручи тесь согласием выступающего с вашим переложением его слов. Если народу много, вы можете попросить пару добровольцев записы вать на доске. Все, что скажут вам лидеры, принимайте без ком ментариев (это не касается побуждения их к действию) и разрешайте членам их групп сколь угодно часто перебивать своих вожаков при условии, что каждая группа не превысит отведенного ей времени, которое зависит от общего числа групп.

Анализ

Когда все закончат выступать, попросите их рассмотреть следующие аспекты лидерства, которые вы записали по ходу занятия или подготовили к обсуждению заранее. (Если в группу входят представители различных национальных культур, вам следует подчеркнуть, что ответы этих людей могут нести в себе следы соответствующих культурных влияний, и, разумеется, надо заменить вопросы преподавателя своими собственными, если обсуждать, например, не лидерские навыки, а нечто другое.)

Власть . Предложите всем подумать над тем, как использовали свое положение лидеры их групп. Держались ли они авторитарно? Демократично? Отстранение? Как повлиял стиль руководства на выполнение задачи?

Мотивация. Сделали ли или сказали лидеры нечто такое, что мотивировало, поддерживало или вдохновляло группу?

Задача. Всем ли группам и лидерам было важно выполнить полученное задание - то есть вспомнить или придумать игру? Или же отдельные дискуссии превратились в вечер знакомств? Если так, то как себя чувствовали лидеры этих групп?

Вызов. Появились ли в какой-нибудь группе лидеры, которые поставили под сомнение авторитет назначенных вожаков? Как восприняли своих лидеров подчиненные? Сочли ли они их компетентными? Или решили, что лучше справятся сами?

На этом этапе, если у вас есть время, попросите всех членов групп оценить своих лидеров по пятибалльной шкале, исходя из четырех критериев - власти, мотивации, задачи и вызова. Затем попросите лидеров вывести средний балл, используя оценки, выставленные членами их групп, и огласить результаты, которые вы должны за-писать для сравнительного анализа. Можно добиться дальнейшей обратной связи, если попросить членов группы, лидер которой получил наивысший балл, привести конкретные примеры эффек-тивного руководства их предводителя.

Завершение

Независимо от того, играете ли вы в сокращенный или расширенный вариант «Ты выбираешь», вам нужно оставить 5 минут на случай, если участники захотят сыграть в одну из игр, предложенных по ходу упражнения. В конце концов, вы сделали вид, что именно в этом состоит цель упражнения, и теперь должны сдержать свое слово. Но игроки к этому времени и сами могут догадаться, что средство являлось целью, то есть игра, которую требовалось создать, оказалась упражнением по лидер-ству.

<< | >>
Источник: Панфилова А.П.. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. 2003

Еще по теме ТРЕНИНГ «ТЫ ВЫБИРАЕШЬ»:

  1. 4.3. Выбираем объект налогообложения
  2. Как правильно выбирать товар
  3. Подходы к управлению капиталом — выбирайте любой
  4. Как выбирать средства онлайн торговли? Попробуем внести ясность в критерии оценки.
  5. ТРЕНИНГ:КОМУ ОН НУЖЕН?
  6. КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ
  7. БИЗНЕС-ТРЕНИНГ И ЕГО МЕТОДЫ
  8. Бизнес-тренинг
  9. Методика и технология тренинга
  10. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
  11. ТРЕНИНГ «КНЯЗЬ»
  12. Тренинги личностного роста
  13. Определение, история и функции тренинга
  14. Оценка эффективности тренинга
  15. ТРЕНИНГ «РОКОВОЙ ГИПНОТИЗЕР» (КИЛЛЕР)
  16. МОДЕЛЬ 10: ТРЕНИНГИ: ЖИВЫЕ И ОНЛАЙН
  17. КОГДА КОМПАНИЯ-ЗАКАЗЧИК ПОНИМАЕТ, ЧТО НУЖЕН ТРЕНИНГ?
  18. В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИНГА И МОЖНО ЛИ ЕЕ ИЗМЕРИТЬ?
  19. КАК ПОЛУЧИТЬ МАКСИМАЛЬНУЮ ОТДАЧУ ОТ ТРЕНИНГА?
  20. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ТРЕНИНГОВ