<<
>>

ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ТРЕНИНГОВ

РОЛЕВАЯ ИГРА-ТРЕНАЖЕР «РАНАДО»

Разработка А.П. Панфиловой

Цель игры «РАНАДО» (развитие навыков делового общения): ? Формирование навыков эффективной коммуникации: выражать мысли вслух, внимательно слушать партнера, аргументирован но вести полемику, формулировать и задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, осуществлять критику высказываний партнеров, говорить комплименты и т.п.

? В игре-тренинге демонстрируются различные способы органи зации конструктивных контактов в режиме дискуссии, развива-

28-3499 425

ется культура речевого общения на основе его нормирования, правил-ограничений и тренинга.

Кроме того, в игре-тренинге генерируются оптимальные страте гии и тактики коммуникативного поведения, отрабатывается ре чевой репертуар и создаются вербальные и невербальные сцена рии взаимодействия с разнообразными партнерами, идет обуче ние и закрепляется технология проведения дискуссии, полемики. Время проведения: от 2 до 6 часов.

Количество участников: от 9 до 45 чел. (оптимальный вариант - 3 команды по 5-7 чел.); судьи - от 3 до 5 чел.

Структура игрового комплекса: Игровой комплекс включает организаторов игры, компетентных судей, консультантов и игровые группы (три-пять).

Руководитель игры:

распределяет участников по командам;

проводит инструктаж;

консультирует по вопросам ведения игры, правил и процедур;

следит за регламентом;

осуществляет взаимодействие команд в соответствии со структу рой игры и на основании заданных правил и норм;

подводит окончательные итоги;

делает анализ успехов и трудностей.

«Компетентные судьи»:

Основная задача группы - проведение консультаций на основе имеющихся материалов по содержанию игры и подготовка мотивированного заключения об адекватности используемых во взаимодействии партнеров жанров, а также о степени развитости коммуникативных умений и навыков.

Основной акцент члены группы делают на качественных характеристиках участников группы, на выявлении эффективных техник делового общения, на определении продуктивных стратегий и тактик коммуникативного поведения.

Игровые группы составляются из числа участников занятия прямо на «игровой поляне» спонтанно или по желанию, или на основе целевого отбора самим руководителем.

Игровые группы под руководством лидера команды осуществляют межгрупповое взаимодействие на основе материалов, отработанных внутри каждой команды, и в соответствии с заданиями, формулируемыми руководителем.

Правша игры

1. Каждый участник игры проходит все ее этапы, в обязательном порядке работая над заданиями, проявляя инициативу и творческий поиск на основе сотрудничества и взаимопомощи. Обязательным для каждого является работа в заданных нор мах и в соответствии с регламентом.

Участник игры может пользоваться «банком информации» по терминологии игры.

Все члены команды работают на «общий котел», то есть на победу своей группы.

СТРУКТУРА, РЕГЛАМЕНТ И ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

ИГРЫ «РАНАДО»

Подготовительный этап

Разъяснение целей и задач игры-тренажера, ее сущности, предназначения, общих правил, структуры и ожидаемого резуль тата. Создание игровых команд.

Время: 10 мин.

Вводная беседа по терминологии.

Организатор игры, используя метод «майевтики» Сократа, через наводящие вопросы проводит с участниками игры беседу-дис- куссию по содержанию таких коммуникативных терминов, как: доклад, сообщение, рассказ, речь, реплика, суждение, критика, комментарий, резюме, рекомендации, аргументы и контраргументы. Анализируются специфика, применение, жанр и основные характеристики перечисленных форм и средств взаимодействия.

Основная задача данного фрагмента игры - выявить потенциал информированности участников игры, дать новые знания по перечисленным позициям.

Время на беседу 15-30 минут.

Примечание. Можно заранее приготовить пакет «банк информации», где будут все необходимые сведения о перечисленных терминах. Другой вариант проведения этого сюжета предполагает следующие действия: слушателям дается таблица, где отмечены формы, жанры, техники вербализации, и дается набор перечисленных терминов, каждый отдельно, и нужно разложить их в таблице таким образом, чтобы каждый соответствовал форме, жанру или технике. Затем результаты осуществленной классификации обсуждаются публично, и в случае необходимости делается коррекция, а преподаватель дает инст-руктаж.

«Погружение» участников в игру.

Для погружения используются разнообразные приемы, описанные в соответствующем разделе, например «Знакомство», «Самопрезентация» команды - «Кто МЫ?», разработка визитной карточки или реклама своей команды и т.п.

Время на погружение - 20 - 30 мин.

Проблематизация

1.1.

Всем участникам игры предлагается определить «зону по- иска».

С этой целью следует выбрать проблемы и задачи, которые представляют очевидный интерес для всех. Например, принятие или непринятие каких-либо событий, анализ конфликтов, связанных с социальной справедливостью, нововведения в организациях, в профессиональной среде, перспективы предпринимательства, «грязные технологии» и проблемы имиджа или самопрезентации и пр.

Выдвижение идей.

Для подготовки сообщения на выбранную тему каждый член команды должен высказаться и внести свой вклад в коллективную разработку информации (сообщение, доклад, что-либо еще). Группа самостоятельно выбирает жанр выступления и готовит его; все идеи и мысли, наработанные сообща, фиксирует тот, кто будет делегирован командой для презентации информации.

Подготовка устной информации для межгрупповой дискус сии.

На этом этапе игры возможны варианты:

а) каждая команда работает в одном жанре и по одной пробле ме (например, все делают двухминутное сообщение по теме «имидж руководителя»);

б) команды работают в одном жанре, но по разным проблемам;

в) команды работают в разных жанрах, но по одной проблеме (например, одни готовят доклад, другие сообщение, а третьи - пресс-конференцию);

г) команды работают в разных жанрах и по разной проблема тике.

Способы распределения жанров: назначение преподавателем, самопроизвольный выбор членов команды, жеребьевка.

Возможные виды выступлений

Доклад

Доклад — это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. В докладе сообщаются сведения, ставятся задачи и даются рекомендации, касающиеся тех решений, которые были обозначены. Доклад предполагает обсуждение, критику и дополнения, новые положения.

В научном докладе обычно сообщается о научном достижении, открытии или результатах эксперимента. Сведения, изложенные в научном докладе, могут быть предметом обсуждения или научной дискуссии.

Выдвинутые в докладе идеи или вопросы следует излагать четко и понятно для всех с разграничением тем, выделением основных моментов.

Для большей убедительности целесообразно использовать иллюстрации.

Информация

Включает, как правило, точные сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, воспринимаемых человеком. Это может быть также сообщение о положении дел, о проблемах и трудностях, о состоянии той или иной организации.

Рассказ

Это художественно-повествовательное прозаическое произведение небольшого размера. В устной форме осуществляется в публицистическом стиле и представляет собой словесное изложение каких-либо событий.

Речь

Представляет собой обращение к слушателям по определенной тематике или поводу и при определенных обстоятельствах со своими соображениями, облеченными в соответствующие языковые формулировки, с определенной целью. В данной игре наиболее уместна информационная форма речи.

При всех перечисленных видах выступлений концентрация на предмете и рациональном изложении материала перед слушателями требует от докладчиков следующего:

а) пользоваться логически безупречной аргументацией с дока зательным воздействием на слушателей;

б) подробно раскрывать причинно-следственные и условно-след ственные связи;

в) следить за последовательностью изложения мыслей и идей;

г) продумать начало и конец выступления.

Определение цели команды в игре, намерений и ожида ний.

После того как выдвинутые идеи и высказанные мнения «упакованы» в один из видов устного выступления, каждая группа в режиме внутригрупповои дискуссии должна сформулировать цель команды в игре («здесь и сейчас»), подразумевая под целью то, к чему стремятся играющие, что надо осуществить, какой результат они ожидают «на выходе», то есть в конце игры. Затем команда должна осмыслить и продумать свои намерения, в связи с поставленной целью и ожиданиями по отношению к другим командам, а также на основе подготовленного сообщения.

Представление каждой командой своих целей, намерений и ожиданий. После каждого представления руководитель задает ос тальным участникам вопросы: «Что вы услышали?» и «Что вы по няли?». Ответы на вопросы позволяют установить степень адекват ности понимания, обратную связь между командами и проверить готовность к остальным этапам игры.

Примечание. Этот сюжет игры целесообразно визуализировать, поэтому все цели, намерения и ожидания участники игры рисуют на доске или ватмане с помощью схем, таблиц, символов.

По итогам данного фрагмента руководитель игры делает критический анализ услышанного и понятого и предлагает осуществить коррекцию целей, если в этом есть необходимость. Как правило, она есть, так как многие играющие вместо конкретных целей, выраженных глаголами, формулируют лозунги и призывы.

Коррекция участниками игры целей, намерений и ожида ний.

На основе высказанных критических замечаний руководителя и участников игры (глобальность, абстрактность целей, уход от позиции «здесь и сейчас», неточность формулировки и т.п.) происходит коррекция задания.

Представление откорректированных целей, намерений и ожиданий.

Фиксация и объяснение новой информации на доске.

Общее время на второй этап: от 1 до 1,5 часа.

3. Дискуссия-тренинг

На третьем этапе каждая команда делает свое сообщение в порядке очереди (по кругу, по мере готовности, по жребию). После каждого сообщения представители других групп задают вопросы в разном жанре и получают на них ответы. Затем группы готовятся к дискуссии в заданных видах устной информации, а именно:

Реплика - ответ, возражение, замечание на слова партнера.

Суждение - форма мышления, представляющая собой сочетание понятий, из которых одно определяется и раскрывается через другое мнение, заключение.

Мнение - объяснение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-нибудь, взгляд на что-либо.

Комментарий - объяснение, толкование к какому-либо тексту (письменному или устному). Рассуждения, пояснительные и критические замечания о чем-нибудь.

Резюме - краткий вывод из сказанного, услышанного.

Вывод - умозаключение, то есть то, что «выведено» из информации.

Во время дискуссии основной докладчик готовит резюме, а все остальные члены команды выявляют адекватность видов устной коммуникации, которые сформулировали участники игры по типу: что мы услышали. Анализ реплик, суждений и комментариев осуществляет также группа «компетентных судей», они же оценивают и адекватность вопросов жанру, их краткость, корректность формулировки и другие параметры. ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДЛЯ ДИСКУССИИ

При обращении друг к другу следует говорить: «Уважаемый кол лега».

Прежде чем ответить на вопрос, необходимо его повторить: «Пра вильно ли я вас понял...?»

Никогда не следует говорить: «Вы неправильно меня поняли» или «Вы невнимательно меня слушали», «По-моему, я очень четко сформулировал свою мысль» и т.п. Вместо этого следует взять «вину» на себя (то есть создать условия партнеру для почетной капитуляции) и сказать: «По-видимому, я плохо (неточно) сфор мулировал свою мысль».

К неожиданностям, возникающим во время дискуссии, нужно от носиться спокойно, без нервозности, не принимая позу «оборо ны» или «нападения».

Не мешайте партнеру говорить и демонстрируйте умение слушать, не пытайтесь заполнить паузы или молчание, не создавайте пре пятствий для выступления оппонента.

Пользуйтесь свободно и широко своим «орудием успеха», фор мирующим симпатию: контакт глаз, улыбка, доброжелательный взгляд, тембр голоса, ритм речи - все должно быть приятным для слуха и для глаз.

ВОПРОСЫ К ВЫСТУПАЮЩИМ Вопрос на уточнение: «Уточните, пожалуйста...», «Правильно ли я вас услышал...?», «Повторите, пожалуйста».

Вопрос на развитие: «Не могли бы вы сообщить дополнительно...?», «Не могли бы вы разъяснить более подробно...?» или Что? Где? Когда? Как? Почему? Зачем? Какой? и т.д.

Вопрос на отношение: «Как вы относитесь к...?», «Что вы думаете о...?»

Вопрос на понимание: «Правильно ли я вас понял...?» Вопрос- тест: применяется при необходимости проверить информированность партнеров по тому или иному вопросу, например: «Знает ли коллега зарубежную литературу по имиджу и презентациям?». После положительного ответа коллеге предлагается тест интереса к литературе по названной проблеме, в котором, на-пример, называется популярная книга и предлагается найти ее автора из пяти предложенных фамилий.

Вопрос-ловушка - провокационный вопрос, трюковый. Является также разновидностью теста. Он построен так, что партнеру пред лагается ответить о несуществующем (скажем, дать оценку книги вымышленного автора или с придуманным названием). Чаще все го эти вопросы используются при проверке профессиональной ком петентности. 431

Как правило, во время дискуссии участники игры задают открытые вопросы (не предполагающие готовых вариантов ответов), позволяющие развить мысль, получить дополнительную информацию, найти истину. На подготовку вопросов целесообразно дать 2-3 минуты.

3.1. Каждая группа готовит вопросы во всех жанрах, то есть идет тренинг по отработке умения задавать разнообразные вопросы. Команда докладчика отвечает на вопросы, демонстрируя безусловно перспективную стратегию взаимодействия.

Бланки для оценивания вопросов и высказываний участников игры раздаются «компетентным судьям» заранее. Оценку можно осуществлять по 3-балльной шкале:

соответствует полностью - 3 балла;

соответствует частично — 2 балла;

практически не соответствует - 1 балл;

не соответствует - 0.

Бланк оценивания вопросов по докладу № п/п Критерии оценки Группа №1 №2 №3 1.2. 3.4. Точность вопроса по жанру Корректность формулировки Наличие информационного запроса Краткость и лаконичность

Бланк оценивания видов устной информации № п/п Виды информации Соответствует полностью Не в пол-ной мере Частично Не соот-ветствует 1.2. 3.4. 5. Реплики

Суждения

Комментарий

Резюме

Выводы

Группа «компетентных судей» анализирует качество услы шанной информации, выявляет несоответствие высказываний жан ру, допущенные ошибки, поощряет тех, кто играет по правилам и в заданных нормах. При этом допустимо делать как промежуточ ный анализ, так и окончательный.

Группа, которая выступала с сообщением, также оценивает тех, кто участвовал в дискуссии, повторяя мнения всех участников, резюмируя и подводя итоги дискуссии.

3.4. Окончательный анализ этого этапа игры делает руководитель игры «РАНАДО». Он подводит общие итоги, выделяет участников игры, продемонстрировавших наилучшие результаты, комментирует ошибки и трудности, возникшие во время дискуссии.

Дискуссия-полемика 4.1. Полемика.

На этом этапе игры ее руководитель предлагает по одному из докладов или сообщений организовать полемику по существу ус-лышанного. С этой целью дается консультация по способам аргу-ментации и контраргументации, по технике развития мыслей. 4.2. После инструктажа начинается тренинг. Последовательность процедуры на этом витке тренинга следу ющая:

Сообщение или доклад одной из команд.

Вопросы участников интерактивного взаимодействия: на уточне ние, на развитие, на понимание и т.д.

Подготовка аргументаций и контраргументаций от каждой иг ровой команды.

Время на подготовку 3-7 мин. (в зависимости от степени подго товки и информированности участников игры).

Полемика, развитие мыслей.

Резюме авторов сообщения по итогам полемики.

4.3. Анализ дискуссии-полемики группой «компетентные судьи». На этом этапе игры «компетентные судьи» фиксируют динамику развития участников групповой дискуссии, делают качественный анализ всего игрового сюжета. Кроме того, им необходимо опре делить, какие виды аргументации были использованы играющими и насколько эффективно.

Примечание. Поскольку игра проводится в виде ролевого тренинга, то желательно, чтобы на всех ее сюжетах закреплялись нормы делового взаимодействия, сформулированные в третьем разделе и отработанные на предыдущих этапах, то есть задавание вопросов, адекватных жанру, формулирование реплик, суждений, комментариев, резюме и пр.

Комплименты

Завершающий этап- это этап «выгружения» из игры. Руко водитель предлагает каждой команде подготовить комплимент в адрес той команды, которая лучше всех других продемонстриро вала коммуникативные умения и навыки. С этой целью руководи тель игры дает консультационный комментарий по специфике жан ра «комплимент».

После инструктажа каждая команда выбирает себе коман ду-победительницу в игре «РАНАДО» и в режиме интерактивного взаимодействия готовит комплимент в ее адрес.

Комплименты. Каждая команда высказывает подготовлен ный ею комплимент в адрес предпочитаемой группы игроков. «Ком петентные судьи» фиксируют количество комплиментов, получен ных каждой командой.

Выявляется команда-победительница, получившая наи большее количество комплиментов. Команда награждается при зом или аплодисментами. При желании играющих можно опре делить и лучшего участника в каждой команде, и самого корректного, и самого эмоционально сдержанного игрока и т.д.

Примечание. Вместо инструктажа преподавателя по всем жанрам деловой коммуникации можно дать слушателям домашнее задание, в рамках которого они подготовятся по специфике всей той информации, на которой построена игра.

Можно также организовать самоподготовку каждой команды прямо на игре и с этой целью разрешить пользоваться конспектами или учебниками. Однако это возможно лишь в тех случаях, когда игре предшествовал лекционный курс. На самом деле все зависит от учебных целей, именно они определяют выбор стратегии проведения игры.

Кроме того, игровая процедура может быть расширена за счет других жанров деловой коммуникации или уменьшена по этому же принципу. В случае недостаточности времени вся игра может быть разделена на фрагменты, и по мере изучения того или иного вопроса деловой коммуникации можно проводить соответствующий фрагмент игры.

Методические материалы в помощь организатору

Как начинать выступление

Начало выступления представляет наибольшую трудность, но в то же время оно является исключительно важным, ибо в этот момент ум слушателей свеж и на него сравнительно легко произвести впечатление. Если полагаться на случайность, то это может привести к слишком серьезным последствиям, поэтому начало выступления следует тщательно готовить.

Вступление должно быть кратким и состоять не более чем из одного или двух предложений. Часто можно вообще обойтись без него. Приступайте прямо к сути вашего выступления, затратив на это минимальное количество слов. Никто не станет возражать против этого.

1 Новички склонны начинать выступление либо с юмористического рассказа, либо с извинения. И то, и другое обычно бывает неудачным. Лишь очень немногие люди могут с успехом рассказать смешной анекдот. Обычно такая попытка приводит аудиторию в замешательство, вместо того чтобы доставить ей удовольствие.

Рассказ должен быть к месту, юмор должен быть глазурью на торте, но не самим тортом. ?Никогда не извиняйтесь, так как обычно это раздражает слуша телей. Говорите именно то, что вы собираетесь сказать, скажите это в хорошем темпе и сядьте на свое место. ?Не начинайте ваше выступление слишком формально. Не пока зывайте, что вы тщательно его готовили. Оно должно выглядеть свободным, непреднамеренным, естественным, но в то же время - в соответствии с избранным жанром. Этого можно достичь, за говорив о том, что только что произошло, или о том, о чем толь ко что говорилось. ? Оратор может завоевать внимание аудитории следующими спосо бами:

возбудив любопытство слушателей;

поведав интересную историю;

начав с конкретной иллюстрации;

задав вопрос, в том числе и риторический, то есть не требую щий ответа;

начав с какой-нибудь «потрясающей» цитаты или факта;

показав, что тема выступления связана с жизненно важными ин тересами слушателей.

Как сделать ясным смысл выступления

? Делайте незнакомую информацию понятной, связывая ее со зна

комыми предметами. ? Избегайте специальных терминов в своем выступлении. Излагай те свои мысли простым и доступным для конкретной аудитории языком.

? Будьте уверены в том, что предмет, о котором вы собираетесь

говорить, ясен для вас и прозрачен. ? Используйте зрительное восприятие слушателей. Когда возмож но, применяйте иллюстративные средства Будьте точны в опре делениях.

? Повторяйте ваши главные мысли, но не употребляйте дважды

одни и те же фразы. ? Сделайте ваши абстрактные утверждения понятными, со проводив общие категории конкретными примерами и случа ями.

? Не пытайтесь затронуть слишком много вопросов. В небольшом выступлении невозможно должным образом рассмотреть боль ше чем один или два раздела большой темы. ? Заключайте свое выступление кратким резюме по высказанным вами положениям. ? Если это возможно, используйте сбалансированные предложе

ния и контрастирующие идеи. ? Интерес заразителен. Аудитория наверняка будет им охвачена, если сам выступающий им проникнется.

Как заканчивать выступление

? Концовка речи действительно является ее самым стратегически важным элементом. То, что сказано в конце, слушатели, скорее всего, будут дольше помнить, так как именно эта информация остается в долговременной памяти. ?Не заключайте свое выступление словами: «Вот приблизитель но все, что я хотел сказать по этому поводу. Так что, пожалуй, я на этом закончу». Заканчивайте, но не говорите о том, что вы заканчиваете. ? Тщательно подготовьте концовку вашей речи, заранее прорепе тируйте ее. Заканчивайте свою речь плавно. Вот семь вариантов концовок для выступления:

резюмировать, вновь повторить и кратко изложить основные положения, которые вы затрагивали в своем выступлении;

призвать к действию;

сделать слушателям подходящий комплимент;

вызвать смех;

процитировать подходящие поэтические строки;

использовать яркую цитату;

создать кульминацию.

Подготавливая начало и конец выступления, всегда связывайте их между собой. Прекращайте выступление прежде, чем этого захотят слушатели. Помните: «После пика популярности очень скоро наступает пресыщение».

Как избавиться от пассивности в дискуссии

? Не будьте молчуном. Ваше молчание, длящееся больше 5-6 се

кунд, гасит активность говорящего. ? Сдерживайтесь в меру. Безграничное терпение и сдержанность слушающего могут породить у говорящего ответное действие в виде психологической защиты. ? Не стройте из себя умника Натянутость и витиеватые замечания

по поводу того, что говорит партнер, часто порождают скуку. ? Постарайтесь расслабиться. Раскованность стимулирует говоря щего, однако, будучи оставленной без контроля, она может пе рейти в релаксацию (полное расслабление), при которой актив носгь общения угасает. ? Если устали, извинитесь и подыщите предлог для перерыва

Как избавиться от агрессии в дискуссии

Не доминируйте во время дискуссии: словами, позой, тоном. Тот, кто доминирует, мало слышит и понимает из того, что говорят, а тот, на кого «давят», теряется и переходит в психологическую за щиту.

Не давайте волю эмоциям. Когда эмоции берут верх, разум при тупляется. Если чувствуете, что эмоции становятся «хозяином по ложения», подумайте о собеседнике.

Не спешите возражать. Дайте партнеру выговориться. Если слу шать внимательно, возможно и возражать не придется: под влия нием внимательного и терпеливого слушателя гаснет пыл оппо нента.

Не принимайте оборонительную позу. Когда слушающий скре щивает руки на груди, сжимает мышцы, кулаки, напрягается, го ворят, что он «уходит в оборону». Действительно, напряжение различных участков тела - это свидетельство несогласия. Гово рящий без труда оценивает такое состояние, поэтому принимает меры - замыкается.

В дискуссии всегда находите паузу для остановки. Это позволит партнеру вклиниться в разговор, а вам - погасить свой пыл.

Примечание. Организатор игры может использовать эту информацию как для себя самого, чтобы консультировать играющих, так и для того, чтобы подготовить эти материалы для каждой команды и просить слушателей ознакомиться с ними до начала выступлений. Такой же материал можно предложить и группе «компетентных судей» для более корректного оценивания участников игры.

<< | >>
Источник: Панфилова А.П.. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. 2003

Еще по теме ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ТРЕНИНГОВ:

  1. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ДЕЛОВЫХ ИГРДИ«МИР»
  2. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ МЕТОДОВ АКТИВИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ
  3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ИГР. ПОИСКОВО-АПРОБАЦИОННАЯ ИГРА «ГЕРАКЛ»
  4. Глава 8.Разработка магазина: практические рекомендации
  5. ТРЕНИНГ:КОМУ ОН НУЖЕН?
  6. КОРПОРАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ
  7. Оценка эффективности тренинга
  8. 27. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ {БЮДЖЕТОВ) БИЗНЕС‑ПЛАНА. ПОДГОТОВКА НЕОБХОДИМОЙ ИСХОДНОЙ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ
  9. Бизнес-тренинг
  10. Определение, история и функции тренинга
  11. 25. ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ МОДЕЛЕЙ БИЗНЕС‑ПРОЦЕССОВ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС‑ПЛАНОВ
  12. Методика и технология тренинга
  13. КОГДА КОМПАНИЯ-ЗАКАЗЧИК ПОНИМАЕТ, ЧТО НУЖЕН ТРЕНИНГ?
  14. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
  15. ТРЕНИНГ «КНЯЗЬ»
  16. Тренинги личностного роста