<<

ЗАМЕТКИ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ

Часть 1

1. Прогулка Европы. Эллинистическая фреска из «Дома Ясона», Помпеи. Первая четверть I в. Национальный музей, Неаполь. И греки, и римляне хранили легенду о Европе.

Фото: Андерсон/Алинари 23469.

2. Собиратели и охотники. Рисунок составлен из изображений, найденных в палеолитической пещере Теруел и Когул (Лерида, Испания). Мужские и женские фигуры представляют интересную реконструкцию сложно организованного социального устройства, в котором часто отказывают т.н. «пещерным жителям».

Рисунок Дэньона Рея, 1993.

3. Рыбак минойской эпохи. 2 тыс. до н.э. Национальный Археологический музей, Афины. Фото: Национальный Археологический музей, Афины.

4. Кноссский принц. Поздний минойский период. Минойский Крит не имел укреплений, в нем не было военного сословия. Музей Гераклиона, Крит.

Фото: Коллекция древнего искусства и архитектуры.

5. Пир. Рисунок на греческой вазе художника из Брига (490-480 гг. до н.э.) На пиру ели, пили, занимались любовью и вели серьезные беседы.

Мужчины располагались на ложах в восточной манере. Женщины и мальчики могли присутствовать на пиру только для развлечения.

Фото: Британский музей БМ E 60.

6. Этрускерия. Фреска из гробницы Пир, Тарквиния (около 470 г. до н.э.). См. [этрускостерия]

Фото: Hirmer Fotoarchiv ВМ E 60.

7. Аркадская идиллия. Et in Arcadia ego (лат.: И я в Аркадии бывал) (1639-1643), Никола Пуссен. Картина была куплена Людовиком XIV в 1683 г. В европейском искусстве классицизма Аркадия считалась страной пасторального блаженства. В знаменитой картине Пуссена, который развил идею Гверчино (Guercino), группа задумчивых пастушков и нимф смотрят на гробницу Дафниса, который умер от любви, и они понимают, что «Даже в Аркадии, отыщу вас я, Смерть». Лувр.

Фото: У RMN.

8. Похищение сабинянок. Les sabines (1796-1799), Жан-Луи Давида.

История, рассказанная Титом Ливи-

ем и Овидием, одна из самых популярных в древнем Риме, повествует о том, как царь Ромул устроил праздник на месте нынешнего Circus Maximus, для того, чтобы захватить женщин из соседнего племени сабинян. Героическая картина Давида показывает римских матрон, которые вступают в битву, чтобы остановить кровопролитие, причем строение на заднем плане картины напоминает Бастилию. Это полотно стяжала ему славу «Рафаэля санкюлотов». Лувр. Фото: Фото: У RMN.

9. Смерть Зигфрида. Эпизод легенды 5 в. о Нибелунгах, картина Джулиуса Шнорр фон Каролсфелда (1794-1872): Хаген убивает Зигфрида (1845). Хаген захватил врасплох Зигфрида, который пил воду у источника, и пробил копьем хранившую его волшебную защиту.

Мюнхен был столицей короля Людвига II Баварского, патронировавшего Рихарду Вагнеру, известному популяризацией националистических мотивов германского фольклора языческих времен. Кёнигсбау, Мюнхен. См. Нибелунг. Фото: АКГ, Лондон.

10. Аттила захватывает Рим, 452. Ульпиано Чека-и-Саус (1860-1916), Падение Рима (1891). Большое число картин этого жанра героизировали варваров, адресуясь к зрителям XIX века и подчеркивая активное неприятие классических пристрастий и античной истории.

© Hulton Deutsch Collection.

11. Православие. Изображение Христа Вседержителя в окружении императора Константина IX Мономаха (годы царствования 1042-1055) и императрицы Зои, мозаика XI

в., времени церковной схизмы 1054 г. Византийская традиция подчеркивала единство духовного и мирского начал. Св. София, Стамбул.

Фото: Foto Fabbri.

12. Западное монашество. Св. Бенедикт и аббатство Монте Кассино (основанно ок. 529

г.), миниатюра XI в. Первый знаменитый западный монастырь был основан святым- духовным покровителем Европы и до 1944 г. сохранялся в неприкосновенности.

Фото: Архив фотографий в Ватикане. Vat. Lat. 1702 IIr.

13. Подношения Константину. Средневековая легенда о том, что земная власть Римского папы была дарована ему императором Константином I, воплоще-

ПРИЛОЖЕНИЯ 875

на на фреске (1246 г.) Эта легенда была признана папской фальсификацией во времена Ренессанса.

Сан Силвестро, Рим. Фото: Foto Fabbri.

14. Славянское литургия. Альфонс Муха, Начало славянского богослужения (1910).

Взгляд позднего романтика на события IX в. — приход святых Кирилла и Мефодия в Моравию: первая картина из серии, посвященной художником чешской истории. Городская галерея, Прага.

Фото: Государственная галерея, Прага.

15. Католическое благочестие. Ангерран Картон, Пиета из Вильнев-лез-Авиньон (1444­1466). Поразительное по экспрессии изображение Девы Марии, оплакивающей Христа (Прованс, XV в.). Лувр.

Фото: У RMN.

16. Св. Августин. Св. Августин и духовные покровители ордена (XII в.), миниатюра. Муниципальная библиотека, Дуэ.

Фото: Giraudon.

17. Св. Карл Великий. А. Дюрер, Карл Великий (1512). Фото: Немецкий Национальный музей, Нуремберг.

18. Св. Матфей. Иллюстрация из Линдисфарнского Евангелия (F. 25), конец VII в., Нортумбрия.

Фото: Британская библиотека. BL Cott. Nero Div. 25 v.

19. Св. Иоанн Креститель и блаж. Иероним. Художник Мазолино (ок.1383). Национальная галерея, Лондон.

Фото: Bridgeman Art Library.

20. Божья Матерь. Темное изображение Божьей Матери из Ченстохова (XIV в.), икона византийского происхождения или, возможно, копия, созданная по приказу короля Владислава Ягелло. См. [мадонна].

Фото: Польский Институт культуры, Лондон.

21. Св. Иоанн Богослов диктует Евангелие Прохору (итало-критская школа, начало XVII в.). На Крите, который находился под управлением Венеции до 1699 г., был создан неповторимый стиль, включающий и православные, и католические черты. См. [греко] Фото: Сотби, Лондон.

22. Св. Лука-иконописеп. Согласно православной традиции, первая икона была создана св. Лукой, который нарисовал Богородицу при жизни. Икона XVII в. из церкви св. Луки, Псков, отреставрирована.

Фото: церковь св. Луки, Псков, Россия.

23. Богородица. Изображение Божьей Матери «Мореводительницы» (Pelagonitissa): сербская икона Богородицы с Младенцем из Скопье, Македония.

Фото: AKG, London.

24. Приношение Оттона III.

Четыре европейских земли — Славония, Германия, Галлия и Италия — приносят присягу императору, который стремился объединить восток и запад. Евангелие Оттона III, Бамберг (ок. 1000 г.).

Фото: Государственная библиотека, Марбург.

25. Завоевание Англии. Смерть короля Гарольда при Гастингсе в 1066 г. Деталь с гобелена королевы Матильды, известного в Европе как гобелен из Байе,

XI в. 58 панелей этого замечательного памятника рассказывают норманнскую версию этого события, включая предательство короля Гарольда и последующее притязание герцога Вильяма на английский трон.

Фото: Майкл Холфорд.

26. Северный крестовый поход. Л. Туксен, Падение Свантевита (1894). Разрушение славянских языческих идолов во время Северного крестового похода,

XII в. Такие сцены сопровождали «продвижение цивилизации» в Европе, начиная с уничтожения рощи друидов около Марселя Цезарем, до окончательного крещения литовцев в 1386 г. Фредериксборг, Копенгаген.

Фото: Фредериксборг, Копенгаген.

27. Перемирие в Реконквисте. Миниатюра XII в. из Книги Хьюго де Ахедреса. Христианин и мусульманский воин играют в шахматы. Эскориал, Испания.

Фото: Arxui Mas.

28. Последняя песнь Тристана. Миниатюра (ок. 1410) из Романа о Тристане. Со времени своего появления в Корнуолле в VI в. до оперы Вагнера в 1859 г. трагическая история любви Тристана и Изольды пересказывалась бесчисленное количество раз. См. [Тристан] Фото: Австрийская Национальная библиотека, Вена. MS 2537.

29. Железный плуг. «Март» из Богатейшего Часослова герцога Беррийского (начало XV в.). тяжелый плуг, которым пахали на лошади, был главным инструментом средневековой «сельскохозяйственной революции». Музей Конде, Париж. См. [плуг].

Фото: Giraudon.

30. Охота на оленя. «Преследование» из Книги охоты Гастона де Фуа, конец XIV в. До недавнего времени искусство охоты занимало важное место в питании и образе жизни жителей Европы. национальная биб-

876 История Европы

лиотека, Париж. MS Francais 616. F. 57 v. См. [ОХОТА] Фото: национальная библиотека, Париж.

31. Влюбленный Данте. Г. Холидей, Данте и Беатриче (1883). Известное изображение их встречи на берегу Арно во Флоренции, следствием которой явилось создание величайшей европейской ноэмы. Беатриче Портинари, умершая в 1290 г. была избрана Данте духовным проводником по Раю.

Фото: Walker Art Gallery, Liverpool, no. 3125.

32. Раздумье Бартоломеи. Рассказ Дионео из «Декамерона» Боккаччо, миниатюра XV в. Бартоломея, жена пизанского судьи, который пренебрегал ею, отправляется в паломничество. Пират Паганино да Наре (слева) соблазнил ее. После раздумий Бартоломея решает остаться с пиратом (справа).

Фото: Библиотека Арсенала, Париж. Arsenal 5070. F. 91 v.

33. Св. Франциск благословляет птиц. Фреска Джотто (1295-1300). Святой, покровитель любителей животных, был также социальным радикалом, его стремления к бедности и ненасилию воспринимались как вызов устоям Средневековой Европы. Церковь св. Франциска в Ассизи,

Фото: AKG, London.

34. Король Казимир принимает евреев. Войчич Герсон (1831-1901), Казимир Великий и евреи (ок. 1890). Эта романтическая картина прославляет усиление самой большой европейской общины евреев во времена Черной смерти, когда большое количество евреев бежали в Польшу из-за преследований в Германии. Народный музей, Варшава.

Фото: X. Романовски, Народный музей, Варшава.

35. Picaro. Иероним Босх, «Бродяга». Деревенская бедность, бродяжничество и беглые рабы являлись вечными социальными язвами позднего средневековья и начала Нового времени Европы. См. [picaro]

Фото: Museum Boymans van Beuningen, Rotterdam.

36. Марко Поло. Марко Поло, венецианец, отправился в Китай по Великому каналу в Венеции, ок. 1270 г. Миниатюра, ок. 1400 г. Европейские путешествия-открытия начались задолго до Колумба.

Фото: Бодлейская библиотека, Оксфорд. MS Bod. 264. F. 218.

37. Человек Запада на Востоке. Жан-Этьен Лиотар (Liotard), Портрет Ричарда Покока (ок. 1738). Британский посланник в Высокую Порту изображен в турецкой одежде, смотрящим на Босфор.

Фото: У Musee de l'Art et d'Histoire, Geneva.

Часть 2

38. Венера. Лукас Кранах, Венера и Купидон (1509). Изображенная Кранахом обнаженная женская фигура на переднем плане венчала длинный процесс борьбы, начатой Донателло его бронзовой скульптурой Давида (ок.1434). Средневековое табу, запрещающее изображать наготу, было преодолено, вновь вырос интерес к человеческому телу. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Фото: Bridgeman Art Library.

39. Перспектива. Пьетро делла Франческа, Бичевание, или Coh св. Иеронима (ок. 1460). Весьма загадочная работа художника, экспериментирующего с техническими новшествами и визуальными символами. Национальная галерея, Урбино. См. [бичевание]

Фото: Bridgeman Art Library.

40. Аллегория. Антуан Карон (1521-1599), Император Август и Тибрская Сивилла (ок. 1575). В попытке примирить язычество античного мира и христианство Карон изображает римскую Сивиллу пророчествующей императору Августу о непорочном зачатии и рождении Христа. Лувр, двор Генриха III.

Фото: Giraudon.

41. Колумб сходит на землю Сан Доминго, 1493. Ф. Кеммельмейер, Первая высадка Христофора Колумба (1800-1805). Воспоминание о моменте, который сейчас описывают не как «открытие», но как «встречу».

Фото: Национальная Художественная галерея, Вашингтон.

42. Лютер вступает в Вормс, 1521 г. Р. Зигард, Выступление Мартина Лютера в совете в Вормсе. Реконструкция того момента, которым была расколота католическая Европа и началась Реформация.

Фото: Городской архив, Вормс

43. Мечта об Империи. Эль Греко, Поклонение Имени Иисуса (ок. 1578): авторская копия большой картины из Эскориала, Испания, известной как «Сон Филиппа II». Коленопреклоненные фигуры Испанского короля, Римского папы и Венецианского дожа изображают великую католическую миссию Священной лиги, силы которой нанесли поражение туркам в Лепанто в 1571 г., тем самым избавив Европу от ужасов ада.

Фото: Национальная галерея, Лондон.

44. Видение минувшей славы. Й. Матейко (1838-1893), Баторий в Пскове (1872). Ностальгическая картина в романтическом духе, напоминающая о событиях ПРИЛОЖЕНИЯ 877

1582 г., когда русские бояре выразили покорность Польскому королю. Фото: Королевский замок, Варшава.

45. Совет управляющих. Франц Гальс, Дамы-управительницы дома престарелых (1664).

Коллективный портрет управительниц одного из голландских благотворительных обществ. Параллельный мужской портрет Управителей датирован тем же годом. Фото: © Frans Halsmuscum, Haarlem.

46. Праздничный день в Москве. А.П. Рябушкин (1861-1904), Московская улица XVII в. в праздничный день. Эта живая сценка из быта старой Москвы показывает различные слои общества Московии, от высокомерных чернобородых бояр до нищего слепца, которые направляются домой из церкви по залитым грязью дорогам.

Фото: SCR Photo Library.

47. Король-Солнце как отец семейства. Ж. Нокре (1615-1682), Людовик XIV в окружении семейства (ок. 1680). Людовик XIV любил участвовать во всех маскарадах и празднествах двора, здесь изображены члены его семьи в античных одеждах. Музей Версаля.

Фото: У RMN.

48. Философ без штанов. Жан Юбер (1721-1786), Утренний выход Вольтера (ок. 1770 г.). Вольтер переодевается после ночного сна, одновременно диктуя секретарю. Это одна из серий интимных сценок из Ферней, зарисованных ученым, швейцарским другом Вольтера. Музей Карнавале.

Фото: Giraudon.

49. Хозяин континента. А.Ж. Гро, Наполеон в Илаве (1808). Одно из менее льстивых изображений Наполеона на поле битвы в Илаве, в Восточной Пруссии 8 февраля 1807 г. Лувр.

Фото: У RMN.

50. Владыки моря. К. ван Вирмиген, Взрыв испанского адмиральского флагмана, 25 апреля 1607 г. Голландское морское превосходство, которое обеспечило этой стране победу в восстании против Испании, не имело серьезных соперников до второй половины XVII в., когда численно вырос королевский флот Англии.

Фото: У Rijksmuseum, Amsterdam.

51. Инфанта в розовом. Картина Инфанта Маргарита (1664) Диего Веласкеса, иногда приписываемая Мазо. Девочка изображена одетой как маленькая дама. Другие копии этого портрета можно найти в Вене и Киеве. Прадо, Испания.

Фото: Bridgeman Art Library.

52. Читатель и слушатель. Юбер Гравло, Le Lecteur (Чтец) (ок. 1740 г.). Марбл Хилл Хауз.

Фото: Английское Наследие (English Heritage)

53. Мать. Рембрандт, Мать художника (1639). Нилтье Виллемсдохтер ван Цуйдхок была нарисована своим сыном в последний год ее жизни.

Фото: Художественно-исторический музей, Вена

54. Лето. Г. Арчимболдо, Лето (1573). Одна из четырех в подобной манере выполненных картин была заказана императором Максимилианом II в качестве подарка саксонскому курфюрсту. Позднее в серии «composed heads» Арчимболдо в качестве модели использовал императора Рудольфа. Лувр, Париж.

Фото: У RMN.

55. Роялист. П.Н. Герен, Анри де Ла Рошежаклюен (Henri de La Rochejacquelein). Героический портрет лидера Вандеи, созданный после Реставрации.

Фото: Музей Шоле.

56. Республиканец. А. Камброн, Республика (1798). Персонификация республиканской Франции, картина создана за год до переворота Наполеона и за одно поколение до того, как подобные изображения будут носить имя «Марианны».

Фото: Musee de Montaubon.

57. Друг детей. Эта фотография Сталина, обнимающего ребенка во время съезда Коммунистической Партии в 1938 г., вызвало к жизни скульптуру, установленную в Москве. Изображенная на фото девочка, Геля Сергеева, лишь много лет спустя узнала, что ее отец был расстрелян по приказу Сталина, а мать была попала в Гулаг за то, что слишком усердно пыталась выяснить судьбу своего мужа.

Фото: Дэвид Кинг

58. Рыцарь в сияющих доспехах. X. Ланцингер, Адольф Гитлер в рыцарских доспехах (ок. 1939). Стремление нацистов найти «жизненное пространство» на востоке часто изображалось ими как продолжение средневековых операций «Drang nach Osten» (Натиск на восток) и походов тевтонских рыцарей.

Фото: AKG, London.

59. Вечный странник. К.Д. Фридрих, Скиталец над облаками (1818). Высшее явление романтического духа.

Фото: У Elke Walford, Hamburger Kunsthalle.

60. Динамо. Дж. М. У. Тернер, Дождь, пар и скорость (1844). Один из первых примеров импрессио-

878 История Европы

низма и образ, свидетельствующий об увлечениях 19-го века прекрасной природой и силой машин. Фото: Национальная галерея, Лондон.

61. Нет капитуляции (1831). В. Коссак (1856-1942), Совиньский на крепостном валу в Воле

(1922). При штурме русскими войсками Варшавы ветеран наполеоновских войн генерал Йозеф Совиньский приказал закопать его деревянную ногу в землю, приняв решение не сдаваться до конца.

Фото: Музей Польского войска, Варшава.

62. Свободная Греция. Ч. Перлберг Народные гуляния на Олимпе в Афинах (1838). Эта сцена из жизни королевства, только что получившего независимость, подчеркивает, с одной стороны, греческое античное начало, а с другой - наследие четырех веков турецкого ига. Фото: Национальный Исторический музей, Афины.

63. Музыкальный вечер. Й. Данхаузер, Игра на флейте (1840) Слева направо: Альфред де Мюссе (или Александр Дюма), Виктор Гюго, Жорж Санд, Никола Паганини, Дж. Россини, Мари д'Агул. Национальная галерея, Берлин.

Фото: Bildarchiv Preussischer Kulturbesitz.

64. Европейское согласие. А. фон Вернер, Берлинский конгресс (1881). Слева направо: граф Каролый (Австрия), принц Горчаков (Россия), Дизраэли (Британия), граф Андрасси (Венгрия), фон Бисмарк (Германия), граф Шувалов (Россия), Мехмет Али (Оттоманская империя). Государственный музей, Берлин.

Фото: AKG, London/Berlin.

65. Деревенская бедность. Ж.-Ф. Милле Сборщицы колосьев (1857). Лето в нормандской деревне, изображенное мастером французского реализма.

Фото: Bridgeman Art Library.

66. Индустриальная грязь. Л.С. Лоури (1887-1976). Хотя картина Лоури была написана в Ланкашире в середине XX в., художник вызвал странное и анахроническое видение индустриального пейзажа начала века, который уже давно исчез.

Фото: Bridgeman Art Library.

67. Импрессионист. Клод Моне (1840-1926), Река Сена в Буживале (1869). Экспериментальное изображение предместья Парижа нарисованное юным Моне, который только делал первые осторожные шаги в импрессионизм. См. [impression] Фото: The Currier Gallery of Art, Manchester, New Hampshire.

68. Примитивист. Анри Руссо (1844-1910), Война (1894). Одно из ярких, похожих на сон изображений «Таможенника» Руссо, созданное интуитивно художником в пору открытия подсознательного Фрейдом, в период европейского перемирия. Музей д'Орсэ, Париж. Фото: Bridgeman Art Library.

69. Сюрреалист. П. Блюм, Вечный город (1937). Хаотическое изображение Рима тех лет, когда Муссолини стремился построить новую Римскую империю, когда роман Элиота «Бесплодная земля» говорил, что европейская цивилизация разрушена. См. [бесплодная земля].

Фото: Музей современного искусства, Фонд Гугенхайма, Нью-Йорк; У Estate of Peter Blume/DACS, London/ VAGA, New York 1997,

70. Обманутая Европа. А. Васильев, Они пишут о нас в 'Правде' (1951). Художник сталинского социалистического реализма изображает идиллическую сцену колхозной жизни в Молдавии. В действительности, население Молдавии пережило чистки и репрессии после советского захвата в 1940 г., и крестьянство было подвергнуто принудительной коллективизации. Частная коллекция. См. [молдова].

Фото: Музей современного искусства, Оксфорд.

71. Разделенная Европа. Зигмар Полке, Сторожевая башня с гусями (1987-1987). Изображение Железного занавеса, нарисованное за два года до его падения немцем, который сам сбежал из Восточной Германии в 1953 г. Слева, на востоке, - вышка концентрационного лагеря, справа, с западной стороны — в китчевом стиле стилизованная реклама.

Фото: У 1994 The Art Institute of Chicago. All rights reserved.

72. Европа в муках. Марк Шагал (1889-1985), Белое распятие (1938).

В центре - распятье как символ христианской Европы, изображенный в духе еврейских представлений о многообразии миров. Картина создана русским евреем в изгнании, жившем в Западной Европе накануне Второй мировой войны. Фото: У 1993 The Art Institute of Chicago. All rights reserved; У 1994 DACS, London.

<< |
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ЗАМЕТКИ К ИЛЛЮСТРАЦИЯМ:

  1. Иллюстрации
  2. Заключительные шизофренические заметки.
  3. ГЛАВА 22. Заметки об экономическом цикле
  4. КНИГА ШЕСТАЯ. КРАТКИЕ ЗАМЕТКИ В СВЯЗИ С ОБЩЕЙ ТЕОРИЕЙ
  5. 9.1. Иллюстрация использования фиктивной переменной
  6. 5.1. Иллюстрация: модель с двумя независимыми переменными
  7. 3. 1. Иллюстрация: модель с двумя объясняющими переменными
  8. ГЛАВА 23. Заметки о меркантилизме, законах против ростовщичества, деньгах, оплаченных марочным сбором, и теориях недопотребления
  9. Расчет размера корректировки на инфляцию дефицита бюджета: иллюстрация на примере России
  10. Иллюстрация идей теории реального делового цикла на примере модели Солоу
  11. Отождествление организации с человеческой личностью