<<
>>

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последняя лекция затянулась, мы далеко ушли от порога цивилизации и даже добра­лись до таких ее вершин, как храмы домонгольской Руси и рублевская «Троица». Дорога к вершинам началась в древнейших пластах истории, через которые я старался провести чита­теля.
Возможно, Вам путь показался таким же трудным, как мне на Итурупе, когда впервые в жизни пришлось продираться через бамбук. Частокол фактов, названий, имен - трудно без привычки. Да ведь за прожитый день в городе каждый из нас получает больше информации, чем в любом учебнике. Память удерживает малую часть мелькнувших лиц, эпизодов, фраз, происходит отбор, что-то всплывает потом наяву и во сне. Счастливое свойство памяти - сохранять доброе, хорошее, веселое, а зло и боль забывать.

История - коллективная память общества и необходима для его нормального здоровья не меньше, чем оперативная память отдельному человеку. Утрата ее, беспамятство - тяжелое заболевание, амнезия, влекущая за собой инвалидность. 70 с лишним лет у нас отнимали ис­торию - в итоге больное, изрядно одичавшее общество на покалеченной земле.

Заботясь о погребении умерших и могилах предков, передавая изустно мифы и леген­ды, люди каменного века сберегали общину, племя от беспамятства и гибели.

В мифологизированной форме первобытные общины хранили свою историю задолго до появления историков - профессиональных хранителей памяти.

В пещерных святилищах и погребениях неандертальцев отразились общечеловече­ские универсалии: забота о мертвых, поминальные трапезы, популярность числа три... Отсю­да славянская тризна и христианская Троица, и привычка историков выделять три периода, и не историков - «соображать» на троих. Автор стихийно пришел к тому, что при перечисле­нии оптимально звучат три слова: два - спотыкаешься при чтении, четыре - уже длинно.

Ра­зумеется, у разных людей - разные числовые приоритеты, но универсальность тройки оче­видна.

Такими корнями из самой глубокой древности густо пронизана вся культура: этому и посвящен данный цикл лекций. Из множества приведенных наблюдений и фактов следует вывод: история людей начинается с их появления на Земле, с питекантропов. Обычные в за­рубежной литературе понятия «доистория», «преистория» подразумевают, что до появления письменности, до цивилизации - доистория. Если читатель вместе с автором не согласится с таким взглядом, значит, одну из задач цикла удалось решить.

Я старался быть лаконичным, особенно в первых лекциях, чтобы читатель втянулся хоть немного, а не отступил в растерянности, как перед стеной бамбука. Наука убеждает ар­гументами и читатель вправе сам их взвесить и решить, можно ли принять факты как доказа­тельства. Вопреки мифам древним и ультрановым, наукообразным, - мы земляне по проис­хождению, наши предки затратили миллионы лет на то, чтобы выпрямиться, изменить образ жизни, усовершенствовать руки и мозг, вооружиться дубиной, копьем и заостренными ору­диями из камня, чтобы выжить на открытых пространствах. Природа тропических лесов и саванны породила австралопитеков, от них произошли питекантропы - первые люди. За эту ошибку жестоко расплачивается теперь вся природа - от полюса до полюса, от морского дна до озонового слоя.

Первый из известных нам экологических кризисов, вызванных человеком, возник, ко­гда «съели мамонтов», а людей на Земле было не больше, чем сегодня жителей в Москве. С тех пор от неразумного обращения с природой погибла не одна цивилизация. Сегодня такая угроза нависла над всей Землей и особенно остра у нас. Матери во многих городах России в роддоме первый вопрос после родов задают: не «девочка или мальчик!», а нормальный ли ребенок? Страшная информация! И хотя давно сказано, что опыт истории никого ничему не учит, дважды разумным пора сообща и всем решить для себя, не собираемся ли мы повто­рить судьбу вымерших ящеров?

Экология - «наука о доме», о природе, как нашем общем доме, оказалась в одичавшем обществе «золушкой». Д.

С. Лихачев ввел понятие об экологии культуры: без ее «озонового слоя» гибель природы и людей развивается лавинообразно, что мы сегодня познаем на соб­ственном страшном опыте. Историческая память - несущая конструкция культуры, без нее рушится все здание. Именно культура выводила человечество из всех предыдущих кризисов и катастроф. Еще раз напомню о величайшей неолитической революции, о тканях, меховой одежде, теплых домах, позволивших освоить холодные пояса Земли, о байдарках и гарпунах китобоев, повозках и всадниках, кузнецах и литейщиках... В неменьшей степени нам служит наследие художников, музыкантов, сказителей каменного века.

Когда работал над рукописью, впервые услышал по радио песни группы «Последний шанс», среди них песня А. Самойлова с повторяющимся рефреном «Сорок тысяч лет - и за углом кофейня». Поэтическое прозрение часто идет рядом с познанием, у больших поэтов - впереди. Кофейни за углом у меня (и у большинства из нас) нет, а вот 40 тысяч, и 100 тысяч, и 1,5 миллиона лет у нас действительно за спиной - и совсем рядом, потому что наша приро­да изменилась очень мало. За 15 млн. лет эволюция, через мутации, провела наших предков от общих с высшими обезьянами прародителей через ряд ступеней. При этом, напомню, наш ДНК отличается от шимпанзе на ничтожную величину - 1,2%. Ясно, что приучить человека, как роботов у Лема, с наслаждением дышать выхлопными газами, переваривать диоксин, радионуклиды и тысячи других продуктов «большой химии» природе не удастся. Так что если не хотим последовать за ящерами, пора стать дважды разумными в квадрате, а еще лучше - просто поумнеть.

Увы, одичание происходит быстро, возрождение, строительство всегда дается неиз­меримо труднее, чем разрушение. И если кванты фундаментальных исторических знаний найдут свое место в головах какой-то толики людей, значит еще одна задача этого цикла ре­шена.

Художник Ю. И. Селиверстов назвал наш народ крестоносцем, несущим свой крест на Голгофу и слово «совесть» объяснил так: со весть, с вестью, то есть, с Евангелием в душе.

Донести эту весть до душ, юных и уже заскорузлых, стремятся и религия, и искусство. Роль науки здесь как-будто меньше, но и научная логика не излишняя в столь трудной работе. Отец Александр Мень часто прибегал к логике, когда, например, объяснял: «для того чтобы любить свою мать, вовсе не обязательно ненавидеть мать другого».

Фашизм и его старший более живучий братец - изм здорово отработали метод спло­чения людей, превращения их в стаю с помощью ненависти (объект ее - дело второстепен­ное, всегда найдется). Культура для таких операций вредна крайне, ее истребляли тотально и беспощадно: и религию, и искусство, и гуманитарные науки раньше биологии и кибернети­ки. Путь к любви и согласию, путь «Троицы» ведет через множество дверей: родного дома, школы, храма, через труд рук, ума и души. Приложите этот труд к истории, почуствуйте себя ее частицей, а заодно потренируйте память - воздастся сторицей. (Как память тренировать прочтете в прекрасной книге Я. Л. Коломинского «Человек: психология»). И за суетой и мае­той повседневности не забывайте, что есть Музыка и Поэзия, а в ней такие поэты, как люби­мый мой Б. Ш. Окуджава:

Святая наука - расслышать друг друга

сквозь ветер, на все времена...

Две странницы вечных - любовь и разлука -

поделятся с нами сполна.

Чем дольше живем мы, тем годы короче,

тем слаще друзей голоса.

Ах, только б не смолк под дугой колокольчик,

глаза бы глядели в глаза.

То берег - то море, то солнце - то вьюга,

то ангелы - то воронье...

Две вечных дороги - любовь и разлука -

проходят сквозь сердце мое.

<< | >>
Источник: Бродянский Д. Л.. История первобытного общества. Владивосток: ДВГУ,— 109 с.. 2003

Еще по теме ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

  1. Структура и содержание аудиторского заключения. Виды аудиторских заключений
  2. 42. Порядок и основания заключения кредитного договора. Работа банка по заключению кредитного договора
  3. VI Душевнобольные преступники и приюты для них. — Прирожденные преступники, смертная казнь, ссылка, заключение на неопределенное время. — Система одиночного заключения как одно из заблуждений XIX века. — Работы на воздухе в земледельческих колониях. — Привычные преступники. — Случайные преступники и злоупотребление краткосрочным лишением свободы. — Преступники по страсти, их относительная безнаказанность.
  4. V Банкротство классических систем наказания и позитивная система репрессивной социальной обороны. — Основные принципы системы обороны. — I. Заключение на неопределенное время с периодическим пересмотром приговоров. — II. Возмещение ущерба как функция государства. — Применение оборонительных мер сообразно с категориями преступников в противоположность классическому единству наказания. — Общие черты различных заведений для заключения преступников.
  5. Аудиторское заключение
  6. Аудиторское заключение
  7. 90. Аудиторское заключение
  8. Виды аудиторских заключений
  9. Заключение договора.
  10. Аудиторское заключение
  11. 71. Заключение эксперта
  12. Представление аудиторского заключения
  13. Аудиторское заключение,его формы