>>

ВВЕДЕНИЕ

С обложки на нас смотрит лик Кадо - Великого стрелка, культурного героя, сбившего из своего лука два лишних Солнца. Древний миф сбережен памятью людей, живущих на Амуре, в Китае, на Суматре и в Калифорнии.
В мифе, дошедшем из глубин каменного века, человек предстает в величии своего мастерства, могущества и в опасной самоуверенности повелителя природы.

Познать и понять себя и окружающий мир маленький человек стремится с колыбели. Это вечное стремление и сделало людей людьми, а не только животными класса млекопи­тающих. Познание и духовное совершенство - паруса прогресса, а прогресс по латыни озна­чает движение вперед. Чтобы двигаться вперед не вслепую и не разбивать десятки миллио­нов жизней о стену очередной утопии, чтобы не погубить природу и своих потомков, чело­вечество создало науку и религию, искусство и этику. Изначально они связаны в неразрыв­ной гармонии общественного сознания, в преддверии цивилизаций возникло разделение тру­да: наука ищет и умножает знание, религия познает душу и веру, но в лучших своих прояв­лениях люди всегда стремятся к изначальному единству.

Сорок лет автор-археолог ходит по дальневосточной земле, земле Дерсу и В. К. Арсеньева. Природа и древние памятники прекрасной страны погибают, и люди не ста­новятся от этого лучше и счастливей. Познать - полюбить - спасти свою землю необходимо каждому так же как дышать, пить и есть. Без памяти и любви мы становимся духовными ин­валидами, и никакие блестящие экипажи и электронные чудеса не принесут душевной гар­монии и счастья. Закономерно, что не только дорогие игрушки для взрослых, но и хлеб все больше и больше приходится ввозить из стран, где давно осознали ценность природы и ис­тории, научились их беречь и любить.

Храмы наполняются прихожанами, университетские аудитории не пустуют, а в поис­ках душевной гармонии сбившиеся с пути люди обращаются к разного рода дурману.

И все чаще это дети, которым не пели колыбельных песен, мало и редко читали сказки, с детского сада учили ходить строем, а в школе обделяли знанием и любовью. Учитель сам вырос в го­лодных полупустынях дегуманизированного общества и из последних сил бьется, чтобы вы­жить и спасти детей.

Автор много раз объяснял студентам, как мы объявились на Земле и стали людьми, чему-то научился и сам. Дальневосточная земля одаривала находками и открытиями, помог­ла узнать Кадо в изображениях на древней вазе и камнях, помогла заглянуть в прошлое и немного прибавить к его познанию. Познавая истоки, мы познаем себя. Если эта книга даст Вам, читатель, дополнительный глоток кислорода для души и хоть немного поможет в жиз­ни, значит мы с Вами не заблудимся в сомнениях и поддержим близких, детей - всех, кому нужна помощь.

Рисунки подготовила художница М. Т. Маркевич, за что я ей признателен. Перепеча­тала рукопись Т. Г. Ходченко, прочитали ее и сделали полезные замечания А. Р. Артемьев, И. С. Жущиховская, В. Д. Леньков - спасибо всем!

Автор с благодарностью примет замечания читателей.

Читатель, в книге есть выделенные слова (австралопитеки, Костенки...) и определе­ния понятий, например, орда - объединение родственных и зависимых племен и отдель­ных воинов (у кочевников). Обратите на них внимание, как на опорные слова, помогающие ориентироваться в трудном тексте. Не пугайтесь непривычных терминов и названий, вряд ли стоит стремиться запомнить их сразу.

Если, прочитав седьмую лекцию, Вы запомните, что еще в каменном веке, столкнув­шись с голодом, люди изобрели земледелие, скотоводство и аквакультуру, что пшеница к нам пришла из Передней Азии, а картошка - из Южной Америки - уже неплохо для начала. Н. И. Вавилов не только помог узнать, где родина земледелия, но и обратить эти знания на пользу людям. Пусть нравственный пример его жизни (и безнравственный - его погубите­лей) сослужит нам еще одну службу - духовного ориентира. В конечном счете, именно такие ориентиры, их выбор определяют Вашу жизнь, а не количество уложенных в голове назва­ний типа Чжоукоудянь, Вёртешсёллеш и других таких же «легко запоминающихся слов».

Доброго Вам пути!

Введение ко второму (электронному) изданию

Знание истоков образует фундамент культуры, знание палеоистории - основание культуры гуманитарной, необходимой каждому человеку, стремящемуся преодолеть уровень растительного существования. То, что происходит с нашим российским образованием под знаменем рыночных реформ, уже привело к тяжелым, труднопреодолимым последствиям. Школа и вузы выпускают в жизнь все больше и больше людей, нормального образования не получивших. Такие выпускники не умеют и не любят читать, слабо владеют родным русским языком, не ведают ни отечественной, ни всемирной истории. Можно долго перечислять, чем не обеспечивают своих питомцев учебные заведения из необходимого минимума гуманитар­ного образования человека. Природа пустоты не терпит: вакуум знаний заполняют парана- учные бредни, суеверия, штампы и клише «массовой культуры», точнее, антикультуры. На­блюдая сотни молодых людей, поступивших на первый курс университета, я с грустью вижу, как слабо они реагируют на интереснейшую новую информацию о древностях, как не стес­няют их мелкое жульничество и собственная беспомощность в приобретении избранной спе­циальности, да они к ней не стремятся. Диплом рассматривается как мостик к чиновной должности, как будто у нас дефицит безграмотных корыстных конторщиков, давящих в стране все инициативное и живое.

Сравнение со студенчеством наших дальневосточных соседей, увы, не в нашу пользу. Свои позиции в уровне образования 50-60-х годов мы давно уже утратили, а то, что происхо­дит сегодня, отбрасывает страну в опасное болото социальной безграмотности.

Дистанционное образование - современная и бесспорно полезная форма приобрете­ния знаний, противостоящая аудиториям, заполненным людьми, не умеющими и не жажду­щими учиться. Возможно, часть из этих молодых людей со временем спохватится и прильнет к мониторам своих компьютеров, чтобы заполнить провалы своего образования. Но при всей пользе любых форм приобретения знаний никто не выдумал ничего лучшего, чем методы Сократа - Конфуция: от учителя ученику.

Остается надежда, что настоящие учителя не вым­рут как динозавры и окажутся востребованными обществом.

Палеоистория, чаще называемая у нас историей первобытного общества, а в иноязыч­ной литературе - доисторией, преисторией, исследует происхождение человека, общества, культуры. Истоки труда, орудийной деятельности, способов добывания и производства пи­щи, истоки всех структур общества: семьи, общины, рода, этносов, сословий, государства - в палеоистории. Происхождение искусства, религии, науки, этики можно познать только за­глянув в глубины прошлого. 10 тысяч лет назад Земля была в состоянии прокормить не бо­лее 10 миллионов охотников и собирателей. Происшедшая в каменном веке неолитическая революция, создавшая производство пищи: земледелие, скотоводство, аквакультуру, вели­чайшая НТР в истории человечества, в конце ХХ века достигшего численности в 6 миллиар­дов землян. Эта же неолитическая революция поделила человеческие сообщества на цивили­зации и варваров. Древние историки Геродот, Сыма Цянь неизменно включали описание варваров в свои «Истории» - это и были первые страницы палеоистории. Но сама наука о первобытности возникла в XIX в. из наблюдений среди индейцев, папуасов, австралийских аборигенов - людей, сохранивших те или иные уровни развития, пройденные человечеством. В ХХ в. решающий вклад в изучение палеоистории внесли археологи, антропологи, - их ме­тоды проникают на всю глубину палеоистории, этнографы, лингвисты, мифологи, физики, генетики - представители всего научного сообщества.

Российские ученые обогатили палеоисторию множеством выдающихся открытий. Н. Н. Миклухо-Маклай исследовал общество папуасов - в то время людей каменного века. Н. И. Вавилов создал великолепно работающую теорию происхождения земледелия (В. А. Раков и автор открыли древнейшую аквакультуру). М. О. Косвен открыл патронимию. В. П. Алексеев предложил гоминидную триаду как критерий определения человека в мире животных. В. Я. Пропп и поколения фольклористов и мифологов разработали методику ана­лиза текстов, превращения их в качественные источники о далеком прошлом. А. П. Окладников, А. Д. Столяр, Я. А. Шер внесли огромный вклад в познание древнейшего искусства. На страницах учебника читатель встретит еще ряд имен людей, чьим трудом по крупицам воссоздается палеоистория.

Первое издание книги воспроизвело текст, написанный в 1992 году. За прошедшие годы серьезные коррективы потребовались в первой главе. Остальные главы (лекции) потре­бовали незначительных дополнений и правки. В новом издании добавлены контрольные во­просы и тесты.

Контрольные вопросы

1. Какие науки участвуют в изучении палеоистории?

2. Какие открытия российских ученых освещают историю первобытных обществ?

| >>
Источник: Бродянский Д. Л.. История первобытного общества. Владивосток: ДВГУ,— 109 с.. 2003

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Введение
  2. ВВЕДЕНИЕ
  3. ВВЕДЕНИЕ
  4. Введение
  5. ВВЕДЕНИЕ
  6. Введение
  7. Введение
  8. ВВЕДЕНИЕ
  9. Введение
  10. ВВЕДЕНИЕ