<<
>>

VII. КЕТЮ. Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 гг.

Есть в Ренессансе что-то нереальное. Тот образ мыслей, который отличает новейшую европейскую цивилизацию и от средневекового христианского мира, и от других неевропейских цивилизаций, например ислама, не имеет ни определенного начала, ни конца.
Долгое время он был прибежищем немногочисленной интеллектуальной элиты и противостоял другим интеллектуальным направлениям — старым и новым. И в так называемую эпоху Ренессанса и Реформации, которая условно начинается ок. 1450 г., он является достоянием меньшинства. Целые слои европейского общества и обширные регионы Европы вообще не испытали его влияния. Как-то так случилось, что эта самая яркая черта времени Возрождения в основном никак не была связана с повседневной политической, общественной и культурной жизнью. Так что он был нетипичен и нехарактерен, но все-таки исключительно важен. Подобно удивительным фигурам Сандро Боттичелли, которые выразили идеи Возрождения особенно властно — будь то изысканная Весна (1478 г.) или Венера, встающая из волн (ок.
1485 г.), он в каком-то смысле прошел, не касаясь земли. Он проплыл над миром, из которого возник, — бесплотная абстракция, новый дух, зовущий к творчеству.

Из-за этой-то особенности многие историки Возрождения оставили прежние свои предметы: сейчас уже редко пишут в подробностях об этих интересах избранных. Вместо гуманистических идей, теологии Реформации, научных открытий и великих путешествий теперь изучают материальные условия, идеи, унаследованные от средневе­ковья, народные верования (или неверия) — в их противостоянии высокой культуре. Историки теперь заняты магией, заблуждениями, болезнями или истреблением населения колоний. Может быть, этот корректив и оправдан, но как-то странно сразу забыть Леонардо или Лютера, как раньше не замечали Нострадамуса или Миллера из Фриули.

Если мы хотим узнать, почему Европа XVII века так отличалась от Европы XV века, мы не можем обходить эти традиционные вопросы. Впрочем, следует еще раз напомнить читателю: мир Ренессанса и Реформации был также миром гаданий, астрологии, чудес, заклинаний, чародейства, черной магии, народных заговоров, призраков, знамений и фей. Магия продолжала соперничать с религией и наукой. В самом деле, среди простых людей магия господствовала еще долгое время, сосуществуя с новыми идеями в течение двух или больше веков1. Из сказанного можно сделать вывод: раннее Новое время было вовсе не таким уж новым. Несмотря на семена нового, у него, возможно, было больше общего с предшествовавшим средневековьем, чем с последовавшим Просвещением.

Не просто, таким образом, дать определение Ренессанса, легче определить, чем Ренессанс не был. Один американский историк жалуется: «С тех пор, как около 600 лет назад Ренессанс сам себя придумал, никогда не было общего согласия относительно того, что же он такое»2. Ренессанс, например, не означает только растущий интерес к классическому искусству и науке, поскольку возрождение этого интереса непрерывно набирало темп 344 ЯЕКАТЮ

Карта 16

начиная с XII в. Ренессанс не подразумевает и полного отрицания ценностей средневековья или внезапного возврата к мировоззрению Греции и Рима. И уж меньше всего Ренессанс означает сознательный отказ от христианской веры. Термин renatio [возрождение] — это латинская калька греческого богословского термина palingenesis, который употреблялся в значении «духовное возрождение» или «воскресение». Существо Ренессанса состояло не в

том, что внезапно была вновь открыта классическая цивилизация, но в том, что классическими моделями стали поверять основополагающие понятия искусства и науки. Этот процесс не может быть понят без упоминания, что средневековая Церковь, бывшая до того главным авторитетом во всех вопросах, стяжала себе к этому времени дурную славу.

В этом отношении Ренессанс принадлежит тому же движению, которое вылилось в религиозные ре-

Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 345

формы. В далекой перспективе Ренессанс оказался первым этаном эволюции, приведшей — через Реформацию и научную революцию — к Просвещению. Он был той духовной силой, которая разрушила средневековую цивилизацию и привела в движение длительный процесс дезинтеграции, в результате которого родилась современная Европа. [балет]

В рамках указанного процесса христианство не перестало существовать, но власть Церкви постепенно ограничивалась религиозной сферой: влияние религии все больше ограничивалось областью совести отдельного человека. В результате же размышления теологов, ученых и философов, произведения художников и писателей, политика князей освобождались от контроля Церкви, которая до того пользовалась монопольной властью и имела

тоталитарные претензии. Вот почему главное качество Ренессанса определяется как независимость мышления. Идеалом Ренессанса был человек, который, совершенствуясь во всех областях искусства и мысли, в своих знаниях, художественных вкусах и верованиях, не зависит ни от каких внешних авторитетов. Такой человек был совершенным: I'uomo universale3.

Главным достижением нового мышления было все растущее убеждение, что человечество (humanity) способно усовершенствовать мир, в котором живет. Великие деятели Ренессанса были полны уверенности в себе. Они чувствовали, что данная им Богом способность к творчеству может и должна быть использована для раскрытия тайн Божьей вселенной; что можно изменять судьбу человека на земле, что жизнь можно улучшать.

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме VII. КЕТЮ. Ренессанс и Реформация, ок. 1450-1670 гг.:

  1. РЕНЕССАНС
  2. 17. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ РЕНЕССАНСА: НЕОПЛАТОНИЗМ, НАТУРФИЛОСОФИЯ, ТЕОСОФИЯ, ПАНТЕИЗМ
  3. Ренессанс
  4. Ренессанс законодательных собраний?
  5. 21. Средневековая культура. Начало Ренессанса
  6. 6. РЕФОРМАЦИЯ В ГЕРМАНИИ
  7. Реформация баланса
  8. Английская Реформация.
  9. 4.1.2. Реформация и Контрреформация
  10. 8. РАСПРОСТРАНЕНИЕ ИДЕЙ РЕФОРМАЦИИ В ЕВРОПЕ
  11. 25. В чем итог Реформации в Англии?
  12. 9. РЕФОРМАЦИЯ В ШВЕЙЦАРИИ. КАЛЬВИНИЗМ
  13. Кальвинистская Реформация.