<<
>>

Распространение христианства, 395-785 гг.

С того дня как Спаситель сказал «Следуй за мной», христиане считали своим долгом проповедовать Евангелие. А когда св. ап. Павел подтвердил, что христианство открыто для всех, не было уже никаких ограничений для того, чтобы к нему присоединиться.
Но, как только Империя сделала христианство государственной религией, обращение стало вопросом политики. Стратегией христианских правителей становится стремление обратить не только души отдельных людей, но и целые народы. Однако и перед будущими обращенными вставали политические вопросы. При обращении в христианство они многое приобретали в отношении образования или торговли; политический выбор приходилось делать и при решении важнейшего вопроса: откуда импортировать христианство: из Рима, из Константинополя — или не из Рима и не из Константинополя.

Ирландия очень рано привлекла к себе внимание из-за распространения там пелагианства. Германий Авксерский, галло-римский епископ, очень интересовался Британскими островами и Британией. Первая миссия во главе с Палладием, «первым епископом верующих ирландцев», высадившаяся в Уиклоу (в Ирландии) в 432 г., не принесла успеха.

Но вторая миссия со св. Патриком (ок. 386-46I), британским учеником св. Германия, дала хороший результат. У Тара в Мите (графство Ирландии) он встретился с высшим королем Лаогером, зажег пасхальный огонь на горе Слейн и заставил умолкнуть друидов. Первая епархия была учреждена в Армахе (графство Сев. Ирландии) в 444 году.

Завоевание франками Галлии было тесно связано с религиозными делениями провинции.

К пятому веку галло-романское население давно уже было обращено в романское христианство. Но вестготы, бургунды и алеманы были арианами, а франки на севере оставались язычниками. Хлодвиг крестился от руки св. Реми, епископа Реймского, только где-то между 496-506 гг.

Обратившись к римскому епископу, он сделал свою Меровингскую династию союзником галло-романского населения против их бывших языческих правителей. Говорят, что он использовал католических епископов Аквитании как «пятую колонну». Таким образом, католические связи франков, без сомнения, облегчили им консолидацию власти и заложили основание их особых отношений с Римом. То, что нам известно о раннем христианстве франков, почерпнуто в основном из Historia Francorum Григория Турского (540-594). Но даже панегирики Григория Меровингам не могут скрыть того факта, что Хлодвиг, этот «новый Константин», был все-таки дикарем. Так, Григорий рассказывает о захваченной в Суассоне чаше, которую воин-франк разбил вдребезги, не желая поделиться добычей. Хлодвиг дождался ежегодного парада на Марсовом поле (Champ de Mars) следующей весной, где стал бранить этого воина за состояние ero вооружения. Когда же воин наклонился, потянувшись за оружием, Хлодвиг разбил ему череп боевым топором со словами: «Так ты поступил с суассонской чашей»29.

В VI в. Христианский мир все еще содрогался от посягательств варваров. Целую серию контрмер предприняли ирландские миссионеры. Также и император Юстиниан, вновь покорив Африку, Италию и Испанию, преследовал, в частности, цель искоренить арианство. Третье подобное усилие — труды Григория I. Ирландские миссии, начавшиеся в 563 г. прибытием св. Колумбана (ок. 52I-597) на Айону, были направлены сначала в северную Британию, а затем во владения франков. 20 лет спустя св. Колумбан (ок. 540-6I5) выступил из громадного монастыря в Бангоре с группой спутников и направился в Бургундию. Он основал несколько монастырей, включая Люксёй; жил некоторое время в Браганце на озере Констанс; оскорбил Меровингских королей, понося их за распущенную жизнь, и умер в Боббио около Генуи. Св. Галл (ум. 640 г.) миссионерствовал там, где теперь Швейцария, и дал свое имя большому религиозному центру в Сен-Галлене. Св. Айдан (ум. 65I г.) ок. 635 г. двинулся с 2G2 ORIGO

Айоны к Святому острову (Линдисфарену), способствуя таким образом просвещению Англии.

Во всех этих случаях ирландские монахи действовали вполне независимо от Рима, и главные проблемы в последующем состояли в том, чтобы примирить кельтскую и латинскую традиции. [айона]

Иберийское христианство пережило вторжение императорских войск в 554 г. Вестготы- ариане жили отдельно от своих подданных, которые вступали в постоянные сговоры с Империей на юге. После продолжительных потрясений, во время которых королевство вестготов едва устояло против внутренних возмущений и внешних нападений, Реккаред (правил 586-601) — причем отец его был арианин, а мать исповедовала христианство римского образца — мирно принял католичество из политических соображений. Это решение получило одобрение второго Толедского собора (589). [компостела]

Практически в то же время в связи с браком их короля Агилулфа с Феоделиндой из франков-католиков ариане-лангобарды в Италии приняли католичество. В базилике Монда около Милана, которую они основали, до сих нор можно видеть железную корону Ломбардии с надписью: AGILULF GRATIA DEI VIR GLORIOSUS REX TOTIUS ITALIAE OFFERT SANCTO IOHANNI

BAPTISTAE IN ECCLESIA MODICAE. Соперничество католиков с арианами продолжалось вплоть до победы католиков в Коронате в 689 г. [прокаЗА]

Говорят, что римские епископы впервые обратили внимание на Англию, когда Григорий I увидел на невольничьем рынке белокурых детей: "Non Angli, sed angeli [Не англы, а ангелы]", — заметил он. Вскоре уже он отправляет одного монаха, св. Августина Кентерберийского (ум. 605 г.) обратить языческую Англию. И весьма незамедлительно был крещен Эдельберт, король Кентский, а в Кентербери, Рочестере и Лондоне учреждены епархии. Подробно историю христианства в Англии описал в своем труде, занявшем целую жизнь, Беда Достопочтенный (673-735), монах из Джерроу в Нортумбрии, в своей Истории английской Церкви и народа. Особенно Беду интересовали разногласия между северной и южной миссиями с их соперничавшими центрами в Йорке и Кентербери, а также последующее их примирение на Синоде в Уитби (664). Он также приводит пространные отрывки из переписки папы Григория с Августином:

«Восьмой вопрос Августина. Можно ли крестить женщину, ожидающую ребенка? Как скоро

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме Распространение христианства, 395-785 гг.:

  1. Балдин К. В., Уткин В. Б.. Информационные системы в экономике: Учебник. — 5-е изд. — М.: Издательско-торго- вая корпорация «Дашков и К0», — 395 с., 2008
  2. Христианство
  3. ТЕМА 2 Христианство 1-111 вв.
  4. Христианство на колониальном Востоке
  5. Принятие христианства Болгарией.
  6. Христианство
  7. *12. Политические и правовые идеи первоначального христианства
  8. 4. ПРИНЯТИЕ ХРИСТИАНСТВА
  9. § 59. Возникновение христианства
  10. ТЕМА 5 Христианство 5 - 7вв
  11. Распространение
  12. Формы распространения религии
  13. 8.3.5. Распространение и размещение рекламы
  14. Средство распространения рекламы
  15. Распространение информации
  16. Возникновение и распространение ислама.
  17. 33. РАЗВИТИЕ И МЕХАНИЗМЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
  18. 5.2.8. Размещение или распространение наружной рекламы
  19. 41. Схема распространения товаров