<<
>>

ПУГАЧЕВ

Поскольку крестьянство было самым большим социальным классом в новой Европе, а Российская империя — самым большим государством, неудивительно, что крупнейшие крестьянские восстания происходили в России.
Таких восстаний было четыре: Болотникова (1606-1607 гг.), Стеньки Разина (1670-1671 гг.), Булавина (1707-1708 гг.) и Пугачева (1773­1774 гг.). Также и в гражданской войне в Советской России 1917-1921 гг. главной составляющей было крестьянское восстание.

Емельян Иванович Пугачев (1726-1775) был небогатым землевладельцем-казаком и отставным военным. Долгие годы он провел, странствуя по монастырям старообрядцев и взращивая в себе чувство возмущения. В 1773 г. он поднял знамя восстания на Яике (ныне река Урал), на самой границе Европы, объявив себя спасшимся от смерти императором Петром III и обещая крестьянам освобождение. Сотни тысяч присоединились к нему в заволжских губерниях. Он был признан крестьянами, казаками, даже кочевыми башкирами и казахами. Однако, поскольку у его сторонников отсутствовала координация действий, они скоро выродились в разрозненные банды.

Сначала императрица недооценила «l'affaire du Marquis de Pugachev» [проблему маркиза Пугачева], назначив за его голову скромное вознаграждение в 500 рублей; но уже скоро цена возросла до 28000. В какой-то момент в руках Пугачева оказались все волжские крепости; он полностью сжег Казань, перебив ее жителей. Он содержал

шутовской двор, изображая двор убитого мужа Екатерины. Все кончилось после двух лет громадных волнений, когда главные силы Пугачева были загнаны в угол у Царицына. Самого Пугачева привезли в Москву и там четвертовали.

До середины XX в. численное преобладание крестьянства в обществе никак не отражалось в трудах историографов. Крестьяне попадали в учебники только тогда, когда их периодические восстания тревожили политическую сцену.

Такие события, как восстание крестьян в Англии (1381 г.) или крестьянская война в Германии (1524-1525 гг.), были излюбленной темой историков-марксистов, поскольку их можно было использовать, чтобы показать революционный потенциал народных масс. На самом же деле ни одно крестьянское восстание не закончилось победой. Давно уже установлено, что крестьяне — самая консервативная сила в обществе: они глубоко религиозны, привязаны к земле, семье и вековому жизненному укладу. Их периодические fureurs [вспышки ярости] были лишь вспышками отчаяния. Для крестьян представление о постоянном цикле горя-удачи было гораздо важнее, чем мысль о социальной революции.

Сейчас исторические исследования о крестьянах — одна из процветающих областей академической науки. Здесь открываются богатые возможности исследовать взаимосвязи социальных, экономических, антропологических и культурных аспектов. Эта тема особенно удобна для сравнительного анализа — как для сравнения ре­гионов Европы, так и для сравнения континентов. A Journal of Peasant Studies (1973- ) вырос на основе семинара в Лондонской школе восточных и африканских исследований. В редакционной статье в этом журнале подчеркивается громадность крестьянства и его проблем: «Из всех непривилегированных классов человечества крестьяне—самые непривилегированные... ни один класс не имеет столь долгой истории борьбы с тяжелыми условиями... До сих пор академические журналы рассматривали крестьянство как периферийную тему. Мы представляем наш журнал как поставивший крестьянство в центр исследований...»

Франция, как и Россия, вдохновляет историков на изучение ее мощного класса крестьян. Многотомная Экономическая и социальная история Франции должна была вдохновить новое поколение историков школы «Анналов». Главный том был написан Ле Руа Ладюри, который в своем анализе учитывает территориальные, демографические и экономические факторы и проводит хронологическую периодизацию четырех веков. Сельский ренессанс конца XV в. у него пришел на смену «разрушению сытого мира», а ему на смену приходит «травма гражданских войн» и «дрейф, реконструкция и кризис» экосистемы XVII в., которой предстояло пережить революцию.

Было проведено множество исследований восстаний во французской деревне — «десятинных бунтов» XVI века, восстаний pitauts против солевого налога в Гиени (1548 г.), кроканов (croquants) и новых кро- Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 433

канов в Лимузене и Перигоре (1594, 1636-1637 гг.), готьеров (gautiers) и «босоногих» (nu- pieds) в Нормандии (1594, 1639 гг.), загадок «сельской Фронды» (1648-1649 гг.) и частых волнений в Провансе (1596— 1715 гг.). Ученые даже пытались связать ритм крестьянских восстаний во Франции с ритмом крестьянских восстаний в России и Китае.

Исследователь волнений в Провансе показывает, что крестьянские восстания связаны с другими формами общественных волнений. Он предлагает выделять пять типичных категорий восстаний: 1 ) фракционная борьба внутри дворянства или буржуазии,

2) борьба menu peuple [маленьких людей] с богачами,

3) общее выступление крестьян против какой-нибудь политической фракции,

4) борьба между разными группами даже крестьян,

5) соединенные действия всего крестьянства против каких-то внешних сил. Особенно плодотворными оказались антропологические исследования, посредством ко­торых удалось установить универсальные, вневременные признаки крестьянской жизни.

Сицилийские жнецы поют то же, что веками поют все крестьяне от Голуэя (Ирландия) до Галиции:

Порхай, порхай, острый серп! Вся округа полна, Вся полна всякого добра На радость нашему хозяину. [bis] Как прекрасна эта счастливая жизнь!

Тутрутру, тутрутру, Поросенок стоит четыре скудо. [bis] Богатый или бедный, все мы — рогоносцы.

нель (1606-1684), Жан-Батист Поклен (Мольер, 1622-1673) и Жан Расин (1639-1699) достигают таких вершин словесной формы и композиции, что становятся признанными образцами на целое столетие вперед. Традиция социально значимой и поучительной комедии была продолжена в Англии комедиографами периода Реставрации и Ричардом Бринсли Шериданом (1751-1816); во Франции — Пьером Огюстеном Бомарше (1732-1799); в Италии — Карло Гольдони (1707-1793).

Поэзия особенно чутко отозвалась на строгости стиля и формы. В Англии воцарилась триада поэтов: Джон Мильтон (1608-1674), Джон Драйден (1631-1700) и Александр Поп (1688-1744). Стихотворные трактаты Попа, написанные героическими двустишиями, как Опыт о критике (1711 г.) и Опыт о человеке (1733 г.) особенно ярко передавали умонастроения и заботы его поколения: All nature is but art, unknown to Thee; All chance, direction which thou canst not see; All discord, harmony not understood; All partial evil, universal good. And, spite of pride, in erring reason's spite, One truth is clear, Whatever is, is right2.

Позднее, для восстановления равновесия, наступает перевес в сторону лирической поэзии — в произведениях шотландского поэта Роберта Бернса (1759-1796), немцев Кристиана фон Клейста (1715-1759), Фридриха Готлиба Клопштока

(1724-1803) и молодого Гете, а также французов Жана Руше (1745-1794) и Андре Шенье (1762-1794). В прозе хотя и преобладают нелитературные жанры, но уже заметен рост художественной литературы. Пионерами художественной прозы стали англичане. Помимо Робинзона Крузо, следует упомянуть такие выдающиеся произведения, как Путешествия Гулливера Джонатана Свифта (1726 г.), Памела Семьюела Ричардсона (1740 г.), Тома Джонса Генри Фильдинга (1749 г.) и Тристрама Шенди Лоренса Стерна (1767 г.). Во Франции замечательными романистами были Вольтер и Руссо, прославившиеся, впрочем, и другими своими многочисленными талантами (см. ниже).

Хотя главные произведения этого времени были написаны на французском, английском и немецком языках, но читателей они находили и за пределами тех стран, откуда вышли. Впрочем, в это время все образованные люди в Европе читали по-французски, но широко распространились также переводы на другие языки. В Польше, например, которую многие ошибочно считают культурной провинцией, на польский были переведены Робинзон Крузо (1769 г.), Манон Леско (1769 г.), Кандид (1780 г.), Гулливер (1784 г.), Приключения Амелии (1788 г.), История Тома Джонса (1793 г.) Некоторые польские авторы, как ориенталист Ян Потоцкий (1761-1825), писали по-французски для читателей и у себя на родине, и за границей.

Европейские музыканты от И.-С. Баха (1685-1750) до В.-А. Моцарта (1756-1791) и Людвига 434 LUMEN

ван Бетховена (1770-1827) закладывают в это время основы классического репертуара. Они работают во всех музыкальных жанрах: инструментальном, камерном, оркестровом и хоральном; они создали стиль, который, хотя его часто и путали с предшествующим барочным стилем, отличался особенно энергичным ритмом, что придало ему такую стойкую привлекательность. [sonata] Для их творчества также характерен баланс религиозного и светского искусства. От них остались не только Кантаты Баха, Реквием Моцарта (1791 г.) и бетховенская Торжественная месса (1823 г.), но и Концерты Баха, 41 симфония Моцарта и 9 симфоний Бетховена. В музыке Европы особенно велика роль австро-немецких композиторов. Помимо Баха, Моцарта и Бетховена, к первоклассным композиторам принадлежали Иоганн Пахельбель (1653-1706), Георг-Филипп Телеман (1681-1767), Георг-Фридрих Гендель (1685-1759) и Франц-Йозеф Гайдн (1732-1809). Музыка остается интернациональной по своему характеру. В свое время итальянцы Жан- Батист Люлли (Джовани Баттисто Лулли) (1632-1687), Арканджело Корелли (1653-1713), Алессандро Скарлатти (1660-1725), Томазо Альбинони (1671-1751) и Антонио Вивальди (1675-1741) пользовались не меньшим влиянием, чем немецкие композиторы. Как, впрочем, и датчанин Дитрих Букстехуде (1637-1707), французы Франсуа Куперен (1668-1733) и Жан- Филипп Рамо (1683-1764), а также органист Вестминстерского аббатства Генри Пёрселл (ок. 1659-1695). Скрипка, первый по значению инструмент европейской музыки, получает своего непревзойденного мастера Антонио Страдивари (1644-1737) из Кремоны. Фортепьяно было сконструировано в 1709 г. Бартоломео Кристофори из Падуи. В творчестве Кристофа Виллибальда Глюка (1714-1787) опера переходит от своей ранней формы диалога с музыкой к полномасштабной музыкальной драме. [кантата] [mousike] [опера] [Страдивари]

Институциональная религия продолжала существовать в своей прежней форме, и религиозная карта Европы мало изменилась. Отдельные церкви продолжали жить по строгим законам соответствующих государств, проводившим политику терпимости или нетерпимости. Адепты официальной религии пользовались предпочте­нием (если приносили клятву верности и проходили испытания на конформизм), те же, кто не принадлежал к официальной церкви и не приносил клятвы верности, если и не преследовались активно, то влачили жалкое существование в чистилище юридического бесправия. В католических странах протестанты обычно были лишены гражданских нрав. В протестантских странах той же участи подвергались католики. В Великобритании и англиканская церковь, и реформатская церковь Шотландии не признавали официально католиков, равно как и протестантских диссидентов. В Швеции, Дании и Голландии действовали такие же проскрипции. В России единственно признанной была Русская православная церковь; в России не было официально зарегистрированных жителей-евреев. В Польско-Литовском государстве с его исключительным религиозным разнообразием ограничения тем не менее все время усиливались. В 1658 г. оттуда выслали социниан, обвинив их в коллаборационизме со шведами. В 1718 г. вышло запрещение некатоликам заседать в сейме. В 1764 г. евреи утратили свой парламент, сохранив лишь кагалы, или местные общины. Русская пропаганда много говорила о преследовании православных в Польше, но положение этих последних было гораздо лучше положения католиков в России. Прусская пропаганда с таким же пылом выступала против мнимых преследований лютеран.

Католическая церковь придерживалась политики сохранения status quo, то есть больше не стремилась вернуть протестантские страны. Теперь много сил направлялось за пределы Европы, в особенности в иезуитские миссии в Южной Америке, Южной Индии, до 1715 г. в Японии, в Китае и Северной Америке.

Протянувшись цепью от Сан-Диего до Сан-Франциско, более двадцати прекрасных францисканских миссий в Калифорнии, основанных братом Джуниперо Серра (1713-1784), и сегодня являют собой духовное утешение посреди окружающих их пустынь.

В Европе Ватикан не мог оправиться от роста центробежных тенденций своих провинций. Один из пап, Иннокентий XI (1676-1689 гг.), даже тайно отлучил Людовика XIV в 1688 г. за то, что тот занял Авиньон во время спора о regalia. Другой папа, Климент IX (1700-1721 гг.), был принуж- Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 435

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме ПУГАЧЕВ:

  1. Крестьянская война под предводительством Е. и. Пугачева.
  2. Основная литература
  3. Основная литература
  4. Основная литература
  5. Литература
  6. Основная литература
  7. Основная литература
  8. Литература
  9. Основная литература
  10. Литература
  11. ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА