Полемика западников и славянофилов.
Иного взгляда на исторический путь России придержи-вались славянофилы (А.С.
Хомяков, Ю.Ф. Самарин, братья Киреевские, Аксаковы и ДР-)- Основным элементом концепции славянофилов (почвенников) было признание постулата, согласно которому каждый народ имеет свою историческую судьбу, а Россия развивается (и должна раз-виваться) но пути, отличному от европейского. По их мнению, Россия и Запад представляют собой два особых мира, живущих по различным принципам и укладам. Это, одна-ко, не возводило славянофилов в ранг сторонников прави-тельственной идеологии: они были противниками суще-ствующего политического режима, критиковали деспотизм, бюрократическую систему. Появление этих негативных явлений, как, впрочем, и крепостного права в самой его разнузданной форме, славянофилы связывали с реформами Петра I и той варварской «европеизацией», которая им проводилась. Они предлагали вернуться к допетровскому политическому опыту, суть которого заключалась в форму-ле: «Сила власти — самодержавию, сила мнения =— народу!». То есть, по мнению представителей данного течения, народ должен получить право свободно высказывать свое мнение — в печати или на земских соборах, приобрести свободу совести. В основе русской жизни, в соответствии со взглядами славянофилов, лежали общинное начало и принцип согласия; большое значение имела православная религия, ставящая общее выше частного, призывающая к ду-ховному совершенствованию. Славянофилы выступали против развития России по капиталистическому пути, считая его противоречащим принципу общинности.И западники, и славянофилы ратовали за скорейшую отмену крепостного права; они были солидарны в том, что революционное изменение существующей системы не-приемлемо. Длительное время оба этих течения ошибочно характеризовались как либеральные, хотя и западниче-ская, и, тем более, славянофильская идеология существенно отличаются от положений классического либерализма.
Общественно-политическое развитие России в 30—50-е годы XIX века проходило в сложных условиях правитель-ственной реакции и контроля. Это обусловило некоторый пессимизм и аполитичность многих теорий. Тем не менее, в обществе вырабатывались идеи, концепции, приорите-ты, ставшие основой либеральной, революционно-демок-ратической идеологий второй половины века. Духовное и общественное движение этого периода подготовило соци-альную базу, ставшую опорой реформ 60—70-х годов; бла-гоприятно повлияло на русскую науку и культуру.
Еще по теме Полемика западников и славянофилов.:
- Западники и славянофилы.
- 2. ТЕОРИЯ "ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ". СЛАВЯНОФИЛЫ И ЗАПАДНИКИ
- ПОЛЕМИКА Г. В. ПЛЕХАНОВА С БУРЖУАЗНЫМИ И МЕЛКОБУРЖУАЗНЫМИ СОЦИОЛОГАМИ
- 43 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
- 40. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
- 44 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ СЛАВЯНОФИЛОВ
- 39. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ЗАПАДНИКОВ
- Полемика по поводу бухгалтерского учета брендов
- 51. Политико-правовые идеи западникови славянофилов
- Западничество и славянофильство