<<
>>

IV. ОИШО. Рождение Европы, 330-800 гг. н.э.

Во всех попытках описать позднюю Римскую империю присутствует какой-то дух обреченности. Практически всякий знает наперед, что Империя в конце концов погибла, так что теперь уже невозможно взглянуть на события с точки зрения современников, из времени, когда окончательный итог оставался тайной.
Вольтер вообще считал, что история поздней Империи была «смешна»; Гиббон был убежден, что описывает «торжество варварства и религии».

Но современники вряд ли разделили взгляды Просвещения на этот счет. Конечно, они вполне осознавали, что живут в тяжелые времена. Ничто не передает атмосферу той эпохи лучше, чем меланхолические размышления римского философа времен поздней империи Боэция (ок. 480-525 гг.). «Самое большое несчастье, — писал он в Утешении философией, — это быть в прошлом счастливым». Но даже если они и наблюдали, как Империя приходит в упадок, они все-таки не обязательно предвидели ее крах. Для многих христиан конец Империи означал Второе пришествие Христа и ожидаемый Страшный суд. Но Страшный суд откладывался столько раз, что, наконец, перестал играть какую бы то ни было роль в практических соображениях.

Больше того, вряд ли сами варвары, чьи вторжения были видимыми проявлениями слабости Империи, имели намерение ее разрушить. Напротив, они хотели приобщиться ее благ. Потрясшее всех разграбление Рима в 410 г. н. э. произошло потому, что император не позволил готам Алариха осесть на территории Империи. И, взирая теперь на Империю из наших дней,

следует удивляться ее долговечности и все возраставшему взаимопроникновению бывшего Римского мира и бывшего варварского. В конечном счете именно это взаимодействие породило то, что принято называть Христианским миром, христианскими странами, то есть само основание европейской цивилизации.

Ко времени смерти Константина действенным оставалось деление видимого мира на две простые части: Римский мир и варвары.

По одну сторону твердо стояла воссоединенная Римская империя; по другую — массы беспокойных народов (в основном на родоплеменной стадии) возделывали отвоеванные у леса участки земли или скитались по равнинам. Не удивительно, что большинство римлян видели такое разделение в черно- белом цвете. Для них Империя была цивилизована, то есть управлялась упорядоченно; а варвары были по определению нецивилизованными. И хотя, конечно, существовало понятие благородный дикарь — достаточно вспомнить проведенного в триумфе по Риму пленного вождя бриттов Карактакуса, — но выехать из пределов Империи в неизвестные края вне нее, без сомнения, означало перейти из области солнечного света в тень.

В жизни, впрочем, деление на римский и неримский мир было не таким уж жестким. Римские армии часто сражались под командованием варваров, были среди них и целые части наемников-варваров, отбивая врагов Империи — тоже варваров. Пограничные страны испытывали влияние Империи на протяжении целых столетий. Римские купцы, как и произведения римского ре- 158

месла и искусства, расходились далеко за пределы Империи. Римские монеты находят в раскопках по всей Германии и Восточной Европе. В кладах и захоронениях находили удивительные римские золотые, бронзовые и серебряные изделия и в Гильдесхейме около Ганновера, и в Любсове в Померании, и в Тронхейме в Норвегии, и в Клайпеде в Литве, даже в Афганистане. Сеть римских факторий достигала даже южной Индии1.

Трудно сказать что-то определенное и о том, насколько быстрым был упадок Империи. Уже во времена Константина наметились три мощных исторических процесса, которые со временем стали главными и продолжались много столетий. Первый — это непрекращающийся поток варварских народов из Азии в Европу (см. сс 215-238). Второй — постоянно углублявшийся разрыв между Западной и Восточной половинами Римского мира (см. сс. 239-251). Третий — непрерывное распространение христианства среди языческих народов (см. сс. 275-282). Эти три процесса стали определяющими в период, который позднее назвали Темными веками.

Четвертый процесс — подъем ислама (см. сс. 251-258), бурно выплеснувшегося в VII веке из далекой Аравии, быстро обозначил южную и восточную границы первых трех.

Для современных читателей главную трудность представляют романоцентризм и христианофилия европейских историков. В их отношении к «Темным векам» сказывается и их классическое образование, и их религиозные убеждения. Конечно, почему бы нам не попытаться почувствовать себя Боэцием или Григорием Турским и сопереживать их мрачным суждениям; тогда ощущение неотвратимости судьбы только усилится? Но, с другой стороны, нет и особых оснований принимать одну какую-то перспективу и отвергать все остальные. Если бы у нас было больше источников, мы бы могли сопереживать и продвигавшимся с Востока варварам и язычникам, и мусульманским воинам. Тогда нами владело бы возбужденное ожидание будущего и надежда. Как утверждал Сальвиан из Массилии, многие благородные и образованные римляне нашли прибежище у готов и франков, «ища у варваров романскую человечность, потому что они не могли больше

мириться с варварской бесчеловечностью римлян»2.

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме IV. ОИШО. Рождение Европы, 330-800 гг. н.э.:

  1. Империя: от Рима до Византии, 330—867 гг.
  2. Статья 330. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций
  3. 1.4.6. Учет амортизации по легковым автомобилям и пассажирским микроавтобусам первоначальной стоимостью более 600 и 800 тыс. руб. соответственно
  4. Ламбен Жан-Жак. Менеджмент, ориентированный на рынок / Перев. с англ. под ред. В. Б. Колчанова. — СПб.: Питер, — 800 с., 2007
  5. Статья 330. Особенности ведения налогового учета доходов и расходов страховых организаций
  6. Переверзев М.П., Шайденко Н.А., Басовский Л.Е.. Менеджмент: Учебник. — 2-е изд., доп. и перераб. / Под общ. ред. проф. М.П. Переверзева. — М.: ИНФРА-М, — 330 с., 2008
  7. Ван Хорн Дж. К.. Основы управления финансами: Пер. с англ ./Гл. ред. серии Я. В. Соколов. - М.: Финансы и статистика, - 800 с., 2003
  8. При рождении ребенка
  9. ОПЫТ РОЖДЕНИЯ
  10. 11.4. Единовременное пособие на рождение ребенка
  11. Лекция пятая РОЖДЕНИЕ ИСКУССТВА
  12. РОЖДЕНИЕ НОВОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  13. 38. РОЖДЕНИЕ ЛИБЕРАЛИЗМА И КОНСЕРВАТИЗМА