<<
>>

МИРСКИЙ ЗАМОК

В июле 1812 г., когда генерал Платов отступал в Белоруссию перед Великой армией, его казаки заложили бочки с порохом под стены Мирского замка и разнесли его в прах. Джером Наполеон, король Вестфалии, использовал это место как свою штаб-квартиру несколько дней по пути в Москву.
Но 10-11 ноября, когда вернулась русская армия, отчаянное сражение с отступавшими французами довершило разрушение.

Долгое время Мирский замок был самой большой крепостью на польско-литовской границе, одним из самых восточных феодальных замков Европы. Некогда военная крепость великих герцогов литовских, он перешел в 1434 г. в частное владение. Строительство мощных укреплений было закончено ок.1500 г. при Ежи I Иллиниче, маршале Литвы, и его сыне Ежи II, графе Священной Римской империи. Пять высоких бастионов из красного кирпича соединялись зубчатой крепостной стеной. Их защищал барбакан в форме лошадиной подковы и ров. С 1569 г. центральная, хорошо укреплённая часть

замка была превращена князем М.К. Радзивиллом в роскошный ренессансный дворец из обработанного камня.

До 1812 г. он был (вместе с соседним Несвижем) одним из двух главных резиденций Радзивиллов.

За свою долгую жизнь Замок повидал много войн. Его осаждали тевтонские рыцари в 1395 г., дважды его брали и опустошали татары в XV веке, захватывали шведы в 1655 г., сжигал Карл XII в 1706 г. и штурмовали русские в 1794 г.

Славные дни Мирского замка настали, когда здесь поселился князь Кароль Радзивилл, Partie Kochanku [господине возлюбленный!] (1734-1790), который восстановил дворец после хищнических разграблений во время войн со шведами. Это было главное владение в громадном комплексе поместий, которые обрабатывались тысячами белорусских крепостных. Рядом с католической и греко-католической (униатской) церквами стояла еврейская синагога и татарская мечеть.

Большая община местных цыган проводила ежегодно лошадиную ярмарку, и цыганского ко­роля традиционно увенчивал короной князь. В 1761 г. дворец стал местом колоссальной оргии во время сессии Коронного трибунала Речи Посполитой. В 1785 г. здесь состоялся громадный прием в честь последнего короля Польши. Русское правление началось со вторым разделом в 1793 г. Цыгане сразу же громадными массами эмигрировали в Молдавию. Радзивиллы отправились в свои владения в Пруссии. После 1812 г. остались только руины.

Но Мирский замок продолжает жить, его обессмертила эпическая поэма Пан Тадеуш Адама Мицкевича. Поэт имел в виду именно Мир, когда описывал «Тайную вечерю» Литвы. Полная надежды и благорасположения в предвидении освобождения Наполеоном, местная знать собирается на великолепный пир. Господа с госпожами танцуют полонез. Их забавляет еврей Янкель, «который любил свою страну, как поляк». В конце они поднимают чаши в древнем польском тосте: Kochajmy Sie! [Давайте любить друг друга!] 550 REVOLUTIO

и приказал армии не втягиваться в большие сражения. В ноябре из-за угрозы голода был дан сигнал к отступлению. Grande Armee растянулась колонной больше чем на 700 км и пала жертвой суровой русской зимы, набегов казаков и неожиданного разлива Березины. Наполеон бежал на санях в Варшаву, а оттуда в Париж. Что же касается ero солдат, то из 600000, которые перешли в июне Неман, едва ли каждый двадцатый остался в живых, чтобы рассказать страшную правду. Как заметил однажды император, «все империи умирают от несварения». [мале] [храм христа спасителя]

В последних кампаниях 1813 г. и 1814 г. решающее значение имели логистика и боевой дух солдат. Хотя Наполеон потерпел поражение в трехдневной Битве народов под Лейпцигом в октябре 1813 г., он продолжал одерживать победы в последовавших сражениях. Но теперь ему противостояли коллективная воля многих народов, чье национальное чувство он же и помог взрастить, и решимость наследников династий вернуть себе утраченное положение. Продвижение русских, пруссаков и австрийцев с востока, Веллингтона с юга нельзя было остановить. Непреклонные цифры говорили, что

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме МИРСКИЙ ЗАМОК:

  1. КОНОПИШТЕ
  2. Историческая религия.
  3. Священное и профанное
  4. ГЛАВА 14ДРУЗЬЯ И ВРАГИ
  5. Феодалы.
  6. Культурные аспекты модернизации.Секуляризация, рационализация, культурная дифференциация
  7. Священное и профанное
  8. Быт и нравы феодалов.
  9. Диагностика ситуации в команде
  10. ЧЕРНОБЫЛЬ
  11. Религия в процессе модернизации европейского общества.