<<
>>

Лекция седьмая НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - ВЕЛИЧАЙШИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Вы видели, щиток приоткрывая, в задумчивой и душной глубине

прищуренные глазки каравая, когда он сам с собой наедине?

А в нем живут сгоревшие поленья, старанья мастериц и мастеров.

Он как последнее стихотворенье, и добр, и откровенен, и суров. И задыхается на белом блюде от радости рожденья своего...

И кланяются караваю люди и ломтики уносят от него.

К концу палеолита люди заселили всю Землю, кроме районов, покрытых материко­вым льдом и отдаленных островов в океане. Поселения верхнего палеолита найдены на Ти­бетском плато, на Чукотке и Аляске, острове Тасмания и у полярного круга на реке Печоре. Численность населения того времени в разных оценках колеблется от 3 до 10 млн человек: жители крупного современного города, рассеянные по всей эйкумене.

10 200 лет назад завершился ледниковый период, начался голоцен - геологическая современность. Менялись ландшафты: сухая полярная степь наполнялась водой и станови­лась тундрой, на нее наступал лес, пояс лесов с юга теснила степь.

Море затопило побере­жья, погребая под собой устья рек, прибрежные равнины, проникая вглубь долин. Исчезали крупные животные, других становилось меньше. Человечество столкнулось - не впервые - с серьезным экологическим кризисом, потребовавшим от людей новых решений в борьбе за выживание. Если раньше похолодания заставляли людей отступать к югу, переселяться, со­вершенствовать орудия охоты, то на рубеже голоцена для многих общин такие возможности были исчерпаны. В особенно трудном положении оказались жители горных долин и оазисов, окруженных пустыней. Даже при минимальном росте населения равновесие между челове­ком и природой нарушалось. Охота становилась малопродуктивной, росла роль собиратель­ства.

Австралийские аборигены научились пропалывать заросли дикорастущих злаков, соз­давали запруды для рыбы, умели ядовитый дикий ямс переработать в съедобную муку.

Но самое изобретательное собирательство зачастую не спасало от голода. Именно угроза голода, высокий уровень культуры и необходимые исходные дикие виды послужили первичной ба­зой для доместикации, а не просто наблюдательность первобытной Евы, увидевшей как прорастают просыпанные зерна.

Наш великий соотечественник Николай Иванович Вавилов (1887-1943) - генетик, бо­таник, селекционер, пережив поволжский голод 1921 года, сформулировал для себя и своих сотрудников задачу: избавить человечество от голода. И в тяжелейших условиях 20-30-х го­дов ученый решил эту грандиозную задачу: создал теоретическую и экспериментальную ба­зу для победы над голодом. В 1924 году Н. И. Вавилов впервые высказал в печати идею о центрах происхождения культурных растений, а в 1926 году опубликовал доклад на ту же тему.

Н. И. Вавилов стремился соединить стойкость диких предков и урожайность их куль­турных потомков и вывести сорта, не боящиеся засухи, болезней, вредителей. Для этого он в экспедициях собрал 168000 растений, создал ВИР - Всесоюзный институт растениеводства и сеть испытательных станций. Сотрудники ВИРа в блокадном Ленинграде в 1941-1942 гг. умирали от голода, но сберегли коллекции семян (умерли 30 человек). Эти люди были дос­тойны своего учителя, арестованного в 1940 году и умершего от истощения в январе 1943 года в саратовской тюрьме. Н. И. Вавилов оставил человечеству закон гомологических рядов - биологический аналог таблицы Менделеева, создал учение о происхождении культурных растений, генетический банк и методику селекции, работающую сегодня по всему миру. Трудно назвать в мировой истории ученого, сделавшего для землян больше, чем успел сде­лать Н. И. Вавилов.

В 1939 году, в последней из опубликованных работ, Н. И. Вавилов выделил 7 основ­ных географических центров происхождения культурных растений, а внутри - отдельные

очаги. Центры Н. И. Вавилов выделял по признакам наибольшего ботанического разнообра­зия культурных растений, их диких предков, близких к ним видов и при этом тщательно учи­тывал следы древних цивилизаций.

Он обратил внимание генетиков на горные районы в су­хих субтропиках и тропиках и оазисы в пустыне.

Одновременно с Н. И. Вавиловым работал английский археолог Гордон Чайлд. В 1939 году он на основе изучения переднеазиатских древностей ввел понятие «неолитическая ре­волюция»: процесс перехода к земледелию и скотоводству, коренным образом преобразив­ший жизнь. Неолитическая революция по Г. Чайлду привела к оседлости, значительному росту производительности труда с получением регулярного избыточного прибавочного про­дукта и как результат - росту численности и плотности населения, общественному разделе­нию труда, развитию социальной дифференциации общества, новых идей и взглядов.- Из нее непосредственно следовало возникновение цивилизации: городов, государств, письменности.

За минувшие полвека археологи и генетики собрали огромное количество фактов, подтвердивших правоту идей Н. И. Вавилова и Г. Чайлда.

Древнейший и мощнейший по своему влиянию центр происхождения земледелия и скотоводства сложился в Передней Азии, он дал человечеству пшеницу - главную пищевую культуру; всех основных домашних животных: коров, овец, коз, свиней и, в итоге,- древ­нейшие цивилизации Месопотамии, Египта, Средиземноморья. Центр сложился из очагов, протянувшихся от Палестины, через горы Ливана до севера Ирака - «Плодородный полуме­сяц» и ряда очагов в Анатолии (современная Турция). Возможно, на севере центр включал и Закавказье.

На юге, в Палестине и Ливане люди культуры натуф в ХІ-ІХ тысячелетиях до н. э. жили оседло, строили круглые дома из камня или рыли котлованы полуземлянок, рядом с домами - ямы для припасов, состоявших из зерен эммера - пшеницы-двузернянки, ячменя, ржи, пшеницы-однозернянки, орехов. На поселениях найдены кости газелей, коз, туров, ка­банов, орудия рыболовства. С 30-х годов ученые спорят о том, было ли у натуфийцев земле­делие, и были ли съеденные ими козы домашними или дикими? Дело в том, что на началь­ных этапах доместикации растения и животные не сразу приобретают видимые отличия от диких предков.

Например, рога со временем станут полыми, зерна и плоды - крупнее, но вот отличить по костям диких свиней и лошадей от домашних большинство палеозоологов не берутся.

У диких злаков хрупкий колос, зерно, созрев, быстро осыпается. Собиратели стихий­но отбирали растения с жестким колосом. Доместикация, по оценкам биологов, могла про­изойти за 150-300 лет. Когда, наконец, зерна увеличились в размерах настолько, что отлича­лись от диких, в посевах и собранном урожае всегда присутствует примесь предковых форм.

Кроме морфологического метода диагностики земледелия и скотоводства применяют­ся методы технологический и популяционный. Зернотерки, ступки и песты для размола зер­на, ножи для срезания колосьев, роговые и каменные мотыги и даже простейшие ирригаци­онные сооружения появляются еще у собирателей, а у ранних земледельцев их могло и не быть: колосья ломали руками-(2 кг в час при экспериментах), ступки и копалки - деревянные и поэтому не сохранялись. Такие аргументы делают технологические доказательства не са­мыми надежными.

Популяционный метод выявляет соотношение животных по размерам, возрасту: пре­обладание костей мелких и молодых особей признается как признак доместикации, хотя и не всеми. Появление сорных растений, сопровождающих посевы злаков, бобовых указывает на присутствие и уровень земледелия. В последние годы используют структурный анализ кос­тей, чтобы отличить домашних животных от диких.

Как бы ни оценивали натуф и подобные ему культуры, на следующем этапе земледелие и скотовод­ство бесспорны. Следовательно, в ХІ-ІХ тысячелетиях до н. э. созданы предпосылки доместикации, либо она уже началась. В VIII тысячелетии до н. э. потомки нату­фийцев в долине Иор-дана построили на 4 га целый го­род - Иерихон, он был окружен стеной из камня высо­

той до 7,5 м, шириной 2 м и рвом, выдолбленным в камне, глубиной 3 метра и шириной 9 метров.

В стене была башня высотой 8,5 метра, диаметр ее 9 метров. В поселке Вади Фалла дома стояли на искусственных каменных террасах, в Бейда каменная стена укрепляла осно­вание песчаной дюны. Жители этих поселков выращивали эммер, двурядный пленчатый яч­мень, пшеницу-однозернянку, чечевицу, горох, нут. Однозернянка и нут проникли в этот очаг с севера. Белковую часть рациона составляли мясо газелей, коз, водоплавающих птиц, но не ясно: коз уже пасли или добывали охотой? Зато в следующем слое Иерихон Б в VII ты­сячелетии до н. э. упрямая коза несомненно одомашнена, возможно, доместицированны ов­ца, свинья, корова.

У иерихонцев в VII тысячелетии появился еще один, самый главный домашний зверь - кот. Спросите свою кошку: она несомненно считает себя в семье главной. Богатого зерном человека стали осаждать мыши, и кошки любезно согласились нас защищать, что и делают уже девятую тысячу лет. Когда же в доме или экспедиционном лагере кошки нет, Вы хорошо прочувствуете, насколько надоедлив мышиный народец.

Из палестинского очага земледелие проникло в долину Нила. Какая-то группа людей с культурой иерихонского слоя VI тысячелетия до н. э. поселилась в Меримде, в Нижнем Египте, у края нильской долины. Они выращивали эммер (в Египте эммер до сих пор - сель­скохозяйственная культура), ячмень, бобовые, разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней. Выше по Нилу, у суданской границы, во впадине Набта Плайя земледелие появилось еще раньше - в конце VII тысячелетия до н. э. Найдены зерна сорго, многорядного ячменя, косточки фиников и плоды пальмы-дум. Разводили крупный рогатый скот. В VI тысячелетии здесь появились эммер, козы и овцы. Сорго -- несомненно африканская по происхождению культура, местным было и негроидное население, но эммер и козы с овцами добрались до Набта Плайя с севера.

В VI-V тысячелетиях земледелие и скотоводство распространяются в Магрибе, в оа­зисах Сахары. Ж. Розе сообщает о земледелии на юге Сахары в "УШ-УП тысячелетиях, если датировки подтвердятся - это самые ранние следы производящей экономики в Африке.

На севере и востоке «плодородного полумесяца» располагался очаг происхождения земледелия и скотоводства в горах Загроса. Люди культуры зарзи - охотники и собиратели - в Х-ЕХ тысячелетиях прошли тот же путь развития, что и натуфийцы. Возможно, уже на этом этапе предпринята попытка доместикации безоаровых коз - предков коз домашних - и муфлонов - предков овец. Во всяком случае горы Загроса - наиболее вероятная зона доме­стикации мелкого рогатого скота.

В VIII тысячелетии возникают стабильные поселки площадью до 6 га из глинобитных и каменных домов. Их обитатели ели мясо коз и баранов, вероятно уже домашних, выращи­вали двурядный пленчатый и многорядный голозерный ячмень, эммер, вику, чечевицу, фис­ташки, У них появляется керамика: в сосудах хранят зерно, умеют обжигать известь. В VIII тысячелетии до н. э. земледелие и скотоводство зафиксировано в поселениях Гандж Даре, Али Кош, на площадке у входа в пещеру Шанидар.

В VII тысячелетии до н.э. земледельцам стало тесно в горных долинах, они спускают­ся на равнины Северной Месопотамии. Здесь на подгорной равнине Синджара, на стыке Ме­сопотамии, Леванта и Анатолии сохранились сотни теллей - холмов, состоящих из бесчис­ленных строительных горизонтов: люди веками и тысячелетиями строили свои дома на раз­валинах предшествующих построек, поселения были привязаны к руслам, источникам воды. Советские археологи в 1969-1980 гг. исследовали здесь 6 древних поселений: Магзалия - VII тысячелетие до н. э., Сотто, Ярым-тепе I—III, Кюльтепе - со слоями VI тысячелетия до н.э.

В этих раскопках, как и на ряде других поселений, найдены культурные злаки, поя­вившиеся в результате селекции: мягкая и карликовая пшеницы, спельта, а также уже знако­мые эммер, однозернянка, вика, чечевица, горох, появляется культурный лен (отсюда он проник на юг). В VII тысячелетии стадо домашних животных пополнили крупный рогатый скот - одомашненные туры и свиньи.

На рубеже VII-VI тысячелетий до н. э. начинается широкое освоение аллювальной долины. Выходцы из Загроса и Леванта - люди хассунской и самаррской культур строят древнейшие ирригационные сооружения, осваивают и заселяют болота и плавни в междуре­чье Тигра и Евфрата. Возникают крупные укрепленные поселения, появляются медные, свинцовые изделия и следы плавки металла, развитое керамическое производство.

На юге Месопотамии в V тысячелетии до н. э., по данным М. Тоси, начался синтез культуры прибрежных рыболовов-мореходов с культурой земледельцев. Итальянская экспе­диция в Омане, в районе мыса Рас-аль-Хамра изучала поселения рыболовов и мощные рако­винные кучи. К сожалению, популяционный метод не применялся, и возможный очаг аква- культуры не выявлен.

Из культур «плодородного полумесяца» во второй половине IV тысячелетия до н. э. формируется мощная цивилизация Месопотамии. Путь от первых бесспорно земледельче­ских поселений до порога цивилизации в этом регионе занял 4-5 тысяч лет.

В Анатолии преддверие земледелия связано с культурой билдиби, очень близкой к натуфу. Этот очаг, в свою очередь, сформировался из микроочагов в долинах гор юго- восточной Турции, в верховьях Тигра и Евфрата, в горах Тавра. В Чайоню Тепеси, на востоке Турции в VIII тысячелетии возник поселок из двухэтажных домов, построенных из сырцово­го кирпича на каменных фундаментах. В нижних помещениях были амбары, мастерские, на­верху - жилые комнаты. Выращивали эммер, однозернянку - признаки доместикации выра­жены слабо, преобладали бобовые - чечевица и горох. В поздних слоях Чайоню 80% всех костей принадлежат домашним козам и овцам - к началу VII тысячелетия они несомненно доместицированы. В Чайоню - обилие каменных мотыг, чего нет больше нигде в Передней Азии, развиты производство керамики - сосудов и фигурок, обработка обсидиана. Наконец, здесь найдены древнейшие в мире следы металлургии меди: куски малахита (медной руды), самородки меди - из соседнего месторождения Эргами Маден и мелкие медные изделия: иг­лы, крючки. В Западной Анатолии следы древнейшего земледелия в VIII тысячелетии обна­ружены в Хаджиларе, при этом явно не первичного: дикого эммера здесь нет, а культурный появился, ячмень двурядный и многорядный - голозерные, т. е. уже прошедшие длительную селекцию.

В долине Конья в середине VII тысячелетия возник город Чатал-Гуюк, центр двух де­сятков поселений поменьше. На 12 га, густо застроенных кирпичными домами, жили до 5 тыс. человек. В Чатал-Гуюке открыты настоящие храмы с фресками, в одном из них стены украшали головы круторогих быков, в другом найдена фигурка змееногой богини, через 6 тысяч лет эта же богиня объявится у скифов к северу от Черного моря. В мощную индустрию выросла добыча и обработка обсидиана, отсюда его экспортировали в Месопотамию и Пале­стину, есть медные вещи.

Главной сельскохозяйственной культурой была пшеница-однозернянка, появилась культурная рожь (Н. И. Вавилов считал родиной ржи Закавказье). Разводили коров, коз, овец, свиней.

В конце VII тысячелетия земледелие из Анатолии проникает в Европу, на Балканы, в Грецию, острова Кипр и Крит. Набор растений и животных - анатолийский, но уже в VI ты­сячелетии есть признаки влияния Леванта.

В V тысячелетии земледелие и скотоводство по долине Дуная продвигаются до Фран­ции и Германии, появляются в Молдавии и на Украине, где люди буго-днестровской неоли­тической культуры в V тысячелетии до н. э. и сменившие их в IV тысячелетии трипольцы выращивали однозернянку, эммер, голозерные ячмени, горох, но самое интересное, что у них появились просо и пшеница - спельта. Ближайший район, откуда эти культуры могли по­пасть в Северное Причерноморье - Кавказ. История кавказского земледелия во многом еще загадочна. Его тесная связь с переднеазиатским центром бесспорна, но нижняя хронологиче­ская граница не ясна: не исключено, что Кавказ был самым северным первичным очагом это­го центра. Заросли диких злаков: эммера, однозернянки, ячменя, араратской полбы можно встретить до сих пор, муфлоны, безоаровые козы, туры и кабаны в раннем голоцене здесь водились.

В Дагестане, на многослойном поселении Чох в слое VI тысячелетия до н. э. (слой С) X. А. Амирханов нашел зерна эммера, однозернянки, двурядный и многорядный ячмень в смеси с диким пленчатым ячменем, зерна овса, проса. Предки проса и мелкого проса - чуми­зы (появляется на Кавказе с V тысячелетия до н. э.) найдены в Китае и Восточных Гималаях, где в VI тысячелетии до н, э. уже культивировались. Как и когда эти культуры проникли на

Кавказ и далее в Европу - загадка. Остальные злаки могли попасть на Кавказ с юга, но в рав­ной мере могли быть доместицированы на месте в периоды слабо изученных мезолита - ран­него неолита.

Оценивая в целом место и значение Передней Азии в становлении мирового произво­дящего хозяйства - земледелия и скотоводства, отметим, что 10 тыс. лет назад здесь сформи­ровалось несколько очагов новой экономики. Обмен между ними шел еще на ранних этапах (натуф, зарзи, билдиби). В неолите он активизировался: обсидиан из Анатолии, раковины каури с Красного моря, бирюза Синая расходились по всему региону, путешествовали люди и идеи, семена и одомашненные животные. В итоге возник мощный котел научно- технического прогресса, его влияние расходилось во все стороны: в долину Нила, на север Африки, Средиземноморье, Европу, Аравию, на восток, где в Иране, Афганистане, на юге Средней Азии (Джейтун и гиссарская культура) в конце VII-VI тысячелетий до н. э. стали пасти коз и сеять пшеницы и ячмени. Самый восточный оазис этого влияния - Мергарх - у перевала, соединяющего Иранское плато и долину Инда. Здесь в VI тысячелетии разводили коз и овец, сеяли несколько видов пшениц и ячменей, позднее одомашнили местных туров и вывели горбатых зебу.

Рис. 27. Наскальный рисунок из Богуслена, Швеция. Пахота

Если сегодня на Вашем столе есть хлеб, пшеничный или ржаной, каша манная или хотя бы перловая (эта знаменитая крупа не из Перл-Харбора, а из ячменя), пиво или вино­градное вино, инжир, сливы, миндаль, грецкие орехи, если все так у вас хорошо, что есть мо­локо, сыр, говядина, если Вы носите одежду из шерсти, козьего пуха, льна - значит, Вы пользуетесь результатами открытий, сделанных в неолите где-то в Передней Азии, и назва­ние этой лекции Вам уже не кажется плодом авторских преувеличений. Но если Вы предпо­читаете птичье мясо - утиное, куриное, кашу пшенную или рисовую, а бараний бок хотите есть непременно с гречневой кашей, любите разнообразные редьки, кабачки или на худой конец бананы и мандарины - авторов этих открытий поищем на другой стороне евразийско­го континента, в Юго-Восточной и Восточной Азии.

На востоке начальные этапы производящей экономики изучены недостаточно, много белых пятен. Выделяются два основных региона: к югу и к северу от гор Циньлинган, деля­щих Китай на северный и южный.

Юг - зона хоабиньской общности, открытой и названной в 1926 году во Вьетнаме по имени провинции Хоабинь. Хоабиньские орудия из целых и расколотых вдоль галек распро­странены в Южном Китае, Вьетнаме, Таиланде, Камбодже, Малайзии, Индонезии. Мелких каменных орудий почти нет - их заменял расщепленный бамбук. Хоабиньцы хорошо знали и эксплуатировали растительность тропиков. На севере Таиланда, в Пещере Духов, в слоях 4-2 - от 11690 до 8142 лет назад люди собирали тыквы, огурцы, перец, орехи, какие-то бобовые; использовали бамбук, масличные, волокнистые, наркотические и ядовитые растения. Хоа- биньцы охотились на слонов, кабанов, обезьян, но охота была малопродуктивной. Собирали морских и пресноводных моллюсков, ловили рыбу.

Подавляющее большинство стоянок - в пещерах, гротах, под скальными навесами. Открытые поселения есть, но крайне редки. Исследователь этой культуры во Вьетнаме П. И. Борисковский считает, что в тропическом лесу просто трудно отыскать открытые стоянки, он же пришел к выводу, что у хоабиньцев начало зарождаться земледелие. В верхнем, пер­вом слое Пещеры Духов, 7600 лет назад появились керамика с веревочным и корзиночным орнаментом, сланцевые ножи, дожившие на востоке Азии до XIX века как ножи для срезания риса и проса.

Рис - главная продовольственная культура на востоке, вторая по значению после пшеницы в современном рационе землян. Его дикие предки растут в Восточно-Гималайском горном узле, где гигантская дуга Гималаев круто поворачивает на юг, по узким долинам не­сут свои воды Меконг, Иравади, Салуэн. Здесь в болотистых долинах должна была начаться доместикация риса. Археологически труднодоступный район изучен слабо. Древнейшие на сегодня зерна культурного риса (в два раза длиннее зерен дикого) найдены в культуре хэму- ду, далеко к востоку, на побережье, южнее устья реки Янцзы. Здесь 7000-6500 лет назад уже возделывали рис, прошедший длительную селекцию. В Лоцзяцзяо найдены сотни зерен риса, кости свиней и собак. Свинья и собака - основные мясные животные в тихоокеанской зоне скотоводства. Поселение Хэмуду занимало 4 га на берегу озера, состояло из легких плетеных домов на сваях. Люди Хэмуду охотились на слонов, носорогов, обезьян (климат был тропи­ческим), разводили свиней, собак и, возможно, буйволов. Рис в Хэмуду - индийская и япон­ская его разновидности, выращивался на заливных болотистых землях. В последующие IV- III тысячелетия до н. э. быстро растущее население на побережье и в бассейне реки Янцзы оставило огромные по площади-25-30 га поселения рисоводов, могильники с признаками растущих социальных различий. Доместицированные виды пополняют куры, утки, гуси. Расширялся список культивируемых растений: просо метельчатое, кунжут, персики, дыни, конопля. Появляется шелководство - сложнейшая отрасль, сочетающая насаждения деревьев шелковицы и разведение шелковичных червей.

К югу от бассейна реки Янцзы, в тропиках Юго-Восточной Азии в VII-VI тысячеле­тиях до н. э. распространяется керамика, возникают прибрежные поселки с большими рако­винными кучами типа Куинь-ван во Вьетнаме. Их обитатели ловили рыбу, ели мясо собак и, возможно, домашних свиней. Не позднее V тысячелетия до н. э. где-то в этом регионе доме- стицированы куры. Земледелие тропического типа: выращивали клубнеплоды, овощи, бана­ны - остатки их находят, но крайне редко. С IV тысячелетия до н. э. появляется рис. Я. В. Чеснов предположил, что рисоводство создано южными монголоидами, говорившими на языках китайско-тибетской и австро-азиатской языковых семей. Австралоиды-хоабиньцы заимствовали рис от них.

На север от хребта Циньлинган, в бассейне реки Хуанхэ в VI тысячелетии до н. э. воз­никают поселения типа цышань и пэйлиган, их населяют уже вполне сложившиеся земле­дельцы. Основной сельскохозяйственной культурой у них было мелкое просо - чумиза (итальянское просо в Европе, гоми в Грузии, кунак - у казахов). Родина этой стойкой ко вся­ким невзгодам культуры, одаривающей при хорошем уходе урожаями более 100 ц/га, по од­ной из версий, в том же Восточно-Гималайском узле. Оттуда же и просо метельчатое (из не­го родное наше пшено), гречиха, один из видов ячменя. По другой версии, чумиза произошла от зеленого мышея и введена в культуру где-то на пространстве от восточных предгорий Ти­бета до Уссурийского края. В VI-III тысячелетиях до н. э. эта культура была главным кор­мильцем предков китайцев, тибетцев, корейцев, маньчжур. Люди цышань-пэйлиган умели сооружать настоящие двухкамерные печи для обжига керамики и обжигали ее при темпера­туре до 960 градусов.

С V тысячелетия до н. э. в этих местах разводят свиней, собак, кур, с IV тысячелетия до н. э.- выращивают капусту, лотос, коноплю, плодовые деревья. Поселения культуры ян- шао (открыто их более 1000) занимают площадь до 20 га, делятся на кварталы, отдельно се­лятся гончары, сопровождаются большими могильниками без видимых следов социальных различий. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. появляются оборонительные стены, прото- письменные знаки - сигналы наступающей цивилизации. В середине II тысячелетия до н. э. цивилизация Инь уже строит города, оставляет в земле большие гробницы с человеческими жертвоприношениями - до 1500 в одной гробнице, отливает прекрасные бронзовые сосуды - лучшие образцы литья в древнем мире.

Инь - древнейшая цивилизация на востоке Евразии. От культуры цышань до Инь прошло 4-4,5 тысячи лет. Столько же времени отделяет первые телли Северной Месопота­мии от Шумера. Мы пока не знаем предшественников цышань, на Китайскую равнину они пришли вероятнее всего из предгорий Тибета, верховьев Янцзы или Хуанхэ. В отличие от запада, на востоке Евразии начальный - горный этап доместикации растений практически не изучен, земледелие фиксируется археологами на равнинах и морском побережье, где неоли­тическая революция достигла расцвета. Запаздывание ее начала на 1,5 тысячи лет отозвалось таким же опозданием цивилизации на востоке. Зато последующее развитие не прерывалось: китайской культуре в этом отношении принадлежит бесспорное первенство.

Третий в Китае центр древнейшего земледелия - равнина Сунляо на Северо-Востоке, она соединяет бассейны Ляохэ и Сунгари. С севера, запада и востока равнину окружают го­ры, на юге она открыта к Жёлтому морю. Древнейшие на юге равнины культуры синлунва и синьлэ, 8200-7200 лет назад здесь возделывали метельчатое просо и чумизу. При том же типе земледелия, что и в долине Хуанхэ, материальная культура населения совершенно другая. Прямым продолжением южных культур равнины Сунляо являются культуры гребенчатой керамики в Корее и Приморье - и в них также найдены зерна двух видов проса.

Как и переднеазиатский центр земледелия и скотоводства, китайский и юго-восточно- азиатский центр оказал мощное влияние на огромные территории. Отсюда на рубеже III - II тысячелетия до н. э. рис проник в Индию, вплоть до долины Инда. В VI-V тысячелетиях, вероятно, через степи Евразии, просо и чумиза попали на Кавказ и далее в Европу. Во II ты­сячелетии до н. э. от азиатского побережья началось освоение Океании, где в Полинезии бы­ла создана цивилизация мореходов, строивших с помощью каменных тёсел великолепные суда. Влияние было взаимным: во II тысячелетии до н. э. на востоке появились пшеница, ко­зы и овцы. Через Индию добралось до Китая африканское сорго.

Особую роль в культурном обмене запада и востока сыграли евразийские степи, про­стирающиеся от Китая до Дуная. К северу от Черного моря не позднее IV тысячелетия до н. э. приручили лошадь, в III тысячелетии до н. э. лошадь широко использовалась на Кав­казе, в Передней Азии, на Балканах. На севере Казахстана есть поселение Ботай: десятки землянок, перекрытых бревнами. Его жители были табунщиками, кости лошадей составили 99% от всех найденных. Возможно, в степях Центральной Азии был еще один очаг домести­кации лошадей. Повозки, запряженные быками, колесили по степи с III тысячелетия, во II тысячелетии до н. э. по Евразии помчались настоящие колесницы, запряженные лошадьми. Впрягали в повозки и верблюдов, одомашненных в Аравии, Иране, Средней Азии не позднее III тысячелетия. В I тысячелетии до н. э. степняки изобрели уздечку, седло, стали всадника­ми. Прогрессировавшая засуха побудила к дальним перекочевкам: наступала эпоха кочевни­ков. Скифы, сарматы, саки, хунну, древние тюркские народы и монголы, сменяя друг друга, волнами накатывались на соседей. У оседлых земледельцев от встреч со степняками остава­лись не лучшие воспоминания. Но степь не только разрушала, но и созидала. Задолго до Ве­ликого шелкового пути степь соединяла запад и восток, всадник с запасной лошадью мог промчаться от Монголии до юга России за месяц.

Другой путь, морской, огибал Азию с юга, по нему также издревле путешествовали люди и идеи; обмен, взаимообогащение шли постоянно, но в целом восточные цивилизации до рубежа XIX-XX вв. сохранили глубокое, изначально присущее им своеобразие.

Древняя аквакультура. На побережье Тихого океана: во Вьетнаме, на о-ве Суматра, по берегам Китая, Кореи сохранились многочисленные мощные - до 5-7 м скопления рако­вин - кухонные кучи, древние свалки у мест промысла и поселений.

В Японии открыты 3000 таких куч, образовавшихся от 9500 до 2000 лет назад. В сло­ях раковин хорошо сохраняются кости животных, птиц, рыб, много обломков керамической посуды, орудий труда. Часто в слое раковин хоронили людей. Грандиозная раковинная куча с легко запоминающимся названием Кхокпханомди открыта в Таиланде, она занимает 5 га, толщина слоя раковин 12 м, объем - 600 тыс. м3, насыпана в У-11 тысячелетиях до н. э.

Более ста раковинных куч разбросано по берегам залива Петра Великого на юге рос­сийского Приморья, большинство разрушено или полностью срыто. Поэтому наш подсчет общего их объема в 300 тыс. м3 (половина одной «кучки» в Таиланде) лишь приблизительно отражает размеры добычи устриц тихоокеанских - на 98-99% заполняющих приморские ку­чи. В голоцене колебания уровня моря в этих местах достигали 2 м и часть свалок смыта.

Устрица - королева среди морских деликатесов, не зря воспели ее поэты:

Но мы, ребята без печали.

Среди заботливых купцов,

Мы только устриц ожидали

От цареградских берегов.

Что устрицы? Пришли! О, радость!

Летит прожорливая младость.

Глотать из раковин морских

Затворниц жирных и живых...

А С. Пушкин

Звенела музыка в саду Таким невыразимым горем, Свежо и остро пахли морем Не блюдце устрицы во льду.

А. А. Ахматова

Даже дед Щукарь знал, что «вустрицы - пища генеральская». Вообще же наш чита­тель мало знаком с продуктами моря, ведь мы их почти не выращиваем и мало ловим. Вспо­минаю, как мой одноклассник на Украине, покосившись на банку с кальмаром, изрек: «Нет, я лучше - сало». Нежнейшее и вкуснейшее мясо устрицы богато гликогенами, белком и жи­ром, целебно и сытно: мне 2-3 устрицы вполне заменяли обед. На сохранившихся живых устричниках в Приморье 1 м площади может дать до 2,5 кг мяса в год. Сельхозугодий, где с минимальными затратами можно получить такой «урожай мяса» не существует. И древние по достоинству оценили устрицы и другие продукты моря.

К рубежу плейстоцен-голоцен мощные скопления раковин двухстворчатых и брюхо­ногих, морских, пресноводных, наземных видов малакофауны есть на всех обитаемых кон­тинентах, даже на берегах сухих ныне русел в пустыне Сахара. Раковинные кучи оставили австралийцы, тасманийцы, огнеземельцы - люди самых примитивных культур XIX века. Со­биратели моллюсков накопили еще в палеолите изрядный опыт, не меньший, чем собиратели растений и охотники.

Мой давний соратник по поиску древних памятников, прекрасный гидробиолог, спе­циалист по моллюскам Владимир Александрович Раков как-то в 1984 году заметил в разго­воре, что среди створок в раковинных кучах почти нет молоди. Обсудив ситуацию, мы ре­шили подкрепить впечатление подсчетами и в первом же полевом сезоне обнаружили, что в кубическом метре кучи на берегу лагуны Наездник молоди до года было менее 10%, а в жи­вом устричнике на дне той же лагуны за ряд лет наблюдений процент молодых устриц не опускался ниже 30%. В теплые периоды, когда и образовались раковинные кучи, молодь со­ставляла до 60% населения устричников. Древние ловцы, оторвав с помощью какого-то ин­струмента сросшиеся моллюски, поднимали добычу на лодку или плот, отрывали от взрос­лых устриц малышей и отправляли их на дно, где те быстро прикреплялись к любому твер- дому предмету или другой устрице и снова росли. Возможно, при этой операции ловцы при­говаривали что-нибудь вроде «Иди, приведи родителей». Во всяком случае, знакомый про­фессор рыбной ловли и, по совместительству, теоретической физики именно эти слова гово­рил маленькому карасю, отправляя его назад в озерцо.

На мысе Шелеха, где в VIII-III вв. до н. э. добыли более 50 млн устриц (1250 тонн мя­са!) малышей до года попало в кучу всего 4%. И в других кучах мы обнаружили 3-4% ство­рок в возрасте до года. Стало очевидным, что здесь занимались настоящей аквакультурой - культивированием водных организмов (моллюсков, рыб, ракообразных, водорослей). Се­годня аквакультура в мире - быстро растущая отрасль производства продуктов питания, агар-агара, лекарств, в т. ч. удаляющих из организма радионуклиды, жемчуга, красок... В Юго-Восточной Азии, Корее, Японии аквакультура дает до 10% продовольствия. Мощное производство в морских, пресных, солоноватых водах, в отстойниках электростанций, пру­дах и естественных акваториях процветает на всех континентах. Есть и у нас: морская капус­та, мидии, гребешок, рыбоводство, но устрицы на московские презентации везут, увы, из Франции.

Гидробиологи давно догадывались, что аквакультура - занятие древнее. Ссылались на египетские папирусы - сообщения о рыбоводстве, на клинописные тексты Месопотамии, на разведение морской капусты и рыб в Древнем Китае, но свидетельств из первобытных па­мятников не было, хотя устричные кучи Дании начали изучать в 30-е годы XIX века. Стерео­тип собирательства столь силен, что в большинстве сообщений о раскопках раковинных куч в лучшем случае приводится список встречающихся видов - и никаких подсчетов.

Интересна была реакция коллег на наше первое сообщение о первобытной аквакуль- туре. Она варьировала в классическом трио оценок новостей в науке: «Этого не может быть!», «Что-то в этом есть» и «Как мы этого раньше не замечали!» Удивили японцы, уж от них никак не ожидал: столько раковинных куч - и ни одного популяционного анализа.

Правда, М. Акамацу заметил, что в 4-х неолитических раковинных кучах на о. Хок­кайдо от слоя к слою снизу вверх размеры добываемых моллюсков увеличивались, но посчи­тал, что это результат климатических изменений. А скорее - селекции. Древнейшая в При­морье неолитическая раковинная куча открыта автором в бухте Бойсмана. Здесь на берегу теплой лагуны, кишевшей рыбой, люди селились 7-5 тыс. лет назад. И устриц отбирали только взрослых - почти без ошибок. Сделать это под водой невозможно даже в акваланге: возврат в воду малышей - посев - велся сознательно.

Наблюдения в Приморье дают основание для гипотезы: вместе с двумя отраслями производящей экономики, земледелием и скотоводством, в неолите родилась и третья - ак- вакультура. Три отрасли, которые до сих пор кормят людей, а ведь теперь нас на Земле шесть миллиардов. Популяционный метод поможет выяснить, какие из раковинных куч ос­тавлены собирателями даров моря, какие - теми, кто сеял молодь и превращал мелководье в продуктивнейшие фермы. Рыбоводство могло возникнуть в зонах поливного земледелия в VII-VI тысячелетиях до н. э. Пока оно просматривается по письменным данным с III тысяче­летия до н. э.

Два первичных центра земледелия в Америке выделены Н. И. Вавиловым. Мир получил из Нового Света картошку, кукурузу, фасоль, помидоры, подсолнечник, хлопчат­ник, какао, батат, маниок, арахис, ананасы, каучуконос - гевею, табак. С животноводством индейцам пришлось труднее. Увы, здесь тоже ели собак - единственное домашнее животное Мезоамерики. Где-то на юге США одомашнен индюк - скромный вклад Америки в мировое животноводство, для нас, впрочем, почти столь же экзотичный, как и устрицы. Чуть богаче животными была Южная Америка. На обширной территории здесь разводили на мясо мор­ских свинок: милых декоративных зверушек ели. В Андах от диких гуанако из семейства верблюжьих вывели, лам и альпак, их использовали как вьючных и мясных животных.

Рождение земледелия в Америке началось в горных долинах юга Мексики и перуан­ских Анд. В Мезоамерике (к Мезоамерике относят южные штаты Мексики, Гватемалу, Бе­лиз) ранний этап относится к VIII-VI тысячелетиям до н. э. При обилии остатков растений в сухих долинах Техуакан, Оахака проблема морфологических признаков доместикации столь же трудноразрешима, как и в Старом Свете. Щетинник (малосъедобный злак типа проса), амарант, фасоль, перец, плоды авокадо и как будто тыквы то ли собирали, то ли уже культи­вировали. Около 5000 лет до н. э. появляется главный кормилец древних мезоамериканцев - маис, больше знакомый нам как кукуруза.

Дикий предок маиса неизвестен, предполагается, что его вывели из теосинте. Первые початки были длиной 1 см (початки, не зерна!). В долине Техуакан экспедиция Р. Макнейша исследовала около 400 стоянок и нашла более 100 тысяч початков. В период от 5200 до 3400 лет до н. э. земледелие давало населению долины, по подсчетам Р. Макнейша, от 10% до 20% пищи. Заметно увеличилась его роль в промежутке от 3400 до 1500 лет до н. э.: урожаи маиса выросли с 60 до 120 кг с гектара (в хрущевские времена кукуруза у нас продвигалась к по­лярному кругу и, южная бедолага, даже таких «урожаев» не давала). К IV-III тысячелетиям до н. э. маис распространился до юго-запада США на севере и Перу на юге.

В конце IV тысячелетия до н. э. земледелие спускается в тропические низины Белиза, Гватемалы, на тихоокеанское побережье Мексики. Здесь до этого сложились общины мор­ских рыболовов. С началом земледелия центр их жизни сдвигается в поймы рек, где были самые легкие для обработки земли. Появляются новые растения, введенные в культуру, главное из них маниок. Отмечены связи с Южной Америкой, они осуществлялись, вероятно, морским путем.

1500 лет до н. э. - нижний рубеж формирования мезоамериканских цивилизаций. На­чался архаический период культуры майя, расцвет ее пришелся на время от рубежа эр до 900 г. н. э., за 1200 лет до н. э. возникает цивилизация ольмеков, оставившая до сих пор пора­жающие воображение каменные гигантские - до 160 т - головы в шлемах, нефритовые ста­туэтки, древние города Ла-Венте, Трес-Сапотес, пирамиды, гробницы. В долине Оахака с начала 1 тыс. до н. э. формируется культура сапотеков с письменностью, фресками на стенах гробниц, вычурной архитектурой и скульптурой. Хозяйственной основой этих цивилизаций было земледелие с ирригацией, искусственными террасами, ведущие культуры - маис, фа­соль, клубневые и плодовые. Белковую часть рациона давали рыба, мясо индюков и собак. Более чем вероятна аквакультура, но сообщения о ней автору неизвестны. В южноамерикан­ском первичном центре - андийском, в долинах перуанских Анд и на высокогорном боли­вийском плато Альтиплано события развивались с поразительной синхронностью: VIII - VI тысячелетия до н. э.- этап первичной доместикации, V-II тысячелетия - развитие земледелия и скотоводства, освоение предгорий и побережья Тихого океана, с середины II тысячелетия до н. э.- формирование цивилизаций. В Перу, в Центральных Андах Р. Макнейш исследовал долину Аякучо на высоте 1800-2000 м. В слоях VIII-VI тысячелетий до н. э.- остатки двух видов тыкв, перца, с рубежа VI-V тысячелетий до н. э. несомненное земледелие: тыква, ама­рант, киноа - местный злак. С конца IV тысячелетия до н. э. появились маис, картофель, фа­соль и обрывки хлопчатобумажных тканей. Возделывалось много местных растений, назва­ния которых ничего не скажут читателю. Почти в каждой долине Анд, как заметил В. А. Башилов, была своя фасоль: тепари, лима, канавалия, обыкновенная, многоцветковая. Столкнувшись с недостатком пищи, люди искали и находили новые источники, лучшие культуры заимствовались. Где-то в пределах второго периода произошла доместикация лам и альпак.

Одним из центров ламоводства стало боливийское Альтиплано, район озера Титикака. Там же культивируют ряд видов картофеля, его горькие плоды индейцы вымораживают. Привычная для нас картошка появилась на побережье Чили не позднее середины III тысяче­летия до н. э., отсюда спустя 4 тысячи лет картофель приплыл в Европу. Древнейшим доме- стицированным растением на побережье Перу стал хлопчатник - не позднее IV тысячелетия до н. э. в районе залива Гуаякиль его использовали для изготовления рыболовных снастей, тканей, а в Чили - для набивки мумий. Соединение рыболовства, морской охоты, земледелия способствовало росту населения, появлению стабильных построек из камня и кирпича. Ин­тересно, что в перекрытиях жилищ использовались не только деревянные балки, но и кости китов. На рубеже III-II тысячелетий до н. э. на побережье Перу появляются монументаль­ные, ритуальные центры - предтечи сооружений, характерных для южноамериканских циви­лизаций.

Батат - сладкий картофель. Предки его не найдены: предполагают, что на побережье батат попал с восточных склонов Анд. Древние мореходы доставили батат в Океанию. Не позднее XV века он достиг Новой Гвинеи, где стал главной пищевой культурой в горных районах - самом большом резервате первобытных племен, доживших до современности.

Загадочные индейские цивилизации Южной Америки казались европейцам столь не­обычными, что их даже пытались приписать космическим пришельцам: пирамиды, мону­ментальные храмы, огромные геоглифы в пустыне Наска. Другие искали следы влияния Шумера или древних египтян, улавливая некоторое стадиальное сходство. Одна из древней­ших, культура Чавин - названа по имени храма в Северном Перу на высоте более 3000 м - возникла не позднее 1200 лет до н. э. и существовала до рубежа эр. Почти такой же древно­сти Сечин- 1000-500 лет до н. э. В I тысячелетии возникли и исчезли Мочика, Наска, Тиау- нако, Уари и ряд других культур, завершающей была держава Инков. Развитие индейских цивилизаций прервало испанское завоевание.

Контрольные вопросы

1. Что Вы знаете о величайшем ученом ХХ в. Н.И.Вавилове?

2. Что такое «неолитическая революция»?

3. Почему люди занялись доместикацией растений и животных?

4. Какие растения и животные доместицированы в Передней Азии? Когда?

5. Какие центры земледелия возникли на востоке Азии?

6. Где и когда одомашнили лошадей?

7. Откуда родом картошка? Какие еще культурные растения доместицированы в Новом

Свете?

8. Что знаете о древней аквакультуре?

<< | >>
Источник: Бродянский Д. Л.. История первобытного общества. Владивосток: ДВГУ,— 109 с.. 2003

Еще по теме Лекция седьмая НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - ВЕЛИЧАЙШИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЕРЕВОРОТ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

  1. Глава 19. Третья научно-техническая революция. Постиндустриальная цивилизация
  2. ГЛАВА 19 ТРЕТЬЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
  3. Глава 19 Третья научно-техническая революция. Постиндустриальная цивилизация
  4. Что такое неолитическая революция.
  5. Неолитическая революция на территории современной России.
  6. § 5. Неолитическая революция и ее последствия
  7. Причины неолитической революции.
  8. Последствия неолитической революции.
  9. Переворот в развитии научных знаний в XVI—XVII вв.
  10. В наш научный век война в конечном итоге означает одно — общую гибель человечества.Бертран Рассел.
  11. Спад революции. 1-я и 2-я Думы. Государственный переворот 3 июня 1907 г.
  12. 1. Какие были периоды в истории развития человечества?
  13. Научно-технический прогресс
  14. Государственная научно-техническая политика
  15. Научно-техническая среда
  16. Научно-технический прогресс и реформы.
  17. 2.3.2. Методы научно-технического прогнозирования
  18. Научно-технический прогресс.
  19. Расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
  20. 10.1. Научные и технические достижения — важное средство развития бизнеса