<<
>>

КАББАЛА

Вскоре после 1264 г., но до 1290 г. среди испанских евреев получила хождение книга Sepher ha-Zohar al ha-Torah [Книга Премудрости Торы]. Считалось, что это труд почтенного рабби II в.

— Симона бен Джохай. На самом деле ее сочинил местный ученый, вполне возможно, Моисей из Леона (1250-1305 гг.). Книга представляла собой сложный и пространный комментарий на Пятикнижие и уже скоро стала известна и христианским, и иудейским библеистам. Окончательный вариант в трех томах был напечатан в Мантуе в Италии в 1558­1560 гг. Он и стал общим учебником Каббалы.

Слово Каббала означает «предание». Так называли веками те мистические теории и методы, к которым прибегали ради обнаружения тайного смысла текста Писания. Основные положения Каббалы были заимствованы, возможно, у неоплатоников и манихеев позднего классического периода. Эти положения исходят из идеи соперничества царства Света и царства Тьмы, которыми правят, соответственно, Бог и Дьявол. Бог, как и Дьявол, мыслился как имеющий отцовскую и материнскую составляющие.

Мужское начало представляется белым по цвету и активным, женское — красным и пассивным (воспринимающим). Формами Бога могут быть abba (отец/царь) или imma (мать/царица); Дьявол является как Shamael — Семаил

— ядовитый ангел Смерти или Aholah — Великая Блудница. Совокупление этих пар рождает гармонию или беспорядок.

Поскольку Верховный Бог и Дьявол мыслились как не имеющие границ и невидимые, то, соответственно, и воспринять их можно только через их 10 эма-

наций. Каждая эманация соответствует одному из десяти главных членов Адама Кадмона (или изначального человека) и Адама Велиала [Ничтожного]. Десять божественных эманаций суть Kether (корона, или голова), Chochma (мудрость, или мозг), Bina (понимание, или сердце) — эти вместе образуют «мир интеллекта»; двое рук, Chased (Милосердие) и Din (Справедливость), а также Tiphereth (красота, или лоно) — образуют мир морали; ноги, Nezach (роскошь) и Hod (величие) и Jesod (основание, или гениталии) — образуют материальный мир.

И, наконец, Malchuth (царство). Все они могут быть расположены как три

ветви llan «кабаллистического древа» или Три Столпа:_____________

Понятие Корона Мудрость

Справедливос Красота Милосерди ть е

Роскошь Основание Величие

Царство

Каббалисты верили, что Бог создал мир после нескольких неудачных попыток; что все реальное неистребимо; что души переселяются из тела в тело. Они ждали Мессию, который придет тогда, когда будут отвергнуты искушения Дьявола.

Методы расшифровки Писания включали notarikon (атрибуцию слов к начальным буквам других слов), gamatria (цифровые значения слов) и temurah, или «шифры перестановок».

Примером notarikon может быть толкование слова AdaM как Adam, David, Messiah (Мессия) или знаменитое греч. слово ICHTHUS «рыба», что прочитывалось как Иисус Христос, Сын Божий,

Применение gamatria предполагало подсчет сумм, получен­ных при разложении имен и дат. Так была установлена сумма в XIX в. для императора Вильгельма I, родившегося 22 марта 1797: 22+3+1797+7 (количество букв в его имени)+1829 (год женитьбы). 1829+1+8+2+9= 1849 (подавление Революции)

1849 +1+8+4+9= 1871 (коронация в императоры) 1871 +1+8+7+1= 1888 (год смерти) Temurah использовало 24 перестановочные последовательности еврейского алфавита. Приложение этого метода к имени Бога YaHVeH, например, давало 2112 вариантов божественного имени.

Каббала оказала большое влияние на иудейскую философию, придав исключительное значение мистическим аспектам религии и отодвинув на задний план рациональное изучение Торы. В особенности были увлечены Каббалой хасиды позднейшего времени; они даже пели и танцевали под каббалистические заклинания. Хасиды также приписывали полную непогрешимость устным загадкам и предсказаниям своих цадиков. Но и христианские ученые от Раймонда Лулия до Пико и Рейхлина подпали под очарование Каббалы; Каббала стала неотъемлемой частью европейской магии. Латинский перевод Книги Очарований, изданный бароном Розенротом в Зальцбурге в Германии в 1667-1668 гг., открыл тайны Каббалы многочисленным читателям.

Идеи Каббалы, ее образы и ее язык пропитали и европейские языки, и европейскую литературу, часто незаметно и без указания источника. 290

занимались удовлетворением своих амбиций в Италии и обрекли своих преемников в Германии на постоянное подчиненное положение: при пустых кошельках императоров и раздробленном императорском домене иначе и не могло быть. Германские князья укрепили свои привилегии, и в Германии прочно закрепилась выборная система. В 1338 г. коллегия выборщиков отвергла притязания папы на утверждение императоров, а в Золотой булле 1356 г. была окончательно закреплена процедура действия избирательной машины. С этого времени Франкфурт-на-Майне становится местом выборов императора. Решение должно было приниматься большинством голосов в коллегии из семи провозглашенных выборщиков. Выборщиками стали архиепископы Майнца, Кёльна и Трира, князья Богемии, Рейнского Палатината, Саксонии и Бранденбурга9. Император Карл IV, сформулировавший

положения Золотой буллы, поступил так под давлением обстоятельств. Как сказал Брайс,

10

«он узаконил анархию и назвал это конституцией» .

С 1273 года ослабленная Империя пыталась восстановить свои силы. Из девяти императоров с Рудольфа фон Габсбурга (правил 1273-1291 гг.) до Сигизмунда Люксембургского (правил 1410-1437 гг.) только трое удостоились настоящей коронации. Два — Адольф Нассауский в 1298 г. и Венцель Люксембургский в 1400 г. — были смещены курфюрстами. Генрих VII (правил 1308-1313 гг.), последняя надежда Данте, в подражание своим предкам прошел по Италии; его не допустили в Рим, и он умер от лихорадки в Пизе. Наследовавший ему Людвиг Баварский (правил 1314-1347 гг.) поссорился с папой, штурмом взял Рим в 1328 г., но его действия только спровоцировали появление новых антипап и антикоролей. Карл IV Люксембургский (правил 1346-1378 гг.) принес некоторую стабильность. Поднявшись от положения антикороля до императора, он использовал средства Империи на благо своей любезной Богемии. Некоторое время Германией правили из замка Карлштейн.

В вопросах высокой политики соперниками выступали четыре ведущих рода — Виттельсбахи из Баварии, которым принадлежали также Хайнаулт и Голландия; Люксембурги, которые владели Люксембургом, Брабантом и Богемией с 1310 г., Силезией с 1333 г. и Лаузицем (Лужицей) и Бранденбургом до 1415 г.; Веттины Саксонские и Габсбурги Авст­рийские, владения которых простерлись на юге от Зундгау до Крайны. Вопросы местной политики были в руках вездесущих хищных прелатов, богатых городов Империи и бесчисленных мелких рыцарей. Это было время Raubritter (рыцарей-разбойников) и Faustrecht (права сильного). В Германии позднего средневековья не было таких твердых национальных монархий, как во Франции или в Польше. И до того, как в 1438 г., 1440 г. и 1486 г. императорами трижды подряд были избраны Габсбурги, Германия не начала даже по видимости превращаться в наследственную монархию. Впрочем, и потом у императоров не было особой свободы действий. Если партикуляризм вообще является мерилом феодального строя, то Германия была самой феодальной страной.

Гогенштауфены оставили по себе дурную память и в Италии. На севере воюющие общины заменили немецкий гнет местным. Все города Ломбардии и Тосканы подпали под власть того или другого из главных соперников: Милана, Флоренции и Венеции. Это было время безудержного обогащения в коммерции и время культурного расцвета, но и время бесконечной борьбы. В цене были как художники и поэты, так и умелые фехтовальщики и отравители. В центральной Италии конкордат, подписанный в 1275 г. между Империей и папским престолом, положил конец претензиями Империи на подчинение наследия св. Петра. Папская область, которая помимо Рима включала Романью, Пентаполис и мархи (графства) Аркона и Кампанья, оказалась свободной, но беззащитной. И ее без конца тревожили склонные к беспорядкам граждане Рима. На юге папские клиенты из Анжуйского дома, которых призвали, чтобы заменить Гогенштауфенов, становились просто невыносимыми. Сицилийская вечеря 30 марта 1282 г., когда мятежные жители Палермо перерезали около 4 000 своих французских угнетателей, привела к введению арагонского правления на Сицилии, к окружению анжуйцев в Неаполе и к двадцатилетней войне. [конклав]

Флоренция находилась в самом центре грозовых туч и солнечных лучей Италии позднего средневековья. Благодаря шерсти изумительного Аппенинского contado, Флоренция в XIII в. становится цветущим городом, где обитало примерно 100000 душ очень бурного темперамента. Золотая монета Флоренции флорин получает хож- Христианский мир в кризисе, ок. 1250-1493 291

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме КАББАЛА:

  1. ГЛАВА 3. социальное предвидение
  2. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  3. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  4. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  5. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  6. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  7. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  8. Рассмотрим капитал бренда
  9. Что такое бренд?
  10. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  11. Мониторинг капитала бренда
  12. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  13. Как бренды создают ценность для потребителей