<<
>>

III. ROMA. Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э.

Римский мир отличает такая целостность и сплоченность, каких не было в Греции и, возможно, вообще не было больше никогда — ни у древних, ни в современной цивилизации. Подобно каменной кладке римских стен, где камни прочно пригнаны но строгому плану и скреплены особой крепости римским цементом, различные части Римской империи были связаны в громадное и монолитное единство посредством физического, организационного и психологического контроля.
Физические скрепы обеспечивала сеть военных укреплений, размещенных в каждой провинции, и густая сеть вымощенных камнем дорог, связывавших провинции с Римом. В основании организационных связей лежали общие принципы права и администрирования, а также единая для всех провинций армия чиновников, которые принуждали всех действовать соответственно универсальным стандартам. Психологический контроль держался на страхе и наказании — на абсолютной уверенности в том, что все и всё, что угрожает власти Рима, будет решительно уничтожено.

Источник этой одержимости Рима идеей единства и сплоченности вполне можно разглядеть в особенностях его раннего развития.

В то время как Греция выросла из массы рассеянных городов, Рим вырос из единого организма. Если греческий мир постепенно расширялся по средиземноморским морским путям, Римский мир собирался вокруг одного ядра через захват все новых территорий. Конечно, контраст здесь не такой уж разительный: в Александре Великом греки имели величайшего завоевателя земель, какого когда-нибудь знал мир; и римляне, со своей стороны,

как только вышли за пределы Италии, не преминули научиться господству на море. И все-таки существенное различие несомненно. Для греческого мира важнее всего были быстрые корабли; для власти Рима важнее всего были его марширующие легионы. Греки были обручены с морем, римляне — с сушей.

Грек был в душе моряком, римлянин — сухопутным жителем.

В попытке объяснить феномен Рима придется всячески подчеркивать присущий римлянам почти животный инстинкт «территориального императива». Для Рима важнее всего были организация, эксплуатация и защита своих территорий. По всей вероятности, привычки и навыки обустройства земли воспитала у римлян плодородная долина Лация: навыки привязанной к территориям и земельным участкам системы поселений, системы собственности, системы управления и всей организации общества. Из этого выросла гениальная военная организация римлян и упорядоченное управление. В свою очередь, сильная привязанность к земле и к стабильности, которую рождает жизнь на земле, способствовали развитию римских добродетелей: gravitas — чувство ответственности, pietas — чувство привязанности к семье и своей стране, и iustitia - чувство естественного порядка. «Из тех, кто обрабатывает землю, выходят самые сильные люди и самые смелые солдаты», - писал Катон Старший1.

В наше время к Риму относятся очень по-разному: от бесконечного почтения до глубокого отвращения. Есть, как всегда, те, кто преклоняются перед властью (особенно среди историков), кто восхищается всяким проявлением силы, кого рим- Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 111

ская мощь привлекает больше, чем греческая изысканность. Они восхищаются размерами и мощью Колизея, не задаваясь вопросом, для чего он был возведен. Колизей и в самом деле стал символом цивилизации Рима, так что было общим местом считать: «Пока стоит Колизей, будет стоять Рим; когда падет Колизей, падет Рим; когда падет Рим, падет весь мир» . Но есть много и таких, кто не любит Рима. Для многих Рим — это в лучшем случае подражатель и продолжатель Греции, только в большем масштабе. У греческой цивилизации было качество, у римской — только количество; Греция — оригинальна, Рим - насквозь произволен. У Греции был стиль, у Рима — только деньги; Греция — изобрела, Рим — только изучил и применил. Такого же мнения придерживались и римляне- интеллектуалы.

«Если бы греки так же презирали новшества, как мы, — писал Гораций в Письмах, — то какие бы произведения древности сейчас существовали?» Больше того, римляне вульгаризировали многое из того, что копировали. Так, в архитектуре они переняли тяжелый и роскошный поздний коринфский ордер, а не дорический или ионический. «Самая ткань греческого искусства распадается, — пишет один критик, — когда оно приходит в соприкосновение с таким исключительно практическим народом, как

3

римляне» .

Рим в непомерном долгу перед Грецией. В религии римляне переняли весь пантеон олимпийцев, превратив Зевса в Юпитера, Геру в Юнону, Ареса в Марса, Афродиту в Венеру. Они переняли их философию настолько, что стоицизм стал более типичен для Рима, чем для Афин. В литературе латинские последователи сознательно брали за образец греческих писателей. Не подлежало обсуждению, что образованный римлянин должен в совершенстве владеть греческим языком. В теоретической философии и науках римляне практически нисколько не продвинулись по сравнению с более ранними достижениями греков.

Однако было бы ошибкой полагать, что Рим был чем-то вроде младшего партнера в Дэвис, Н. История Европы — М.: ACT: Транзиткнига, 2005. — 943 с.

греко-римской цивилизации. Римский гений был устремлен в новые сферы — особенно в сферу права, военной организации, администрации и инженерного искусства. Больше того, конфликты и психологическое напряжение в римском государстве были источником литературной и художественной чут­кости самого высокого порядка. Не случайно многие выдающиеся римские воины и государственные мужи были также и превосходными писателями. Не следует также забывать и длинный список римских пороков. Критики указывают на особенно отвратительное рабство, на превосходящую всякую меру жестокость, а с течением времени — и на такой социальный и нравственный упадок, по сравнению с которым эллинизм выглядит пуританством.

Политическая история древнего Рима в ее самом широком толковании — от основания «Вечного города» в 753 г.

до н. э. до окончательного падения Римской империи в 1453 г. н. э. — насчитывает 2206 лет. В более принятом смысле — от основания Рима до падения западной части Римской империи, столицей которой был Рим, — она продолжалась вдвое меньше. Обычно историю Рима делят на три периода: царский, республиканский и императорский. [годы от основания рима]

Полулегендарное Римское царство сопоставимо во многих отношениях с ранним «Героическим веком» Греции. О начале Римского царства повествует рассказ о Ромуле и Реме, сиротах-близнецах, потомках Энея, которые были вскормлены волчицей, а завершается этот период изгнанием последнего из семи царей — Тарквиния Гордого, в 510 г. до н. э. Эти два с половиной столетия принадлежат доисторическому (то есть до начала письменной истории) времени. Ромул, основатель Рима, затем организовал похищение сабинянок, а те способствовали заселению нового города. Нума Помпилий, сабинянин, ввел календарь и официальные религиозные культы. Им основан храм Януса на Форуме, двери которого были открыты в военное время и закрыты в мирное время. Тулл Гостилий, третий царь, латинянин, разрушил до основания соседний город Альба Лонга и депортировал его население. Анк Марций создал социальную группу плебс, или «простой народ», из привозимых в Рим пленников. Сервий Туллий, шестой царь, даровал Риму его первую конституцию, предоставив плебсу независимость от патрициев, или старейших, и основал Латинский союз. Пятый и седьмой цари, Тарквиний Древний и Тарквиний Гордый были этрусками. Первый организовал общественные работы в Риме, в том числе построил громадную сточную канаву, на- 112 Roma

AUC

Римское летоисчисление исходило из условной даты основания Рима. За точку отсчета принимался 750 г. до н. э. Все остальные даты устанавливались относительно AUC — ab urbe condita [от основания города Рима]. Схема была изменена в I веке н. э., когда М. Теренций Варрон (636-725 аис/ от основания Рима), «ученейший из римлян», вычислил, что Рим был основан в 753 г. до н. э. Но к тому времени римляне уже привыкли и к альтернативной системе: обозначать год не числом, а по имени правившего в тот год консула. И в официальных свидетельствах, и в обыденных разговорах они говорили о «годе [консульства] Г. Теренция Варрона и Л. Эмилия Павла» (216 г. до н. э.) или о «семи консульствах Г. Мария» (107, 104, 103, 102, 101, 100 и 86 гг. до н. э.). Для такой системы следовало основательно знать римскую историю. Но мало кто из образованных римлян не знал, что старший Варрон и Эмилий Павел командовали римской армией во время бедствия при Каннах.

К счастью, эти две системы были сопоставимы, и каждая из них могла быть привлечена для поддержки другой. Например, возвышения и падения Гая Юлия Цезаря можно было проследить по следующим отсылкам:

AUC консульство до н. э.
695 M. Кальпурний Бибул и Г. Юлий Цезарь (I) 59
705 Г. Клавдий Марцелл и Л. Корнелий Лентул 49
Крус
706 Г. Юлий Цезарь (II) и П. Сервилий Ватия 48
Исаврик
707 Г. Руф Каленус и П. Ватиний 47
708 Г. Юлий Цезарь (III) и М. Эмилий Лепид 46
709 Г. Юлий Цезарь (IV) единственный консул 45
710 Г. Юлий Цезарь (V) и Марк Антоний 44
711 Г. Вибий Панса и А. Гирций, оба убиты; 43
заменены триумвиратом М. Антония. Г.
Октавиана и М. Эмилия Лепида

Именно Цезарь понял, что календарь становится неэффективным. Старый римский год, в котором было только 304 дня, делился на 10 месяцев начиная с XI КаІ. МаіиБ [майских календ], или 21 апреля. Дополнительные месяцы івпивпив и РеЬгивпиз были придуманы для заполнения пробелов. Таким образом, в 708 г. от основания Рима в третье консульство Цезаря, были проведены решительные реформы. Текущий год был продлен на 151 день, чтобы Новый год мог начаться 1 января 704 г. от основания Рима (45 г. до н. э.) и продолжался бы 365 дней до 31 декабря. Дальнейшие поправки были сделаны при Августе в

737 г. от основания Рима (4 г. н. э.), когда прежние пятый и шестой месяцы Quintilis и Sextilis были названы Julius (в честь Цезаря) и Augustus, а раз в четыре года вводился bissextile

«лишний день високосного года». Получившийся в результате юлианский год длиной в 365 1/4 дней не совпадал со временем вращения Земли только на 11 минут и 12 секунд и оставался в общем употреблении до 1582 г. н. э. Тем не менее консулы назначались и во время принципата, а с ними сохранялся и обычай считать годы по консулату. На годы же правления императоров не ссылались. Позднее во времена Империи, когда консулат был отменен, система летоисчисления по году от основания Рима дополнялась и поддерживалась отсылками к пятнадцатилетним циклам индикта. И когда в середине VI века возобладало, наконец, христианское летоисчисление, римское летоисчисление оставалось в употреблении еще в течение тринадцати веков. [anno domini]

званную его именем. Последний был изгнан после того, как его сын обесчестил Лукрецию. [этрусКОСТЕРИЯ]

Рим с его семью холмами, занимавший стратегически важное господствующее положение на р. Тибр, был одним из нескольких городов Лация, где говорили на латинском языке. В то далекое время над ним господствовали его более сильные соседи и в особенности этруски на севе­ре, чей укрепленный город Вейи лежал всего в 16 км от Форума. Руины «этрусских поселений» в Вульчи, Тарквинии и Перузии свидетельствует, что это была передовая, хоть и загадочная цивилизация. Рим у них многое заимствовал. Ливий пишет, что Рим уцелел при попытке этрусков атаковать его и снова посадить на престол Тарквиния после того, как одноглазый Гораций Коклес удержал Свайный мост (Pons Sublimis). Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 113

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме III. ROMA. Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э.:

  1. Составитель А.П. Медведев. ИСТОРИЯ АНТИЧНОГО МИРА (Древняя Греция и Древний Рим). Учебно-методический комплекс для вузов, 2009
  2. ДРЕВНИЙ РИМ
  3. Древний Рим
  4. ДРЕВНИЙ РИМ
  5. §44. Древнейший Рим
  6. ДРЕВНИЙ РИМ
  7. ДРЕВНИЙ РИМ
  8. ДРЕВНИЙ РИМ
  9. § 11. Древний Рим
  10. ДРЕВНИЙ РИМ
  11. ДРЕВНИЙ РИМ
  12. 4. Идеологическая борьба в Древнем Китае в VI—III вв. до н. э.
  13. Глава 40. ДРЕВНИЙ КИТАЙ В I—III ВВ. Н. Э.
  14. Глава 37. ДРЕВНИЙ КИТАЙ В VIII—III ВВ. ДО Н. Э.
  15. Иоанн III.КНЯЖЕНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ИОАННА III (1462—1505 годы)
  16. 3.2. Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)
  17. 3.2. Античный Рим (VIII в. до н.э. – V в. н.э.)
  18. 3.2. Античный Рим (VIII в. до н.э. - V в. н.э.)
  19. § 47. Рим эпохи царей
  20. 11. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО КИТАЯ И ДРЕВНЕЙ ИНДИИ