Европоцентризм
Многие историки продолжали писать в том же стиле самовосхваления, они полагали (и часто этого не скрывали), что написанная история Европы — это образец для подражания другим народам. До недавнего времени они почти не замечали взаимодействия европейской культуры с культурами соседей в Африке, Индии или в исламском мире. Выдающийся американский ученый, возводивший Европейскую цивилизацию, в первую очередь, к тевтонским племенам, считал аксиомой, что Европа — это универсальная модель: «Наследниками Древнего мира были тевтонские племена, которые... постепенно создали новую единую цивилизацию на основе классической; а в наше время эта цивилизация стала всемирной и своим воздействием породнила всех обитателей земли», — писал он в 1898 г.55. Когда издательство «Оксфорд Юниверсити Пресс» последний раз осмелилось опубликовать однотомную Историю Европы, авторы начали предисловие подобной изысканной сентенцией: «Хотя были и иные великие цивилизации в разные эпохи, но только цивилизация Европы произвела глубочайшее и широчайшее воздействие, и сейчас она (в двух ее вариантах, существующих по обе стороны Вступление 13
Атлантики) устанавливает стандарты для всех народов земли»56.
Такой образ мышления и такой способ изложения постепенно теряют свою привлекательность, особенно для неевропейцев.
Редьярда Киплинга (1865-1936) иногда считают главной фигурой традиции евроцентризма, даже «апологетом цивилизаторской миссии британской колониальной экспансии». В знаменитой Балладе о Востоке и Западе он писал, имея в виду Индию: О, Запад есть Запад,
Восток есть Восток и с мест они не сойдут,
Пока не предстанет Небо с Землей на Страшный Господень суд.
Но нет Востока, и Запада нет, что племя, родина, род,
Если сильный с сильным лицом к лицу у края земли встает?57
Но у Киплинга не было высокомерия, обычного для его современников-европейцев. Правда, его не коробило от бытовавших в его время выражений: dominion over palm and pine [нашего (английского) «владычества над пальмой и сосной»] или the lesser breeds without the Law [меньших братьев, живущих без Закона]. Однако он был захвачен индийской культурой — в результате чего и появилась изумительная Книга джунглей. И он был глубоко религиозный и смиренный человек: Вражде и смуте есть конец, Вожди уходят и князья: Лишь сокрушение сердец - Вот жертва вечная твоя! Бог Сил! Нас не покинь! — внемли,
57
Дабы забыть мы не смогли!
(Киплинг Р. Отпустительная молитва. Пер.О. Юрьева)
Эти слова станут укором всякому, кто захочет всех «западных империалистов» причислить к надменных гордецам.
В наше время имеется четыре главных источника оппозиции евроцентризму. В Северной Америке она зародилась в той части черного сообщества (и сочувствующих), кто взбунтовался против системы образования, основанной на «расистских Ценностях», другими словами, превозносившей европейскую культуру. Она нашла свое выражение в движении черных мусульман и (в гуманитарных науках) в разного рода исследованиях чернокожих народов (африканистике), направленных против основных подходов традиционного американского обществоведения59. В своей самой воинствующей форме это направление хочет заменить европоцентризм афроцентризмом — то есть убеждением, что «в Новейшей истории африканцы занимают центральное место»60.
Оно исходит из убеждения, что европейская цивилизация «украла» право первородства у человечества, и в особенности у африканцев61. В исламском мире, в особенности в Иране, подобную же оппозицию провозглашают религиозные фундаменталисты, рассматривающие Запад как владение Сатаны. Столь же оппозиционны в Третьем мире интеллектуалы, часто марксистского склада, рассматривающие европоцентризм как неотъемлемую часть капиталистической идеологии62. В Европе антиевропоцентризм широко распространился (хотя и не всегда бывает явно выражен) в том поколении, которое, если только дает себе труд задуматься, очень стыдится взглядов своих родителей.Для историков было бы перспективным уделять больше внимания взаимодействию европейских и неевропейских народов. [goncalvez]. Перспективно также использовать неевропейские источники в разрешении европейских проблем. [русь] . Третье — честно сравнивать Европу с ее соседями, — причем сравнения во многих аспектах и случаях будут
не в пользу Европы. Но, главное, необходимо снизить тон: за последние сто лет деятельность «тевтонских племен» или других европейцев дает не много поводов для похвальбы.
В конце концов, как и всякое человеческое дело, европейское прошлое должно судить по его собственным достоинствам и недостаткам. Его нельзя представить в виде списка «Великих книг», в котором было бы представлено все самое доброе и гениальное, не замечая всего остального (см. ниже). На него можно смотреть с восхищением или с отвращением, или с тем и с другим вместе. Один француз сказал с большим оптимизмом: «В конце концов, преступление и западная история — это еще не одно и то же. Что бы [Запад] ни дал миру, это намного больше того, что он сделал дурного отдельным разным обществам и личностям»63. Ну, с этим не каждый согласится. 14 Вступление
Еще по теме Европоцентризм:
- 15.5. Национальные идеологии
- Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
- Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
- Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
- Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
- ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
- ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
- Рассмотрим капитал бренда
- Что такое бренд?
- Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов