<<
>>

COMENIUS

Когда Ян Амос Коменский умер в Амстердаме 1б ноября 167g г., ero повсюду считали Дэвис, Н. История Европы — М.: ACT: Транзиткнига, 2GG5. — 943 с.

безумцем, занятым совершенно безнадежным делом.

Он был последним епископом общины Чешских братьев; более пятидесяти лет он прожил в изгнании, а труд его жизни, представлявший пансофический взгляд на универсальный мир и культуру, остался незавершенным. Его предсказания — что папа будет низвержен и в 1672 году наступит конец света — вызывали лишь насмешки.

Коменский родился в 1592 г. в Моравии и всю жизнь шел против течения. Он много путешествовал, получил хорошее образование в Гейдельбергском университете и надеялся остаться директором школы Чешских братьев в Фульнеке. Однако после победы Габсбургов в Богемии был вынужден отправиться в 1621 г. в Польшу; затем преследование прошведски настроенных протестантов в Польше в 1657-1658 гг. гонит его дальше в Голландию. Больше всего сил он потратил на то, чтобы рассказать о судьбе Богемии; он писал о педагогике, он был бродячим консультантом по вопросам образования.

В этом своем последнем качестве он подолгу жил в Англии, Швеции и Трансильвании. Его даже приглашали стать ректором Гарвардского университета.

Между тем система взглядов Коменского была гораздо более последовательной, чем можно заключить из разборов его критиков. Его страсть к реформированию образования

проистекала непосредственно из взглядов Чешских братьев, которые взросли на гуситской традиции чтения Библии на народном языке. Необходимость обучения языку была очевидна для того, кто происходил из многоязычной Моравии и побывал во многих других странах; одержимость же идеями пацифизма была естественным следствием жизни человека, много пострадавшего от войн и религиозных распрей.

Как автор-полиглот Комениус (он был больше известен под этим именем) приобрел международную известность.

Его ранний труд Лабиринт мира и райская обитель сердца был своего рода паломничеством в сферы духовного, этот труд был написан по-чешски. Его Врата языков — труд, начавшийся как трехъязычный учебник латинского, чешского и немецкого, — затем дошел до сотни версий, включая персидскую и турецкую. Также популярен был и его Мир в картинках (1658 г.), положивший начало визуальному обучению. Однако самым значительным вкладом Коменского стали его педагогические труды Opera didactica omnia (1658 г.). Весомость наследия Коменского со временем росла и привлекала к себе четыре категории почитателей.

В вопросах религии его имя почитали те, кто в следующем веке возродили старую общину Чешских братьев в новой форме Чешской Моравской церкви.

В эпоху чешского возрождения Коменский занял место на­ционального святого. Палацкий составил его биографию; граф Лютцов популяризировал по всему миру его Лабиринт; Томаш Масарик считал его ключевой фигурой чешской демократии и гуманизма. Первая часть мемуаров Масарика называлась Завет Коменского.

Современные теоретики педагогики считают Коменского отцом-основателем этой дисциплины. Его учебники, ориентированные на ученика, вдохновили такие прогрессивные методы обучения (с ориентацией на ребенка), как методы Фребеля, Песталоцци и Монтессори.

А защитники всеобщего образования приводят тексты Коменского как образцы:

«Не только дети богатых и сильных, но мальчики и девочки, богатые и бедные во всех городах... и селениях должны ходить в школу. [...] Если кто-нибудь спросит: "Для чего ремесленникам, крестьянам, привратникам и даже женщинам учиться грамоте?» — я отвечу: Все они получат пищу для того, чтобы думать, выбирать, следовать и совершать доброе. [...] Не беда, что некоторые кажутся от природы тупыми и глупыми... Чем меньше и слабее склонности человека, тем больше он нуждается в помощи и поддержке..."»

И в наше время всякий ребенок, который читает комикс, учится по учебнику с иллюстрациями или смотрит учебный фильм или учебную передачу по телевизору или на видео, должен благодарить за это Коменского.

450 LUMEN

Прусский или императрица Екатерина II в России, конечно же, считали себя разумными и просвещенными монархами, как и Карл III в Испании, или Леопольд, великий герцог Тосканский, или его брат Иосиф II Австрийский. Однако свои отношения с философами- консультантами они обычно строили но модели «безусловный хозяин

— почтительный клиент [плебей, пользовавшийся покровительством патрона-патриция — ред.}». Великий Вольтер проявил себя не меньшим сикофантом, чем мудрецом: он редко высказывался о милитаризме Фридриха или расправах Екатерины. И только Руссо открыто высказывал Фридриху свои мысли. [гусиный шаг]

Отметим также, что идеалы Просвещения устояли во всех перипетиях революционного кризиса. Просвещенные реформаторы предреволюционного времени — барон фон Штейн (1757-1831) в Пруссии, еврей-выкрест барон фон Зонненфельс (1732-1817) в Австрии, Станислав Сташиц (1755— 1828) в Польше или граф Монелаж (1759-1838) в Баварии — были все еще у дел в 1815 г. Между тем лишь немногие деятели революционного времени, игравшие выдающуюся роль после 1789 г.

— Мирабо, Дантон, Кондорсе, Робеспьер, Сен-Жюст, — имели сколько-нибудь заметное влияние до событий революции. В этом отношении (как и вообще во многом) исключением был Томас Пейн (см. главу IX).

Тем не менее к 1778 г., когда умерли оба — Вольтер и Руссо, Просвещение начало выдыхаться. Впрочем, значительное влияние Просвещения сохранится еще надолго, так что, можно сказать, оно стало неотъемлемым компонентом того фундамента, на котором взросла современная европейская мысль. В то же время рационализм, давший первоначальный толчок Просвещению, постепенно терял влияние. Чистый разум оказался недостаточным средством не только для понимания мира, но и для того, чтобы понять предсказания о грядущих потрясениях.

Романтизм — ярлык, которым принято прикрывать множество грехов.

Романтизм — ярлык, которым принято прикрывать множество грехов. Для теоретиков культуры эта проблема оказалась столь сложной, что они предлагают наличие не одного, а нескольких романтизмов, В целом же романтизм обозначает грандиозное явление культуры, которое зародилось в конце XVIII в.

в ответ на угасание Просве­щения. Романтизм никоим образом не был связан с официальной религией; более того, в нем были черты, которые представляются (самое малое!) нехристианскими, если не прямо антихристианскими. И все же романтизм апеллировал больше всего именно к тому духовному опыту человека в сфере сверхъестественного, к которому, собственно, обращена религия и которым пренебрегало Просвещение. В этом отношении романтизм стал реакцией на избыточную реакцию Просвещения против преобладавших настроений Реформации и Контрреформации. Но, возможно, лучше считать романтизм естественным развитием и продолжением некоторых настроений и идей, которые всегда присутствовали, но не имели ничего общего с идеалами Просвещения. Эти течения часто объединяют под общим названием анти-Просвещения и предромантизма.

Анти-Просвещение обычно усматривают в тех философских темах, которые восходят к неаполитанцу Джамбаттисте Вико (1668-1744), а также к трем философам из Восточной Пруссии: Гаману, Канту и Гердеру. Вико в своей Scienza nuova (Новая наука) (1725 г.) не только предложил циклическую теорию истории, но и уделил большое внимание мифологии и символическим формам выражения примитивных обществ. Такие предметы большинство философов Просвещения отвергло бы сразу как наивные и непросвещенные. Вико же и Гердер вплотную занялись проблемой работы человеческого ума, посредством которой человек просеивает и истолковывает колоссальный объем данных, необходимых для формирования знания о прошлом и настоящем. Оба подчеркивали особую роль исторической перспективы; оба «понимали... что задача синтеза столь разнородного материала в последовательную (и непротиворечивую) картину требует особого дарования, совершенно отличного от методов рационального исследования... и, главное, дара... творческого воображения»16.

И. Г. Гаманом (1730-1788), который провел свою жизнь в Кенигсберге и Риге, часто пренебрегают как философом неясным, легковесным, написавшим несколько тяжелых, бессвязных (и непереведенных) немецких книжонок. Однако его критика Просвещения, из которой развилась и направленность Юма на иррациональное, была хорошо известна современникам и высоко ценит- Просвещение и абсолютизм, ок. 1650-1789 451

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме COMENIUS:

  1. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  2. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  3. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  4. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  5. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  6. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  7. Рассмотрим капитал бренда
  8. Что такое бренд?
  9. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  10. Мониторинг капитала бренда
  11. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  12. Как бренды создают ценность для потребителей
  13. Как бренды создают ценности для компании
  14. Корпоративная репутация и корпоративный бренд