<<
>>

БОГОМИЛЫ

В 975 г. император Иоанн Цимисхий переселил общину армянских еретиков в район Филиппополиса (Пловдива) в болгарской Фракии. Это были павликиане, оставшиеся от разгромленного ранее византийцами значительного движения.
В то же время Православная Церковь начала высказывать озабоченность в связи с последователями неизвестного болгарского священника Богомила, заблуждения которого подозрительно напоминали лавликианство. Они тоже были дуалистами, то есть придерживались традиции, которая восходила еще к гностикам и манихейцам. Соединившись, эти две группы заложили основы верований, поборники которых распространились по всей Европе: от Черного моря до Бискайского залива.

Богомильство оказалось близко угнетенным славянским крестьянам на Балканах, которые были недовольны своими греческими и болгарскими господами. Оно развивалось в двух формах: главной, болгарской, и меньшей, драговицкой, названной так по имени деревушки на границе Македонии, где решительно возобладало абсолютно дуалистское учение, павликианское по происхождению.

В Константинополь богомильство было занесено монахом по имени Василий Болгарин, многочисленные не покаявшиеся последователи которого были преданы сожжению. Это учение вновь всплыло в середине XII в., когда было отлучено несколько ложных епископов и даже один патриарх проникся симпатией к богомильству.

Богомильство расходится с учением Православной церкви по вопросу о природе зла. Богомилы отвергают ветхозаветный

рассказ о Сотворении мира и считают, что мир был сотворен старшим сыном Бога — Сатаной. Они также отвергают чудеса Христа, считая эти рассказы аллегориями; они отвергают таинства, иконы, праздники и всю литургию и православное богослужение. В особенности они презирают Крест как орудие смерти Христа. По одному изложению, они верят, что Бог удержал Свой гнев, позволив Сатане оставить все, что уже было сотворено, и что Он послал Иисуса, Своего второго Сына, чтобы исправить получившееся зло.

Иисус, Воплощенное Слово, «вошел в Деву через уши, воплотился и вышел той же дверью. Дева не заметила этого, а просто нашла Младенца в Вифлеемской пещере. Он жил и учил, и (посредством кажущейся смерти) смог сойти в ад и связать Сатану».

Обряды богомилов современникам казались странными. Богомилы читали только избранные места из Библии, в особенности псалмы, пророков, Евангелия, Послания и Откровение. Единственной их молитвой была «Отче наш», которую они повторяли 120 раз в день. Они много постились, не приветствовали брак и воспитывали касту избранных. Одна ветвь богомилов, последователи Кирилла Босого, практиковали нудизм как попытку возвращения в Эдем. Другая ветвь, последователи проповедника Феодосия, предавалась оргиям, намеренно впадая в грех для того, чтобы каяться. Политически богомилы были пассивными, хотя и упорными, нонконформистами.

Хотя богомильство было истреблено в Византии и Болгарии в XIII в., оно к тому времени уже распространилось на Запад

(см. сс. 361-363), а также в незатронутые до того районы Балкан. В XIV в. оно проникло даже на святую гору Афон. Но особый успех ждал его в княжествах Боснии и Хума (Герцеговины), где местные правители прибегли к пропаганде богомильства в противовес притязаниям их венгерских (католических) и сербских (православных) соседей. В 1199 г. бан Боснийский и его двор объявляют себя патаренами, как назывались боснийские богомилы; и несмотря на дальнейшие изгибы религиозного пути, Босния оставалась патаренской вплоть до Османского завоевания 1463 г. Тогда боснийская знать быстро обратилась в ислам, вновь уклонившись и от католичества, и от православия. [САРАЕВО]

Когда-то ученые считали, что славяне оказались предрасположенными к богомильству в силу дуализма их языческих верований. Хельмольд Любекский в XII в. сообщал, что славяне на севере Германии поклоняются хорошему Богу и плохому Богу. Если это и так, то явление носило локальный характер. Скорее уж язычники-славяне могли подпасть под влияние богомильства, чем наоборот.

То же самое можно сказать и о балканском фольклоре.

Дуалистов богомильского типа называли по-разному. Таковыми были, кроме богомилов, драговичан и патаренов, еще фундаиты (носящие Писание), ЬаЬит (в Сербии), рункарии, или Рипке1ег (в Германии), кудугеры (в Македонии XV в.), попликаны (на севере Франции) и ткачи, альбигойцы и катары в Лангедоке.

Богомильство называли «верой без надежды». Если это правда, то богомилы являли вместо веры упорство. Средние века, ок. 750-1270 237

перед выбором: связать себя с франками или моравами. Борживой (правил в 855-891 гг.) и его королева-супруга Людмила, заложившие часовню Градчаны на замковом холме в Праге, были крещены но моравскому (славянскому) чину. Преемник Борживоя Спитигнев (правил в 893-915 гг.) был крещен в Регенсбурге в Баварии по латинскому чину. Вацлав (правил в 900-929 гг.), более известный как св. Венцеслав, деяния и мученическая смерть которого достойно отражены и в латинских, и в славянских источниках, правил недолгое время на пике натиска мадьяр. Его убил брат Болеслав I (правил в 929-967 гг.), искавший сближения с Саксонией. Со временем как мученик, пострадавший от растущего немецкого влияния, он также стал чешским национальным святым. Когда была открыта епархия в Праге в 967 г., она была подчинена митрополии в Майнце, отразив таким образом рост власти новой империи Отгонов. Вторым епископом здесь был св. Войцех или Адальберт (956-997).

Однако в течение целого столетия под покровительством династии Пшемысловичей славянское богослужение уживалось в Чехии наравне с латинским. В это время отмечается расцвет славянской учености, особенно в Сазавском монастыре, который поддерживал связи с Киевом и Хорватией. В 1091 г. король Вратислав II вызывающе коронуется (во второй раз) по славянскому чину рукой последнего настоятеля Сазавы. После этого латинизация церкви здесь была практически полной. Из всех славянских стран Чехия, этот феод Империи и провинция-клиент германской церкви, была особенно сильно втянута в орбиту немцев.

Так же долго и сложно вступала в христианский мир Польша, восточный сосед Чехии. В IX веке, когда висляне (то есть племена, жившие на Висле) находились в зависимости от Моравии, поляки впервые вступают в контакт с христианством в лице миссии Кирилла и Мефодия. Кажется, вождь вислян принял крещение по славянскому чину в 875 г.; к этому времени относятся остатки нескольких обнаруженных славянских церквей. Район верхней Вислы, включая Краков, входил в состав Чехии до 990 г. и не порывал связей с чехами до 1086 г. Ранним связям поляков со славянским богослужением никогда не придавали большого значения, и сомнительно, чтобы они сохранились до XII века19.

Большинство же польских племен на севере, которые впоследствии образовали ядро первого Польского королевства, пошли по другому пути. Эти племена оставались языческими до середины X века, а затем были прямо втянуты в сферу влияния Латинской церкви. Самое подробное описание жизни славян можно найти у арабского еврея Ибрагима ибн-Якуба, которого халиф Кордовы послал с посольством в Центральную Европу ок. 965 г. Ибрагим посетил Прагу и, возможно, Краков: «Земли славян простерлись от Сирийского моря до океана на севере... Сейчас там четыре короля: царь болгар; Бойесслав, царь Фараги, Боэмии и Карако; Меско, царь севера; и Након на западной границе».

Вообще славяне воинственны и склонны к агрессии ... Если бы не их раздоры между собой... то никакой народ с ними не сравнился бы по силе... В особенности они энергичны в сельском хозяйстве... Их торговые связи простираются до руте-нов и Константинополя...

Их женщины не изменяют мужьям. Но девушка, если влюбится в кого-нибудь, то идет к нему и удовлетворяет свое желание. Если новобрачный обнаружит, что его избранница девица... то он говорит ей: «Если бы в тебе было что-то хорошее... то нашелся бы человек, чтобы лишить тебя девства». Тогда он отсылает ее обратно.

Земли славян самые холодные. В лунные ночи и безоблачные дни случаются самые сильные морозы. .. От дыхания людей на бородах у них делаются сосульки и бороды как будто покрыты стеклом...

У них нет бань как таковых, но... они складывают каменную плиту и, разогрев ее, поливают водой. В руках они держат пучок травы и размахивают нар вокруг. Тогда у них открываются поры и ненужное уходит из тела. Такая хижина называется аль-изба...

Их цари путешествуют в огромных повозках на четырех колесах. По углам повозка подвешена на цепях, чтобы уберечь пассажира от тряски...

Славяне воюют с византийцами, франками, лангобардами и другими народами...»20

Интересно, что Ибрагим не посчитал русов славянами, по-видимому, потому что их все еще считали людьми севера. Нет сомнения, что этот дипломат из мусульманской Испании смотрел на 238 MEDIUM

экзотические народы центра Европы, как современные антропологи смотрят на племена папуасов.

В 965 г., то есть в год приезда Ибрагима ибн-Якуба, Мешко I, князь Полонии, или полян, живший на реке Варта, объединился в союзе с чехами. В подтверждение этого союза он женился на чешской принцессе (княжне) Дубравке и принял крещение. Этими действиями Мешко отвечал на возвышение Саксонской империи после поражения мадьяр, а также на настойчивое требование Германии о принятии христианства. Первая (латинская) епархия была учреждена в Познани вместо существовавшей до того епархии по славянскому образцу, возможно в Сандомире. Как видим, поляки всячески избегали зависимости от Германской империи. Церковная провинция Полония появилась, однако, спустя еще 30 лет в связи с быстро складывавшимся польским государством. Когда в 1000 г. император Оттон III посетил вновь созданную митрополию в Гнезно и обнял польского князя как своего «друга и союзника», Великая Польша (Wielkopolska) уже была объединена с лежащей на юге Малой Польшей (Malopolska). B Менджижече и Тынце были основаны монастыри бенедиктинцев. Папа впервые увенчал польской королевской короной Болеслава Храброго (правил в 992-1025 гг.), который в 1003 г. штурмовал Прагу и сделал своим мечом зарубку на Золотых воротах Киева в 1018 г. В 1037 г. огромным бунтом язычников началась агония старого порядка. С этого времени столица королевства переносится в Краков и сильная династия Пястов постепенно превращает Польшу в первейший бастион католицизма в Восточной Европе.

Венгрия шла той же дорогой, что и Польша. Первыми христианскими контактами Венгрии были контакты с Византией. Пленный греческий монах Гиеротус был рукоположен епископом Туркии ок. 950 г. Однако после битвы при Лехфельде возобладало германское влияние. Венгерский (мадьярский) князь Геза (правил в 972-997 гг.) был крещен со всей семьей но латинскому чину в 975 г. Его сын Иштван (Св. Стефан, правил в 997-1038 гг.) укрепил связи с Империей, женившись на баварской принцессе и приняв королевскую корону от Рима. Коронация Стефана в новоучрежденной епархии Эстергома (Грана) совершилась в 1001 г., то есть спустя всего год после приезда Отгона в

Гнезно. В том же году открылось аббатство в Паннольхалме, ближайший аналог аббатства в Менджижече. [буда]

Все эти примитивные королевства были родовыми государствами, где все права и собственность удерживались в руках правящего князя. Принятие христианства, которое открыло доступ сюда образованному духовенству, стало способом укрепить нарождавшиеся монархии.

Киевская Русь приняла христианство от Византии как часть всеобъемлющего политического урегулирования. До того в течение целого столетия Русь сближалась с Византией. Торговля по Днепру, набеги варягов и войны со степными кочевниками — все это приводило к разного рода контактам. Киевский князь Володимир, или Владимир (правил в 980-1015 гг.), был «отважным язычником», братоубийцей и многоженцем. Но принятие православия, женитьба на Анне, сестре императора Василия II, стали платой с его стороны за согласие императора нанять 6000 воинов из знаменитой варяжской дружины. Хотя бабушка князя св. Ольга уже была христианкой, он все же рассматривал разные альтернативные предложения, прежде чем также обратиться в христианство. За границу были посланы посольства, чтобы рассказать ему о достоинствах иудаизма, ислама и христианства. Как сообщают, выиграли те посланцы, которые рассказали князю о своих впечатлениях от собора Св. Софии в Константинополе (их удостоили такого же приема у императора, как и Лиутпранда). Только тогда киевский князь крестился. Он приказал своему народу прийти на берег Днепра, где все они были также крещены en masse скопом. Князь приказал забрать детей знати и воспитать их в новой вере. Затем вглубь страны были посланы миссионеры, которые несли в народ православие (как оно распространялось в Болгарии св. Климентом), литургию на старославянском языке, кириллический алфавит и преданность патриарху Константинопольскому. Строились церкви, ниспровергались языческие идолы. Уже в начале XI в. христианство достигает Новгорода, Минска и Полоцка. С этого времени Русь навсегда и неколебимо вступает в христианский мир. [Новгород]

Владимира Киевского часто сравнивают с Карлом Великим, считая и его создателем громадно-

Средние века, ок. 750-1270 239

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме БОГОМИЛЫ:

  1. Богомильство.
  2. 14 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ ЕРЕСЯХ
  3. Ереси
  4. ДЬЯВОЛ
  5. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  6. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  7. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  8. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  9. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  10. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда