<<
>>

АРИЦИЯ

В нескольких милях южнее Рима посреди Альбанских гор лежит озеро Неми, то есть «озеро в роще». Во времена Империи близлежащая деревенька называлась Ариция; и на протяжении всей истории Рима в леске у озера таилась священная Арицийская чаща, жилище Дианы Nemorensis — Дианы Чащи.

Арицийский культ известен нам из описаний Страбона и по открытиям современной археологии. Во многих отношениях он был довольно неприметным. Он заключался в почитании священного дуба, ветви которого нельзя было ломать, и ему было посвящено святилище, где поддерживался вечный огонь. Помимо Дианы, в этом культе почитались два меньших божества— Эгерия, пророчица-нимфа ручья, и Вирбий, бежавший от гнева Зевса. Как свидетельствуют археологические находки, главными почитательницами здесь были женщины, желающие зачать дитя. В день ежегодного летнего праздника роща озарялась тысячами светильников, и женщины по всей Италии зажигали огни в знак благодарности.

Но в одном отношении этот культ не был похож ни на какой другой.

Верховный жрец Ариции, носивший титул Rex Nemorensis, то есть Царь чащи, занимал это положение, убивая своего предшественника. Он оказывался, таким образом, жрецом, убийцей и будущей жертвой одновременно. И крадучись по роще, держа в руках обнаженный меч глубокой ночью, он ждал часа, когда появится новый претендент, отломит веточку священного дуба и вызовет его на смертельную схватку.

В новейшие времена Арицийская чаща прославилась тем, что отсюда пошла Золотая ветвь Джеймса Фрезера (1890 г.), один из основополагающих трудов современной антропологии. Фрезера, наряду с Марксом, Фрейдом и Эйнштейном, причисляют к тем, кто в корне изменил наши представления о мире. Фрезер в свое время задался двумя простыми вопросами: «Почему жрец должен был убивать своего предшественника?» и «Почему, прежде чем его убить, он сначала отламывал Золотую ветвь?» В поисках ответа Фрезер занялся исследованием всех верований в сверхъестественное во всех мыслимых культурах, прошлых и современных.

Он изучал, как вызывают дождь в Китае; всех жрецов-царей от фараонов до далай-ламы; духов деревьев от Новой Гвинеи до Кедра с Гил-гита, духов зерна от о-ва Скай до садов Адониса; майские праздники, летние праздники огня и праздники урожая. Он описал верования в душу, живущую в теле, среди гавайцев и в душу, живущую вне тела, у самоедов Сибири, в передачу зла и изгнание духов. Он описал множество жертвоприношений: от жертвоприношений хондов Бенгалии до поедания Бога в Литве и подбрасывания соседу последнего снопа снятого хлеба у жнецов Девона.

Фрезер пришел к двум выводам, которые в его время были революционными. С одной стороны, он настаивал, что так называемые примитивные, или дикие, культы, основывались на серьезных идеях и потому, несмотря на их гротескные проявления, заслуживают уважения. В то же время, счи­тал он, видимо, что развитые религии цивилизованного мира, включая христианство, многим обязаны своим языческим предшественникам. «Жизнь царей и жрецов в древности была строго регламентирована, — писал он, — в этих предписаниях суммировалось все, что слыло мудростью в те дни, когда мир был молод». И дальше: «Мы гораздо больше похожи на дикарей, чем отличаемся от них... Мы похожи на наследников, получивших слишком давно собранное наследство, так что мы уже не помним тех, кто его собирал... Их ошибки не были ни преднамеренным чудачеством, ни приступами безумия... Нам следует взглянуть на их ошибки терпимо, как на неизбежные погрешности, допущенные в поисках истины и... cum exclusione itaque veteres audiendi sunt.»

Проповедовавшаяся Фрезером терпимость стала тем принципом, который позволил европейскому гуманитарному знанию выйти из стеснявших его рамок христианства и открыться другим народам и эпохам. Особенно большое впечатление произвели выводы Фрейзера о том, что многие обычаи христианских народов восходят к практике язычества: с приближением Пасхи сицилийские женщины высевают в тарелки семена пшеницы, чечевицы и канареечное семя и держат их в темноте и поливают...

вскоре пробиваются ростки: их стебельки связывают красными лентами и ставят тарелки на могилах, которые в католических и православных церквах вместе с изображением почившего Христа,

освящаются в Великую Пятницу... Все эти обы- 120 Roma

чаи — могилы и блюда с проросшим зерном, — возможно, не что иное, как трансформация культа Адониса, но под другим именем.

Возвращаясь к Арицийской роще, Фрезер делает вывод, что царь рощи олицетворяет дерево с Золотой ветвью, а ритуал его смерти имеет параллели у многих европейских народов от Галлии до Норвегии. Золотая

ветвь — это не что иное, как омела, название которого, по его мнению, восходит к валлийскому слову, означающему «дерево из чистого золота». «Царь леса жил и умирал как воплощение высшего Бога арийцев, жизнь которого была в омеле, или Золотой ветви». Подстраховываясь, он добавляет в заключение, что в наши дни посетитель в Немийском лесу может слышать колокола римских церквей, «звуки, доносящиеся из отдаленного города и, замирая, разносящиеся над болотами Кампаньи... «Король умер, да здравствует король!» Другими словами, языческий бог рощи умер, и теперь здесь царит Царь Небесный. Фрезер только не упомянул, что христианский Царь тоже родился, чтобы быть убитым.

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме АРИЦИЯ:

  1. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  2. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  3. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  4. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  5. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  6. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  7. Рассмотрим капитал бренда
  8. Что такое бренд?
  9. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов
  10. Мониторинг капитала бренда
  11. Добрая воля : соединение финансов и маркетинга
  12. Как бренды создают ценность для потребителей
  13. Как бренды создают ценности для компании
  14. Корпоративная репутация и корпоративный бренд
  15. ГЛАВА 2. Стратегическое значение брендинга
  16. Стратегическое значение брендинга