<<
>>

АПОКАЛИПСИС

Расположенный вдали от Европы остров Патмос находится у азиатского побережья Эгейского моря. В I в. н. э. жители близлежащего римского города Эфеса использовали его как место заключения преступников.
Он был подходящим местом для написания последней книги христианского канона Священного Писания.

Автор Откровения или Апокалипсиса звался Иоанном. Он никогда не утверждал, что является св. Апостолом Иоанном, как это принято позднейшим преданием; и ни его стиль, ни его способ видения вещей не напоминают стиля и воззрений

автора Четвертого Евангелия. Иоанн был сослан на Патмос за религиозные преступления, а писал он, по всей вероятности, между 81 и 96 гг. н. э. Апокалипсис св. Иоанна описывает ряд мистических видений, которые — подобно еврейской апокалиптической литературе этого периода — предсказывают конец существующего порядка вещей. Необычная символика Апокалипсиса — Агнец, Семь печатей, Четыре зверя и Четыре всадника, Великая Вавилонская блудница, Огненный дракон и другие — и по сегодняшний день изумляют и озадачивают христиан.

Цент­ральные разделы рассказывают о борьбе с Антихристом и являются богатым материалом по демонологии [дьявол]. В заключительных главах — 21 и 22 — являются «новое небо и новая земля» (Ап 21, 1 ), где: «отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец» (Ап 21, 4-6).

тогда, когда численность христиан возросла и когда их стали преследовать за отказ участвовать в отправлении императорского культа, их все-таки нельзя было признать

социально опасными (апокалипсис)

Теперь, по прошествии долгого времени, конечно можно видеть, что христианство с его упором на внутреннюю жизнь человека способно было заполнить духовную пустоту, чего не сумел заполнить образ жизни Рима; видно также, что христианская доктрина искупления и преодоления смерти должна была казаться очень привлекательной.

Однако понятно также изумление императорских чиновников — например, Плиния Младшего в Вифинии (см. с. 191 выше). Но, одно дело — решить, что старый мир созрел для новой «спасительной» религии, и другое — объяснить, почему возникшую лакуну заполнило христианство, а не какая-нибудь из иных религий, способных с успехом претендовать на эту роль.

Из всех, писавших о рождении христианской Церкви, самым большим скептиком был Эдвард Гиббон. Его Decline and Fall of the Roman Empire (Закат и падение Римской империи), будучи примером прекраснейшей исторической прозы на английском языке, содержит также особенно яростные нападки на Церковь за ее отступления от хри­стианских принципов. По его собственному признанию, Гиббон осуществил «бесстрастное, рациональное исследование развития и институциализации... чистой и скромной религии, которая в конце концов развернула победное знамя Креста на развалинах Капитолия»30.

Распространению христианства способствовал Pax Romana. B течение трех столетий после распятия Христа христианские общины возникли в большинстве крупных городов восточной части средиземноморского бассейна. Святого апостола Павла, послания которого составляют значительную часть Нового Завета, а многочисленные поездки были первой в истории христианства серией пастырских визитов, интересовали главным образом говорящие по-гречески жители городов Востока. Как говорит предание, св. апостол Петр, ближайший ученик Христа, поплыл в Рим, где ок. 68 г. н. э. погиб мученической смертью. Из Рима Евангелие распространилось по всем провинциям Империи — от Иберии до Армении.

Ключевой фигурой был, несомненно, Савл из Тарса (ум. ок. 65 г. н. э.), известный как св. апостол Павел. Еврей по рождению, он был воспитан как фарисей и участвовал в ранних преследованиях евреями христиан. Присутствовал при смерти первого христианского мученика Стефана, по-

Древний Рим, 753 г. до н. э. — 337 г. н. э. 145

битого камнями в Иерусалиме ок. 35 г. н. э. Но позднее, после обращения, происшедшего на пути в Дамаск, принял крещение и стал самым влиятельным прозелитом «нового пути». Три его миссионерских путешествия стали мощнейшим стимулом развития христианства.

Его встречали по-разному. В 53 г. н. э. в Афинах, где он обнаружил алтарь с надписью «Неведомому Богу», евреи встретили его подозрительно.

«Некоторые из эпикурейских и стоических философов стали спорить с ним. И одни говорили: «что хочет сказать этот суеслов?», а другие: кажется, он проповедует о чужих божествах», потому что он благовествовал им Иисуса и воскресение. И, взявши его, привели в ареопаг и говорили: можем ли мы знать, что это за новое учение, проповедуемое тобою? «Ибо что-то странное ты влагаешь в уши наши. Посему хотим знать, что это такое?» Афиняне же все и живущие у них иностранцы ни в чем охотнее не проводили время, как в том, чтобы говорить или слушать что-нибудь новое» (Дн 17, 18-21).

Дважды он подолгу задерживался среди расположенных к нему жителей Коринфа, где, по всей вероятности, написал свое Послание к римлянам. Когда он вернулся в Иерусалим, то был обвинен в нарушении еврейского закона, но как римский гражданин апеллировал к суду, настаивая на процессе в Риме. По преданию, он погиб во время гонений Нерона на христиан.

Вклад св. апостола Павла в распространение христианства был решающим в двух отношениях. Во-первых, как апостол не исповедующих иудаизм, он определил принцип, согласно которому «новый путь» не был родовой собственностью евреев, но был открыт для всех, стремящихся им следовать. «Нет уже ни еврея, ни язычника, нет ни раба, ни свободного» (Кол 3, 11). Во-вторых, он заложил основы всего будущего христианского богословия. Согрешившее человечество по милости Божьей было спасено во Христе, Воскресение которого лишило силы Старый Завет, открывая новую эру Духа. Христос больше, чем Мессия: Он Сын Божий, и Церковь Его мистическое тело — состоит из всех верующих, через покаяние и приобщение участвующих в Нем до Второго пришествия. Иисус был единственным в своем роде источником вдохновения, но именно св. апостол Павел создал христианство

как последовательную религиозную доктрину [целомудрие] .

Иудейские корни христианства имели далекоидущие последствия, особенно в смысле отношений между христианами и евреями.

После Иудейского восстания 70 г. еврейская диаспора начала распространяться по всей Империи. Иудаизм больше не был сконцентрирован в Иудее, и «Народ Книги» становился религиозным меньшинством во многих районах Европы и Азии. Евреи считали Иисуса Христа ложным мессией, узурпатором и отступником. Христиане были для евреев угрозой и позором: они рассматривали христиан как опасных бунтарей, которые похитили Писание и нарушили священные запреты, отделявшие евреев от неевреев (язычников). Но и евреи казались христианам угрозой и вызовом: они были собственным народом Христа, отвергнувшим Его Божественность, их вожди предали Его на распятие. По народному верованию, а со временем и для официального богословия евреи стали «христоубийцами».

Разделение иудео-христианской традиции было произведено обеими сторонами, причем каждая сторона остро ощущала предательство другой. Естественно, что и чувство отчуждения было в данном случае больше, чем в конфликтах христиан с другими религиями. Здесь мы имеем дело с неразрешенной и неразрешимой семейной ссорой. С точки зрения бескомпромиссного еврея, у христианства антисемитская природа, и антисемитизм им представляется христианским явлением par excellence. С точки зрения последовательного христианина, иудаизм по природе своей — «седалище Антихриста», иудаизм потерпел поражение, он — источник постоянной клеветы, богохульства и оскорблений. И, несмотря на учение о всепрощении, христианам и евреям труднее всего увидеть друг в друге наследников единой традиции. И только «самые-самые» из христиан могут подумать о том, чтобы назвать евреев «нашими старшими братьями».

Христианство основывалось, однако, не на одном иудаизме: на него оказали влияние различные восточные религиозные течения в Империи и, в особенности, греческая философия. Евангелие от Иоанна, которое начинается словами «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», решительно отличается от трех 146 ROMA

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме АПОКАЛИПСИС:

  1. ДЬЯВОЛ
  2. Бизнес - это «зеркальное отражение» своего владельца.
  3. ГОЛОД
  4. 1. «СФИНКС» XIX ВЕКА — НЕ РАЗГАДАННЫЙ СТО ЛЕТ СПУСТЯ
  5. 16. КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ 16 В КОНЦЕ XV – НАЧАЛЕ XVI ВВ
  6. МОНГОЛЬСКИЙ СМЕРЧ
  7. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  8. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  9. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  10. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  11. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  12. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  13. Рассмотрим капитал бренда
  14. Что такое бренд?