<<
>>

АЛХИМИЯ

В 1606 г. эрцгерцоги из династии Габсбургов заявили формальную жалобу на императора Рудольфа II. «Его Величество, — писали они,-интересуется только магами, алхимиками, каббалистами и им подобными».
И в самом деле, двор Рудольфа в Праге стал прибежищем всего, что было важного в европейском оккультизме.

В том же году венгерский алхимик Янош Бенффы-Хуниянди (1576-1641 гг.) покинул свою родную Трансильванию. Он остановился на некоторое время при дворе Мориса Гессенского в Касселе, этом главном протестантском центре оккультизма, прежде чем двинуться дальше в Лондон. Его прибытие совпало со смертью ученого валлийца д-ра Джона Ди (1527-1608 гг.), бывшего одно время астрологом королевы Елизаветы I, который однажды, чтобы угодить своей королеве, придумал название Великобритания; позднее он провел несколько лет в Праге и в Польше. Подобные ему, как их называли, космополиты делали карьеру в поистине международной среде алхимиков, предвосхищавшей будущее научное сообщество.

Европа в это время переживала настоящий Ренессанс оккультных наук, и алхимия была важнейшей среди родственных друг другу тайных искусств.

«Алхимия, — пишет один исследователь эпохи Рудольфа, — была главной страстью того времени в Центральной Европе». Она совмещала поиски философского камня, который бы превращал простые металлы в золото, и поиски путей духовного возрождения человечества. «То, что внизу, подобно тому, что наверху».

Алхимику требовались самые широкие знания. Для экспериментов с металлами и другими веществами они должны были хорошо знать последние достижения технических и прикладных наук. А чтобы интерпретировать полученные результаты, они нуждались в серьезных знаниях по астрологии, каббалистической теории чисел, драгоценным камням, растениям и по ятрохимии [лечебной химии], которую разработал Парацельс [холизм].

И, что было особенно важно в ту религиозную эпоху, они стремились представить свои открытия языком мистического христианского символизма. Не случайно именно в то время выходит на свет в Касселе тайное общество розенкрейцеров, адептов «Розы и Креста»; не случайно и то, что главный систематизатор теософии розенкрейцеров Роберт Флудд был одновременно и маститым алхимиком. [CONSPIRO]

В позднейшие, научные времена алхимиков стали считать заблуждавшимися учеными, которые надолго задержали развитие положительной науки. И в самом деле, в так называемую эпоху научной революции они часто представлялись оппозицией. Самые милосердные историки науки называют их практиками, владевшими «технологией без науки». А между тем, на их собственный взгляд и на взгляд их могущественных покровителей, такого противопоставления не было. Они занимались белой магией во имя Добра; они были преобразователями; они были заняты раскрытием тайных сил сознания и материи. Ученые в современном значении этого слова смог­ли превзойти их только в конце следующего века, а химия утвердилась (в противовес алхимии) еще позже. [eldluft]

Алхимики-космополиты часто занимали важные посты при дворе императора Рудольфа. Некоторые, как Михаэль Май-ер, который работал также в Лондоне, или сочувствовавший гугенотам Николас Барнард, занимали положение Leibarzt, то есть придворного врача. Другие, как Себальд Шваертцер, служили инспекторами императорских шахт и рудников в

Рудольфе и в Иоахимстале. [доллар] Хаинрих Кунрат (1560-1605 гг.), автор грандиозного труда Amphitheatrum Sapientiae Aeternae Christiano-kabalisticum, приехал из Лейпцига. Михал Сендзивой, или, как его называли, Sendivogius (1566-1636 гг.), чей Novum Lumen Chymicum (1604 г.) издавался 54 раза (и был проштудирован позднее Исааком Ньютоном), приехал из Варшавы. Он был связан с влиятельной группой польских магнатов — сторонников Габсбургской династии, которые поддерживали связи с Оксфордом и способствовали переезду Джона Ди в Краков.

Обладающий сомнительной репутацией помощник Джона Ди Эдвард Келли, которого называли Cacochimicus, возможно, умер в тюрьме в Праге.

В эту компанию попал и несчастный Джордано Бруно [сироп], астрономы Кеплер и Браге и английская поэтесса Элизабет Джейн Уэстон.

Среди алхимиков было немало евреев. Главный раввин Праги Иуда Лоев бен Бецалель (ум. в 1609 г.) поощрял возрождение каббалы [каббала]. Возрождение подпитывалось трудами писате- 390 RENATIO

лей-сефардов, как Исаак Луриа или Мозес Кордоверо, чей Pardes Rimmonim был издан в Кракове в 1591 г. Один из ближайших сподвижников импера­тора еврей Мардохай был специалистом по изготовлению эликсиров плодовитости. Само слово алхимия долгое время не имело отрицательного

оттенка: в 33-м сонете Шекспир упоминает heavenly alchemy — «небесную алхимию, магическую силу», которая «золотит поверхность бледных вод».

Филипп II был воплощением «кабинетного» монарха, правящего из-за письменного стола (см. илл. 43). Суровый аскет, кающийся, неутомимый, затворившийся в одиночестве в своем кабинете в Эскуриале на пустынном плато недалеко от Мадрида, он стремился ввести духовное и административное единообразие, невозможное при разнообразии его громадных владений. Он правил при помощи двух действовавших параллельно советов — один совет занимался главными областями политики, другой — управлением шестью основными территориальными образованиями. Потому что он, в дополнение к унаследованным от отца кастильским, арагонским, итальянским,

бургундским и американским землям, получил по наследству от матери громадные португальские владения. Не признавая права различных местных парламентов, он дошел до того, что повесил арагонского хустизара. Но мечта об «одном мот нархе, одной империи и одном мече» никогда не умирала, под тем предлогом, что король лучше знает как trabajar para el pueblo [трудиться для своего народа]47. Тем временем он довел до смерти своего больного, заключенного в тюрьму сына; он побуждал инквизицию все к новым и новым аутодафе; преследованиями он довел морисков Гранады до восстания в 1568-1569 гг., оскорблениями он довел до восстания голландцев в 1566 г.,

<< | >>
Источник: Дэвис Норман. История Европы / Норман Дэвис; пер. с англ. Т.Б. Менской. — М.: ACT: — 943с.. 2005

Еще по теме АЛХИМИЯ:

  1. Библиографический список
  2. Дополнительная литература
  3. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
  4. ТЕМА 19 Непрочность центростремительных тенденций Западноевропейская культура
  5. Наука и богословие.
  6. II Главные возражения против позитивной школы. — Эклектики. — Научное и практическое распространение нового направления.
  7. Предисловие к русскому изданию
  8. Причины перехода от металлического к бумажному денежному обращению.
  9. МАГИЯ
  10. Развитие других областей естествознания.
  11. Бочаров В.В.. Инвестиции. СПб.: — 176 с. (сер. "Завтра экзамен"), 2008
  12. Капферер, Жан-Ноэль. Бренд навсегда: создание, развитие, поддержка ценности бренда, 2007
  13. Предисловие к русскому изданию Настольная книга специалистов по брендингу
  14. Предисловие к третьему изданию Объединение бренда и бизнеса
  15. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.Почему брендинг является стратегическим
  16. ГЛАВА 1.Рассмотрим капитал бренда
  17. Рассмотрим капитал бренда
  18. Что такое бренд?
  19. Дифференциация между активами, силой и ценностью брендов