<<
>>

5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ

Одними из первых политические и правовые учения появились на Древнем Востоке (в Египте, Месопотамии, Индии, Китае). Именно здесь впервые появился ранний тип общества, который пришел на смену первобытному.

В экономической сфере данный строй характеризуется:

господством патриархального натурального хозяйства;

государственной формой собственности на землю, общинного землевладения;

медленным развитием индивидуальной, частной собственности.

В Египте государство появилось в V в. до н. э. Происходит выделение родовой знати: появляется рабство, роль вождей и старейшин становится более значимой. В IV тысячелетии до н. э. складывается целостное государство во главе с фараоном, который считался богом, его власть передавалась по наследству.

Земледелие и скотоводство были основными занятиями древних египтян. Жрецы, чиновники, военная знать составляли правящий класс (аристократию) египетского общества. Жрецы занимали почетное положение в обществе и занимали важные должности в административной системе.

Большим влиянием в обществе пользовалась и аристократия, которую составляли потомки родоплеменной знати и высшие военные и гражданские чины Египта. Особую роль играли в Египте писцы, которые представляли собой высшее чиновничество.

Рабство появилось в Египте задолго до появления централизованного государства в результате войн и пленения воинов чужеземцев.

Среди политико-правовых доктрин Древнего Востока можно выделить следующие основные их характеристики:

1) прикладной характер. Содержание правовых и политических учений сводилось к описанию механизма функционирования власти не на теоретическом, обобщенном уровне, а на практическом, представлявшем власть во всех ее проявлениях как механизм;

отождествление власти императора (царя, фараона) с государственной властью. Вследствие этого появилась такая форма государственного правления, как деспотизм, которая характерна для всех древневосточных государств;

тесная связь политико-правовых концепций с моралью (результатом был ярко выраженный этический подтекст данных учений). Формирование и дальнейшее развитие политико-правовых учений проходило под влиянием мифологически-религиозных представлений, и все трудные вопросы решались с помощью мифологических или религиозных принципов.

Взгляды на политику и общество Древнего Востока характеризуются как:

идеологические;

этические;

прикладные;

религиозно-догматические.

Они были направлены на укрепление существующего строя, отражали интересы верхушки социальной иерархии восточных деспотий.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ:

  1. 4. ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
  2. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  3. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  4. 3.3.3. Теорема Коуза в экономике права. Переход от возмездия к компенсации за причинение вреда в древнем праве: объяснение по Коузу
  5. ДРЕВНИЙ ВОСТОК
  6. Археология Древнего Востока
  7. ЛЕКЦИЯ 4. ЗАРОЖДЕНИЕ, РАСЦВЕТ И ЗАКАТ ДРЕВНЕЙ РИМСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
  8. Алексей Алексеевич Вигасин. История Древнего Востока, 2006
  9. 22 КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
  10. 18. КОНСЕРВАТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ УЧЕНИЙ
  11. Этническая история и языки народов Древнего Востока