18 УТОПИЗМ Т. МОРА И Т. КАМПАНЕЛЛЫ
Томас Мор (1478-1535) - английский юрист, философ, политический деятель. Главное произведение: «Весьма полезная, а также и занимательная, поистине золотая книжица о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Отсюда появление термина «утопизм». Данный термин употребляется для обозначения нереальных социальных проектов по улучшению общества либо любых нереальных, утопических идей и мечты. В переводе с греческого это слово означает «место, которого нет».В начале книги Мор обращает внимание на существующее неравное социальное положение сословий в Англии, причина которого - обезземеливание крестьянства, политика огораживаний. Далее в книге в красочных тонах рассказывается, как прекрасна и счастлива жизнь на острове Утопия, где нет частной собственности и все принадлежит всем. Там все трудятся (при этом рабочий день не превышает 6 ч), денег нет вообще.
По своему государственному устройству Утопия представляет федеративную республику, которая состоит из 54 городов, представители этих городов заседают в сенате.
В каждом из городов проживает около 6000 семей. Все государственные должности в Утопии выборные, а все важные дела городов решает народное собрание. В Утопии разрешены любые религии и секты, только религиозный фанатизм находится вне закона. Что касается атеизма, то он не приветствуется, так как безбожие нельзя допускать.Основная задача должностных лиц острова состоит в том, чтобы никто не уклонялся от работы. За преступления в Утопии не карают строго. Человек обращается в рабство на время, совершает полезные для общества работы.
Мор не является апологетом индивидуальной свободы. Личные интересы он предполагал подчинить общественным. В частной собственности он видел причину социальных бедствий и препятствие на пути к идеальному обществу.
Утопист Томмазо Кампанелла (1568-1639) изложил свои утопические взгляды в произведении «Город солнца».
Город солнца - прекрасное, совершенное государство, где господствуют философы-священники во главе с Метафизиком. Город солнца - это социально однородное общество, которое ведет общинный образ жизни и где исповедуется простая и рациональная религия. В этом обществе нет места для частной собственности и семьи, потому что детей воспитывает государство. Установлен обязательный четырехчасовой труд. Хозяйственной единицей является не семья, а мастерская (или бригада). Кампанелла возражает против применения рабского труда. Но жизнь в Городе солнца еще более регламентирована, чем в Утопии. Все носят одинаковую одежду, одинаково питаются, одновременно начинают и завершают работу и т. д.
Еще по теме 18 УТОПИЗМ Т. МОРА И Т. КАМПАНЕЛЛЫ:
- 14. УТОПИЗМ Т. МОРА И Т. КАМПАНЕЛЛЫ
- Кампанелла.
- 13. СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ Т. МОРА
- 27. «Утопия» Т. Мора
- 28. «Город Солнца» Т. Кампанел л ы
- ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ
- ПРЕОДОЛИМА ЛИ ВЛАСТЬ УТОПИИ, ИЛИ КАК ВЕРНУТЬСЯ ИЗ СВЕТЛОГО БУДУЩЕГО?
- Становление социологии как науки
- Становление социологии как науки
- Английская культура XVI в.
- § 2. Моногамия в обществе социальной справедливости
- Литература
- Рынки стран Азии
- ВЛАСТВУЮЩАЯ ЭЛИТА В РОССИИ: ГРЯДУЩИЕ МЕТАМОРФОЗЫ
- § 2. Роль демократической публицистики в освобождении женской личности
- «Рабочие деньги».
- Предтечи идей управления
- Факты и «измы»
- § 1. Утопический цдеал семьи в платоновской традиции