<<
>>

15. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского

Книга «Защитник мира» (1324). Критикует теократические теории: основная причина войн, смут и возмущений - невер ные представления о соотношении церкви и государства, бо жественного и человеческого законов.

Два вида законов по их цели, содержанию и способам обес печения: божественные - указывает пути достижения вечного блаженства, определяет различия между грехами и заслугами перед богом, а также наград ы в потустороннем мире, где судь ей является Христос; человеческие - справедливость и общее благо, прочность и твердость власти; соблюдение данных за конов обеспечивается принуждением.

Право -установленное государством приказание, дозволе ної временный порядок.

Существует два вада государств: ор ганизации насилия и разбоя (олицетворяют несправедливость, грех, насилие) и христианские государства (власть основана на заботе о подвластных).

В конечном счете оправдание государства - в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к миру небесному, сохранять и поддерживать единство образа человеческих мыслей и желаний.

Августин призывал насильственным путем приобщать к христианской церкви, вооруженным путем искоренять ереси.

Насилие - не зло, если оно применяется в благих целях. Источ ник зла - свободная воля людей, влекущая их ст единства к множеству. Еретики - враги единства.

жение требований естественного закона и подкрепление их принуждением; божественный - Библия.

Согласно божественному и естественному законам низшие сословия должны повиноваться высшим, ибо подчинение - до бродетель подданных. Рабство установлено природой. Его ис точник-грех.

Частная собственность относится к сфере человеческого за кона. Она незыблема, т.к. является стимулом к труду, соответст-вует порнфсу общежития и устраняет рад споров между* людьми.

Когда произвол правителя направляется против церкви и ее учения - правителю нельзя повиноваться; в таких случаях цер ковь может низложить тирана, его же подданные освобожда ются от присяги.

ние или запрещение, обладающее принудительной силой.

Оно регулирует отношения между людьми и удерживает человечес кую власть от произвола. Цель человеческого закона - хорошая жизнь на земле; божественного - вечное спасение К ведению церкви относятся только божественные законы. Духовенство имеет право лишь учить, проповедовать христианское вероуче ние, но никак не принуждать; наказывать грешников, нарушите лей божественного закона, может только бог, установивший эти законы (к тому же только богу известны все деяния и помыслы, ему чужда человеческая логика и т.д.).

Отрицал правомерность церковного суда, инквизиционных трибуналов, какого бы то ни было принуждения в делах рели гии. Выступал за свободу совести, за реформу церкви, выбор- Во времена Августина большая часть населения Римской империи держалась прежних, языческих культов. Церковь тре вожили и неподвластные ей христианские секты еретиков. По этому Августин призывал использовать принуждение для кре щения язычников и искоренения ереси.

Оправдание государства - и в поддержании социального порядка Новый тезис в обоснование рабства: рабство не со здано природой, ни правом народов - «имя рабства заслужила вина, а не природа». Источник рабства - прегрешение библей ского Хама. Источник рабства отдельных людей - военный плен, причем и это имеет оправдание, поскольку войны не про тиворечат божьим заповедям..

х

х

*

Главное средство против борьбы с ересями - физическое уничтожение.

Три элемента государственной власти: сущность, проис хождение, использование. Сущность, т.е. порядок управления (подчинения и господства) установлен Богом. Но это не озна чает, что каждый отдельный правитель поставлен Богом. Каж дый человек имеет свободную волю, т.е. способность творить зло. В этих случаях суждение о законности происхождения и использования власти правителя принадлежит церкви.

Основной признак государственной власти - издание зако нов. В аристократии: источник права - мнение юристов; в оли гархии: судебная практика. В правильных формах (монархия,

аристократия, полития) существует законность (господство

*

ность священников, отмену ряда привилегий пап.

Церковь не должна иметь собственность, священники должны работать и подчиняться государству. Даже утверждение папы на престоле св. Петра должно зависеть от светской власти.

Человеческий закон должен приниматься народом (сово купностью граждан или важнейшей их частью). Такие законы известны всем, народим лучше повинуется.

Выступал за строгую подзаконность всех действий прави тельства, созданного для осуществления правосудия и испол нения законов, определяющих цели и порядок общежития. Ис полнитель законов должен избираться теми, кем закон установлен, т.е. народом, который имеет право наказать и да же низложить его. Теоретически обосновывал принадлежность народ/ законодательной власти. ф Божественным установлением являются и частная собст венность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых. Христианское вероучение открыто и откровенно при спосабливается к самым земным интересам власть имущих.

Государство имеет лучшее устройство и функционирова ние, если оно основано и скреплено верой и прочным согласи ем. когда все любят общее благо. Высшее благо - есть Бог. Практически образцом этого идеала явилось рабовладельчес кое христианское государство, управляемое при участии духо венства, насильственно подавляющее инакомыслие, ведущее агрессивные войны.

Тесный союз церкви и государства, переплетение их меха низмов создали теократическую империю, задержавшую рас пад рабовладельческого строя.

справедливости) и признается общее благо; в неправильных (тирания, олигархия, демократия) - попирается то и другое. Выступал за единство всего.

Монархия - наиболее естественная форма правления, ибо всякое множество происходит от единства. Республика - раз дирается беспорядками, борьбой партий и группировок, про- лагает путь тирании. Громадное значение Фома придает рели- гиозно-нравственному воздействию церкви на монарха, обещанием ему «наивысшей награды от бога», полагающейся добродетельному и справедливому царю. Тирана можно смес тить по всеобщему решению.

Эгика; добродетели - мудрость, мужество, умеренность, справедливость, вера, надежда, любовь В основе распределя ющей справедливости лежит веление Христа.

Наилучшей признается избирательная монархия, где пожиз ненно избранный народом и ответственный перед ним прави тель правит на основе закона. В то же время выделяет и сосло вия: военные, священникив судьи (главные, почетные сословия): земледельцы, ремесленники, купцы (простой народ).

Народовластие осуществляется как непосредственная де мократия. Далее говорится о независимости от папского пре стола любого правителя (единоличный правитель. Большой со вет и т.п.), который, как предполагается всегда правит на основе божественного права и с согласия народа.

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 15. Учение о законах и государстве Марсилия Падуанского:

  1. 7. Учение Платона о государстве н законах
  2. Марксистское учение о государстве как социальной организации классово-антагонистического общества.Государство и гражданское общество.
  3. Атомно-молекулярное учение. Основные законы химии
  4. 30. Учение Томаса Гоббса о государстве и праве
  5. 24, Учение Никколо Макиавелли о государстве и политике
  6. 52. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.
  7. 44. Учение Гегеля о государстве и праве
  8. 16 УЧЕНИЕ Г. ГРОЦИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  9. 39. Учение 111. Монтескье о государстве и праве
  10. Новое учение об обществе и государстве.
  11. 43. Учение И. Канта о праве и государстве
  12. 32. Учение Дж. Локка о праве и государстве