<<
>>

3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ

Рост общественного продукта закрепил скла дывавшиеся имущественные различия и социальные привилегии. В результате власть и привилегии «управленцев» закреплялись за всем кланом или семьей и передавались по наследству.

Мифилогически-религиозные представления ста ли выполнять определенные политические функции.

Они обеспечивали легитимность существующего имущественного и социально-политического нера венства в общине.

Войны и усиливавшиеся масштабы рабства все более дифференцировали общину. Поначалу усилив шаяся власть военачальника превращалась в абсо лютную. Последняя долгое время ограничивалась рамками военной демократии. Военная демократия предусматривала участие в управлении обществом, занятым военным ремеслом. Эта форма народной власти включала в себя военного вождя, совет ста рейшин и народное собрание. Роль народного собра ния и других общественных институтов была еще весь ма значительна. Но органы родового строя уже начали постепенно утрачивать свои характерные черты.

Процесс дифференциации общества не был однобо ким.

Он не представлялся исключительно имуществен ным неравенством. С переходом от первобытного строя к рабовладельческому меняется и сама специфика орга низации власти. Власть переходит от рода к новым со циальным субъектам - государству. Власть последнего предусматривает наличие карательного аппарата, т. е. армии, чиновничества и др. Государственный аппарат осуществляет функции насилия и принуждения и отчуж- X Дает излишки продукта в виде налогов. С возникновени- ем государства родовое устройство уступает место тер риториально-административному.

От родовой организации государство отли чается:

созданием особой публичной власти, которая не совпадаете населением. Публичная, т. е. общест венная, власть существовала и в первобытном обществе.

Но там она совпадала непосредственно с населением. Особенность публичной власти го сударства в ее принадлежности не всем членам общества. Эта власть осуществляется через реп рессивно-административные органы (армию, кара тельные органы, чиновничество);

разделением подданных государства по террито риальным делениям. (Родовые объединения держа лись на кровных узах. С появлением частной соб ственности и классов они начинают слабеть. Происходит смешение родов и племен. Родовая организация преобразуется в административно- территориальную.)

Образование частной собственности и раскол об щества на различные социальные группы сделали первобытные обычаи в их прежнем виде непригодны ми. В новых исторических условиях понадобились новые нормы. Они должны были выражать волю гос подствующих социальных групп.

Правила и обычаи постепенно приобретают харак тер правовых норм. Активно развивается право творческая деятельность государственных органов. Источником правообразования служили многие судеб ные решения. Им придавалось значение общих пра вил. По мере укрепления центральной власти эти акты становились все более авторитетным источником права. Создававшиеся государством юридические законы были направлены на урегулирование отноше ний частной собственности и других групп обществен ных отношений.

ствах. Носителем власти было все общество в це лом: все вопросы разрешались собранием взрослых членов общины. Оно выбирало старейшин, воена чальников. Последние не имели материальной заин тересованности в своих должностях и могли быть смещены собранием.

Авторитет власти собрания был непререкаем. С укрупнением родов на собрания выдвигаются уполно моченные лица, пользующиеся уважением. Постепен но у них появляются привилегии и расширяется круг обязанностей. Они принимают участие в организации труда и распределении результатов производства.

В первобытном обществе существовала развитая система запретов - табу. Одним из первых был за прет на убийство соплеменника.

Нарушение табу стро го каралось. Большинство запретов базировалось на религиозной нравственности.

Усложнение социальных связей внутри родов поро дило разделение труда. Культурные и производ ственные навыки открыли дорогу новым отраслям хозяйства (скотоводству, ремеслу и т. д.).

Постоянный рост производства привел к накопле нию излишков. Последний поначалу распределялся по принципу равенства между членами рода. Затем он стал переходить в сферу межобщинных связей, превратился в товар.

Обмен скота со временем концентрировал большое количество прибавочного продукта в руках отдельных семей родоплеменной знати - жрецов, военачальни ков, старейшин. Скот стал предметом обмена - день гами первобытно-общинных обществ. Все это вытес няло коллективные формы собственности. Возникали:

частное хозяйство;

частная собственность на средства производства.

3) политико-правовая программа, касающаяся желатель ного устройства анализируемых сфер общества, - от ражаются видение целей и задач государства и права и интересы социальных групп общества. Теоретиче-ская часть политических и правовых учений наиболее обширна. Это обусловлено потребностью тщательно го обоснования значимости определенных проблем и их теоретического анализа.

Существенная черта любого политико-право вого учения - зависимость от структуры конкретно го государства, от специфики его правовой системы. Трансформация последних порождает и концептуаль ные изменения в учениях о политике и праве.

Политико-правовые доктрины являются про дуктом сознательной интеллектуальной деятельно сти. Они - результат определенных мировоззренче ских установок того или иного мыслителя, живущего в конкретных исторических условиях.

Политико-правовые учения выполняют очень важные социальные функции. Они способствуют идео логической самоидентификации социальных групп, осознанию ими своих интересов и механизмов их реализации, реально влияют на трансформацию поли тических и правовых институтов в обществе.

Политико-правовые учения представляют историю человеческой мысли, попытки людей преобразовать существующие социальные институты. История поли тических и правовых учений не просто череда опреде ленных идей, концептов или ученых трудов. Это преем ственное и последовательное развитие теоретических представлений.

<< | >>
Источник: Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 3. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ:

  1. 4 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ИДЕОЛОГИИ
  2. 55 ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ НАЦИОНАЛ- СОЦИАЛИЗМА
  3. 37, Политико-правовая идеология купечества.И. Посошков
  4. 36. Политико-правовая идеология феодальных защитников абсолютизма.
  5. 55. Политико-правовая идеология «русского социализма» (народничества)
  6. § 2. Становление и развитие личности как субъекта политики
  7. Правовая идеология
  8. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  9. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  10. § 1. Идеология и политика
  11. 2. Место и роль идеологий в политике.
  12. 13.5. Объяснение инерционности институционального развития на основе теории идеологии
  13. Становление и развитие финансового рынка