<<
>>

60. Религиозно-нравственная философия права.В. Соловьев. Е. Трубецкой

Владимир Соловьев (1853-1900). Его учение о праве ос новано на изучении и сопоставлении природы права и морали Нравственное требование по своему содержанию неограни ченно и всегда стремится к построению ндеалэ.

Право - но сит условный характер и предполагает ограничение - в юриди-ческой области важны поступок и его результат. Нравственный закон предписывает должное поведение, обращен только к внутренней стороне воли индивида, а юридический - рассмат ривает внешнее проявление воли - имущество, действие и др Право требует низшей степени нравственного сознания Все гда и везде ставится требование, чтобы закои был справедли вый. Право определяется общей и постоянной нормой спра- ное право - возможнссть осуществления субъектом права сво их интересов. Ему всегда соответствует объективное право - основное понятие права.

Сущностные черты права: предполагает поведение лица; обладает принудительным характером: всегда связано с госу дарственной властью. Право - это норма должного поведения человека, неисполнение которой влечет за собой принуждение со стороны государственных органов.

Право, как явление об щественное, есть понятие социологическое, и потому уясне ние сущности права невозможно без понимания его проявле ний в других областях

Понятие права Шершеневич строго отграничивал от поня тия нравственности. Был против деления норм нравственнос- ных интересов, которые должны быть согласованы. В совмест ной деятельности лиц в обществе создается особая область нравственных требований.

Мораль столь же неизменна, сколь постоянна сущность че ловека: то, что нравственно для одного человека, не может быть этически безразличным для другого Право же подвижно и изменчиво; оно может противоречить себе или идее спра ведливости. То. что неосуществимо в одном обществе, может быть реализовано в другом.

Недопустимо подчинять личность обществу «в качестве орудия или средства» своего существования.

Общественную задачу личность может выполнить только по-своему. Поэтому каждый человек ощущает потребность в соединении и взаимо- ведливости.

В своем учении соловьев различал понятие сущности права (идею права) и позитивное право (закон). Закон - это опреде ленное в данных обстоятельствах места и времени ограниче ние личной свободы требованиями общего блага, к признакам которого относится: публичность, конкретность, реальмзя при менимость. Право должно быть обеспечено - государственной властью. Выступал против разделения властей. Разобщен ность и противоборство властей мешают осуществлению еди ной цели - правомерному служению общему благу. Власть - единое начало полновластия; судебная власть подчиняется за конодательной, а исполнительная - «заведует принудительным исполнением законов и судебных решений», производна от ти на индивидуальные и социальные. Они всегда имеют соци альный характер, т.к. определяют требования общества к чело веку.

х

Принудительный характер права не позволяет относить к нормам права конституционное, каноническое и международ ное право. Нормы права выражают требования, обращенные государственной властью к подчиненным ей лицам. Действия государственной власти находятся всецело под санкцией об щественного мнения, т.е. в сфере морали. Церковные каноны не могут иметь правового характера, т.к. они исходят не от го сударства, а от церкви. Сюда относятся также те правила, кото рыми определяются взаимные отношения государств. Госу- дарство- источник права

х

ф

действии с другими индивидами.

Общественно-политический аде ал - правовое государство. Цель права - охрана свободы. Важно также заботиться о мате риальных условиях свободы. Новгородцев обосновал понятие «право на достойное человеческое существование*. Обладая нравственной природой, это право должно иметь юридическое значение.

Богдан Александрович Кистяковский (1868-1920). «Соци альные науки и право». Право - совокупность норм, исполне ние которых вынуждается, защищается и гарантируется госу-дарством.

Право - это совокупность осуществляющихся в жизни поавовых отношений. Право - совокупность тех психи ческих переживаний долга или обязанности, которые облада-

*

других. Только в государстве право способно реально осуще ствляться и быть гарантированным.

Равенство бывает: справедливое (равенство в исполнении должного) - право, и несправедливое. Цель государства - ох рана основ общежития. Христианское государство, за которое ратовал Соловьев, стремится еще улучшить условия существо вания человека в обществе.

Евгений Трубецкой (1863-1920). Право - это внешняя свобода, предоставленная и ограниченная нормей; совокуп ность норм, предоставляющих и ограничивающих внешнюю свободу лиц в их взаимных отношениях. Право не должно втор гаться в сферу морали. В основе права лежит безусловная цен ность - личность в своем исторически-конкретном проявле-

і Граница между правом и произволом в том, что право есть правило поведения и должно быть соблюдаемо самой властью. Госуд арство само заинтересовано в благосостоянии своих граж дан и, как результат, в стабильности государственной власти. Го- сударство и общество взаимодействуют друг с доугом. В государ стве существуют различные общественные интересы Общество может одобрять политический режим, но может и воздействовать на политику государства через общественно мнение,

В основе деятельности любого государства - инстинкт по-литического самосохранения. Реформы - единственный путь для существования и развития общества, политической влас ти. Правовое государство - это теоретическая конструкция; конституционное - средство для осуществления политики ре форм в цивилизованном обществе.

ют императивно-атрибутивным характером. Право - совокуп ность норм, заключающих в себе идеи о должном, которые оп ределяют внешние отношения людей между собой. Он разли чал в понятии права сферу бытия, социального явления, факта общественной жизни и сферу долженствования, нормы, мора ли. ОДнйдегво и право возникли и развивались сначала неза висимо друг от друга.

Постепенно государство стало призна вать своей важной обязанностью заботу об охране права. Появляется произвол, т.к. государство стало единственным су дьей в вопросах права. В России интеллигенция не интересует ся правом (правовой нигилизм). Ориентир для развития госу дарства - правовое и социально-справедливое государство. Право должно быть независимо от того, какие политические направления господствуют в стране и правительстве.

нии. Область права составляют только те правила, которые предоставляют или ограничивают внешнюю свободу лица не зависимо от того, нравственны они по своему содержанию или нет. Содержание нравственности - добро или благо человека; ее требования касаются и действий, и настроений индивида.

Идеи in wwiimь

нием Трубецкой стремился связать с религиозной философи ей всеединства. Право - проявление Абсолютного на несовер шенной ступени человеческого развития , когда споры люди не могут разрешить и обращаются за помощью к праву и государ ству. Ученый выступал за проведение реформ. Они должны проходить сверху и осуществляться мирным путем.

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 60. Религиозно-нравственная философия права.В. Соловьев. Е. Трубецкой:

  1. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ РУССКОГО РЕЛИГИОЗНОГО ИДЕАЛИЗМА
  2. К. МАРКС К критике гегелевской философии права
  3. Религиозное мировоззрение и религиозный этос
  4. 31. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
  5. 60. НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
  6. Оценка нравственных качеств работников
  7. 7. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
  8. Духовно-нравственный
  9. 2. Основные ценности и нормы морали. «Золотое правило нравственности».
  10. 61. КОНЦЕПЦИЯ НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ Л. КОЛБЕРГА
  11. 17.2. Продажа права на заключение договора или арендного права
  12. Уступка арендного права, а также права на заключение договора
  13. 2. Место банковского права в системе российского права
  14. Уступка арендного права, а также права на за­ключение договора
  15. 5.4.4. Уступка арендного права, а также права на заключение договора
  16. 8.3.4. Уступка арендного права, а также права на заключение договора
  17. 3. Отношения налогового права с другими отраслями права
  18. 3. Соотношение земельного права с другими отраслями права