<<
>>

63. Психологическая теория права Л. Петражицкого

Возникновение психологической теории права было связа но с процессом становления психологии как самостоятельной отрасли знаний,

Лев Петражицкий (1867-1331). «Теория права и государ ства в связи с теорией нравственности» (1907).

Право коренит ся в психике индивида. Юрист поступvrr ошибочно, утверждал он, если станет отыскивать правовой феномен «где-то в прост ранстве над или между людьми, в «социальной среде» и т.п., между тем как этот феномен происходит у него самого, в голо ве, в его же психике, и только там».

Источник права - эмоции человека. Свою теорию Петра жицкий называл «эмоциональная теория» и противопоставлял ее иным психологическим трактовкам права, исходившим из признавал и одобрял мирное, ненасильственное синдикалист ское движение, имеющее целью обуздание эгоизма частных предпринимателей и ставящее разумные границы требовани ям наемных рабочих.

Устойчивый фундамент общественного здания образуют группы, основывающиеся на общности интересов и труда, про фессиональные группы.

Изолированная личность не существу ет; человек - это индивид, взятый в узах социальной солидар ности.

Дюги отвергал идеи равенства и естественных прав челове ка. Призывал заменить понятие субъективного права понятием социальной функции. Выступал за частную капиталистическую собственность. Право необходимо в промышленном общест- защита права.

Он отрицал причинную обусловленность явлений общест венной жизни. Это связано сего критикой марксизма, призна-ющего необходимость сознательной деятельности, направ ленной на претворение в жизнь программы коммунизма, Оспаривая марксистское учение о базисе и надстройке, Штаммлер замечал, что производственные отношения всегда выступают в правовой форме и потому носят волевой характер. «Правовой порядок и экономический строй - безусловно одно и то же».

Поэтому «марксистской триаде: технология - матери альные производственные отношения - юридические законы» он противопоставлял соотношение хозяйственной жизни - «аморфной материи» и права как «совокупности формальных таких понятий, как воля, коллективные переживания в сознании индивидов. Эмоции - главный побудительный элемент психи ки. Именно они заставляют людей совершать поступки. Эмо ции бывают1 моральные (односторонние: связаны с осознани ем человеком своей обязанности или долга; ноомы морали - это внутренние императивы) и правовые (двусторонние; чувст во долга сопровождается в них представлением о правомочи ях других лиц. и наоборот; возникающие из них нормы носят предоставительно - обязывающий характер).

Теория Петражицкого безгранично расширяла понятие пра ва. Он считал правовыми любые эмоциональные переживания, связанные с представлениями о взаимных правах и обязанно стях. Правовые нормы - это и правила различных игр, и прави- ве. Социальная справедливость - норма, имеющая юридичес кий характер.

Оставаясь противником индивиду ал изма. Дюги считал ин дивидуальную трудовую деятельность основой промышленно го общества. Он выступал за свободу предпринимательства и частную инициативу. Государство не должно вмешиваться в экономическую и иную деятельность индив^ов. Ограничения в обпасти труда сводились к тому, чтобы предприниматель не мог вопреки норме социальной солидарности поработить на емного рабочего.

х

х

В центре внимания Дюги - не традиционные свободы лич ности (их полезность бесспорна), а связь людей и их солидар ность в разделении общественного труда. Правовое равенство

і

условий, при которых осуществляется общественное сотруд ничество*.

Общественный прогресс осуществляется лишь в области права, который и является определяющим фактором общест венного развития Штаммлер дает абстрактное, формальное определение права: «Право есть такое принудительное регули рование совместной жизни людей, которое по самому смыслу своему имеет не допускающее нарушения значение».

Штаммлер утверждал, что естественное право имеет из менчивое содержание. Временами возникают социальные кон фликты (столкновения между хозяйством и правом, однород ные массовые явления, противоречащие конечной цели

ответственного за них права).

Эти социальные конфликты и яв-

¦

ла вежливости, этикета и т.п Они создаются не путем согласо вания эмоций участников общественных отношений, а каждым индивидом в отдельности. Ученый допускал существование правовых отношений с неодушевленными предметами, живот ными и др.

Многочисленные правовые нормы, создаваемые индивида ми, неизбежно вступают в противоречия друг с другом. На ран них этапах истории способом их обеспечения выступало само управство, т.е. защита нарушенного права самим индивидом или группой близких ему лиц. С развитием культуры правовая защита и репрессия упорядочиваются: возникает система фиксированных юридических норм в форме обычаев и зако нов, появляются суд. органы исполнения наказания и т д.

Ф индивидов - не только лживо, затеняющее фактическое нера венство людей, но и недостаточно для осуществления соци альной солидарности.

Дюги против взгляда на государство как на всеохватывающую систему власти, возвышающуюся над обществом и управляющую им. Закон вьражает волю нескольких человек, голосующих в пар ламенте. Политическое могущество принадлежит кабинету мини стров. Дюги предлагал ряд государственных преобразований во Франции. Сенат должен стать представительство синдикатов. От ношения между классами будут регулироваться договорами Го сударство должно обеспечить всем минимум социальной защиты (работа, учеба). Ряд государственных актов положительно влияет на общественные дела. Государство должно стать системой об щественно полезных служб.

ления порождают идеи изменения права. Естественным пра вом называются исторически складывающиеся и меняющиеся идеи, содержащиеся в общественном правосознании, требую щие реформы права с точки зрения общественного вдеала («конечная цель»).

Идеалом является такое общество, где преодолено извеч ное противоречие между волей и желаниями, между разумом и чувствами, между должным и сущим Для достижения этой це ли необходимо выдвигать проекты, приближающие общество к идеалу, распространять соответствующие идеи путем учения и примера, морально совершенствоваться. Борьба классов и ре волюция - особенно пагубны. Они повергают общество в кро вавый хаос бесправия и произвола.

Наряду с официально признанным правом существуют сис темы интуитивного права (право зажиточных слоев, крестьян ское, пролетарское право и др.). Интуитивных прав столько, сколько индивидов. Соотношение интуитивного и официально го права зависит от уровня развития культуры, состояния на родной психики.

Россия является «царством интуитивного права по преиму ществу», В ее состав входят народы, стоящие на разных ступе нях развития, с множеством национальных правовых систем и религий. Недопустимо интуитивное право ставить в ранг оцен ки действующих законов. Реформа законодательства должна проводиться на основе научных знаний.

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 63. Психологическая теория права Л. Петражицкого:

  1. 50 ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА Л. И. ПЕТРАЖИЦКОГО
  2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ НЕОКАНТИАНСТВА Л. И. ПЕТРАЖИЦКОГО
  3. 29. Теория естественного права. Учение Г. Гроция
  4. 31. Теория естественного права Б. Спинозы
  5. 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПУТИ И МЕТОДЫОПТИМИЗАЦИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМА ТА
  6. 7. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА
  7. 17.2. Продажа права на заключение договора или арендного права
  8. Уступка арендного права, а также права на заключение договора
  9. 2. Место банковского права в системе российского права
  10. Уступка арендного права, а также права на за­ключение договора
  11. 5.4.4. Уступка арендного права, а также права на заключение договора
  12. 8.3.4. Уступка арендного права, а также права на заключение договора
  13. 3. Отношения налогового права с другими отраслями права