<<
>>

27. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Выдающийся политический деятель в истории США - Томас Джефферсон (1743-1826). Он - создатель тек ста Декларации независимости; в ней частично отраже ны его взгляды на политику и право.

Джефферсон критикует монархическое государствен ное устройство.

Он встает на позиции теории естествен ного права и общественного договора. Источник вла сти - волеизъявление народа. Поэтому ни один человек не может быть лишен права участвовать в осуществ лении политической власти. Если власть ущемляет права граждан, они вправе изменить ее.

Естественные права Джефферсон понимал как врожденные и неизменные гражданские права - те, которые человек приобретает в процессе всей своей жизни в обществе. Вторые - изменчивы и преходящи.

Среди естественных прав он называет право на жизнь, свободу, равенство и право народа на восста ние против тирании. Любой из этих законов выше граж данских правовых норм. Любое противоречие реша ется в пользу естественных законов.

Главная роль государства - защищать естествен ные права и устанавливать законы, их не нарушающие.

Джефферсон противопоставлял права личности пра вам государства в лице правительства. Он высказы вает идею об ограничении функций государственной власти. Это нужно, чтобы опасность возникновения произвола со стороны последней была исключена.

Политическим идеалом Джефферсона является де мократическая республика фермеров. Республика для Джефферсона - правление, осуществляемое в пре делах компетентности и возможности самими граж данами или через представителей. Он видит адекват- ное проявление воли народа в избирательном праве. Это способ реализации права участия в обществен ; ных делах и контроля исполнительной власти.

В республике должен быть осуществлен принцип разделения властей. Основа республики - право частной собственности ее граждан.

Данная форма вла сти опирается на демократические принципы.

Джефферсон разработал систему сдержек и проти вовесов. Это целый ряд мер. Один человек не может стать одновременно носителем более чем одного вида государственной власти. Строго оговариваются сро ки пребывания лиц на выборных или должностных постах.

Джефферсон был противником рабства. Он призна вал естественные права и за чернокожими, и за корен ным населением Америки. Но он должен был признать, что общество вынуждено считаться с устоявшимися традициями.

Более радикальной представляется концепция го- • сударства и права Томаса Пейна (1737-1809). Пейн

критикует государственное устройство Англии, под черкивает формальный характер ее конституции.

Пейн разделяет естественные права, данные чело веку от природы (право на счастье, свободу совести, свободу слова, равенство перед законом) и граждан ские, присущие человеку как члену общества (право собственности).

Он проводит четкую грань между обществом и госу дарством. Первое создается людскими потребностя ми, второе - человеческими пороками.

Государство возникает вслед за объединением лю дей в обществе. Ведь объединившиеся люди не спо собны сами сохранять справедливость.

мились преодолеть такую догматическую ограничен-ность. Текст закона не может быть однозначным и фиксированным. Это лишь модель ситуации или общества в целом, каким оно должно быть. Един ственным источником закона должна быть практика. Последняя охватывает сферы общественного созна ния и мнения, традиции и интересы людей. Право вые нормы невозможно применять исключительно логически. Эмоции также принимают участие в фор мировании понятия о правосудии. Такое понятие закона сближается с неокантианским. У всех у них закон является результатом действия свободной воли людей. Однако это не означало отрицания значимо сти закона.

Е. Эрлих полагал практику единственным способом выработки законов. Если закон становится нормой жизни, значит, он имеет право на существование.

Само право возникает внутри общественных союзов - в семье, профсоюзе и т. д. Нормы возникают в процессе внутренних взаимоотношений. Для регулирования орга низационных отношений создаются так называемые нормы первого порядка. Для поддержания существо вания союза - нормы второго порядка (они поддержи вают нормы первого). В результате их взаимодействия формируется «живое право». Им руководствуются люди в своем повседневном поведении.

По Эрлиху, закон должен обеспечить реализацию прав людей в рамках живого права. Система право судия призвана опираться на толкование закона ква лифицированными юристами. Система законов не является какой-либо догмой, обязывающей к букваль ному исполнению. Она пластична и изменчива.

Все, что порождает или укрепляет солидарность, является социальной нормой. Социальная норма - основа законов.

Дюги критикует марксистскую концепцию классовой борьбы, он называет проповеди революционного наси лия преступлением против самого общества и солидар ности. Каждый класс необходим в обществе, поскольку выполняет определенную роль. Дюги склоняется к идео логам анархизма, проповедующим автономию эконо мики.

По мнению Дюги, рабочие должны бороться за свои права мирными средствами. Они вправе ограничить эгоизм своих работодателей, но не более того.

Не стоит уравнивать всех людей, это - варварство. По природе люди неравны между собой. На этом ос новании Дюги отвергает опыт революций. Собствен ность он трактует не как право, а как социальную функ цию. Именно поэтому буржуазия выполняет важную роль - роль собственника.

В отрицании субъективного права Дюги доходит до объявления человека лишь частицей социального организма. Человек - винтик огромной социальной машины.

Голосование в парламенте, по Дюги, ни в коей мере не отражает сути общей воли. Даже парламент не столь могущественен, сколько власть исполнитель ная. Между тем общество движется к состоянию от сутствия господствующего класса. По Дюги, будет реализовываться равновесие интересов всех со циальных групп по принципу солидарности. Большую роль здесь играют уже разработанные в то время за коны в области образования, здравоохранения, охра ны труда и т. д.

<< | >>
Источник: Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 27. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ:

  1. 31 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ США ПЕРИОДА ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ
  2. 41. Политико-правовые учения в США. Т. Пейн
  3. 9. Политические н правовые учения в период упадкадревнегреческих государств
  4. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
  5. 7 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
  6. 6. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ КИТАЯ
  7. 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  8. 6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  9. 14 Политико-правовые учения Фомы Аквинского
  10. 13. Политико-правовые учения Августииа Блаженного
  11. 46. Либерализм в Англии. Политико-правовые ученияИ. Бентама
  12. 11. Политико-правовые учения Цицерона.Римские юристы
  13. 25. Политико-правовая традиция сша