9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ)
Свои взгляды на государство и право Платон (427-348 гг. до н. э.) изложил в книгах «Государство» и «Законы».
Диалог «Государство» посвящен справедливости. Идеал справедливости Платон видел в разделении труда соответственно потребностям и природным задаткам.
По Платону, принцип справедливости становится фундаментом модели желательного государственного устройства. Он делит всех граждан такого государства на три сословия:мудрецов, управляющих государством;
стражей, охраняющих его;
торговцев и ремесленников.
Платон рассматривает четыре типа «извращенного государственного устройства»:
тимократию;
олигархию;
демократию;
тиранию.
Все эти типы государственного устройства являются ступеньками на пути к вырождению государства. В тимократии появляется страсть к обогащению, которая постепенно перерастает в господство олигархов. Олигархия вырождается в демократию. Демократия деградирует в наихудшую форму правления - тиранию. При этом Платон выводит тиранию именно из демократии.
Аристотель (384-322 гг.
до н. э.) изложил политико-правовые взгляды в трактатах «Политика», «Никомахова этика».Цель государства, по Аристотелю, - «благая жизнь всех его членов». Для этого граждане
должны быть добродетельными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению. При этом рабство этически
оправдано, ведь раб лишен добродетели и способен выполнять лишь физическую работу.
Аристотель придерживался принципа разделения справедливости на две формы:
всеобщую, установленную законом;
частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.
Аристотель выделял шесть видов государственного устройства: правильные - это монархия, аристократия и полития, и неправильные - это тирания, олигархия и демократия.
Государственный идеал Аристотеля - полития (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).
Выдающимся мыслителем периода эллинизма был Эпикур (341-270 гг. до н. э.).
Эпикур полагал, что жить незаметно - это этический и социальный идеал. При этом справедливость не существует сама по себе. Справедливость - это прежде всего договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда, а правовые институты и государство - это результат соглашения между людьми.
Стоицизм (Зенон Китионский (332-264 гг. до н. э.)) был оппозиционным учением по отношению к эпикуреизму. Он считал, что все происходящее в мире случается согласно судьбе, а человек может лишь добровольно подчиниться ей.
Зенон сформулировал два основополагающих тезиса стоицизма:
«то, что в нашей власти»;
«то, что не в нашей власти».
Еще по теме 9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ):
- 8. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ | (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ)
- 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
- 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
- 9. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
- 5. Характеристика политико-правовых ученийДревней Греции
- Социальные утопии IV в. до н. э. и новый «образ тирана»: Платон, Аристотель, Исократ
- 10 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
- МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
- 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
- 3 1 . ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
- 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ