<<
>>

9. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА

Учения о политике и праве Древнего Рима имеют много общих черт с политико-правовыми концепция ми Древней Греции. Это объясняется культурным влиянием эллинистической культуры. Завоевание Римом греческих городов-государств ознаменовало начало процесса эллинизации всех сфер жизни рим ского общества.

Политико-правовые учения в Древ нем Риме испытали влияние философских систем гре ческих ученых.

Новизна и оригинальность политических идей рим ских мыслителей объясняется иными формами поли тического и экономического устройства. В Древнем Риме юриспруденция становится самостоятельной дисциплиной.

Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н. э.) - выда ющийся римский политик, философ и оратор. По Цице рону, единственным источником счастья являются добродетели (мудрость, справедливость, мужество, умеренность). Он не отделял искусного красноречия от его высокого политико-правового и нравственного со держания.

Государство возникает не в силу установления людьми. Оно берет начало из их природного стремле ния жить вместе.

Государство - гарант соблюдения всеми гражданами закона. Законы имеют легальное основание, если соответствуют божественному поряд ку. Охранять божественный естественный закон должны жрецы.

Государство для Цицерона - respublica (от лат. respublica - «общественное дело»). Народ понимает ся как соединение людей на основе общих прав и ин тересов. Главные задачи государства: 1) сохранение незыблемости сложившихся отношений

собственности;

поддержание должного порядка;

управление присоединенными к государству тер риториями;

обеспечение функционирования нравственных и ре лигиозных норм и ценностей.

Право - основа государства. Все должны пользо ваться общей собственностью как общей, а частной - какличной.

Наиболее предпочтительный тип политической вла сти - аристократическая сенатская республика.

Ци церон выделяет 3 основные формы государ ственного устройства:

власть царя - монархия;

власть оптиматов - аристократия;

народовластие - демократия.

Наилучшая из них - монархия. Но каждая из этих трех форм неизбежно деградирует.

Наиболее известными юристами в древнеримской истории права являлись Гай, Папиниан, Павел, Модес- тин и Ульпиан. Они выводили понятие права из всеоб щего мирового закона. Правотворческую деятельность они рассматривали как искусство добра и справедливо сти. Отправление правосудия - способ познания боже ственных и человеческих дел.

В правовой системе Римской империи они вы деляли 3 части:

естественное право, которое распространяется на все живое вообще, - и на животных, и на людей. Брак, семья, воспитание являются следствием это го закона. Согласно естественному праву все люди рождаются свободными;

право народов, установленное для людей миро вым разумом. Их римляне используют по отноше нию к завоеванным народам и другим государствам. Данное право касается войны, рабства, основания государств, внешней торговли и т. д.;

право граждан, регулирующее отношения между римскими гражданами. Его источником юристы на зывали законы, решения плебеев и т. д.

Цель государства - благая жизнь всех его чле нов. Для этого граждане должны быть добродетель ными. Само государство образуется из природного влечения людей к общению.

Частная собственность коренится в семейственно сти человека. Рабство этически оправдано. Ведь рабу не свойственна рассудительность. Раб лишен добро детели и способен выполнять лишь физическую ра боту.

Человек - политическое животное. Каждое его дей ствие направлено на достижение Блага.

В своих поступка человек должен руководствовать ся принципом «золотой середины».

В определении справедливости Аристотель исходил из разделения ее на две формы: 1 {всеобщую, установленную законом; 2)частную, которая касается раздела или обмена имуществом и почестями между членами общины.

Аристотель выделял 6 видов государственного уст ройства: правильные - монархия, аристократия и по- лития, и неправильные - тирания, олигархия и демо кратия.

Государственный идеал Аристотеля - полития (смешанная форма из положительного от олигархии и демократии).

Одним из выдающихся мыслителей периода элли низма был Эпикур (341-270 гг. до н. э.).

Жить незаметно - этический и социальный идеал Эпикура. Одновременно справедливость не существу ет сама по себе. Это - договор о том, чтобы не причи нять и не терпеть вреда. И правовые институты, и само государство - результат соглашения между людьми.

Оппозиционно к эпикуреизму был настроен стои цизм (Зенон Китионский; между 336 и 332 - между 264 и 262 гг. до н. э.).

Зенон сформулировал 2 основополагающих тезиса стоицизма:

«то, что в нашей власти»;

«то, что не в нашей власти». Все происходящее в мире случается согласно судьбе. Человек может лишь доб ровольно подчиниться судьбе.

Государство - мировое сообщество людей.

Политика и право становятся предметом исследо вания. Сложная социальная структура полисов тре бовала выработки полноценного законодательства. Последнее должно было регламентировать все сфе ры жизнедеятельности общества.

Одними из ярких представителей античной политико- правовой мысли были софисты (от греч. sophistes - «мудрец». Школа софистов сложилась в Афинах во вто рой половине V в. до н. э. Это был период наивысшего расцвета Афинской рабовладельческой демократии. Ее отличительная черта: все свободные граждане полиса мужского пола принимали непосредственное участие в управлении государством. Каждый гражданин в тече ние жизни занимал более или менее значимый пост в по лисе. Софистами называли учителей ораторского искус ства, учивших за плату красноречию. Этот навык был необходим для публичных выступлений и в суде.

Софисты считали, что учащийся должен овладевать широким спектром знаний. Самой главной софисти ческой дисциплиной была риторика. Первоначаль но софисты учили приемам доказательства и опро вержения. Они открыли целый ряд логических принципов. Но они пошли по пути изобретения уло вок, полезных в спорах.

Для софистов характерен релятивизм в понима нии проблемы истины и всех ценностей вообще. Спра ведливость высказывания или поступка можно оце нить, лишь учитывая все обстоятельства, - время, место, условия, состояние человека и т. д. Соответ ственно, и законы есть некая максимально обобщен ная сумма всех представлений о благе.

<< | >>
Источник: Халин К.Е.. Шпаргалка по истории политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 9. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА:

  1. 10 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
  2. 8 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  3. 7. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ЗАРОЖДЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ; СОФИСТЫ)
  4. 9 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ ТЕОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ (ПЛАТОН, АРИСТОТЕЛЬ, ЭЛЛИНИЗМ)
  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ФАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ И ДРЕВНЕГО РИМА
  6. 3. Политико-правовые учения в Древней Индии
  7. 3 1 . ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ В ДРЕВНЕЙ РУСИ
  8. 5. ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  9. 6 ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ
  10. ХРОНОЛОГИЧЕСКИМ МИНИМУМ ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО РИМА
  11. Глава VI. История Древнего Рима
  12. 8. Чем отличалась культура Древнего Рима?