<<
>>

18. Политические идеи Илариона

«Слово о Законе и Благодати»(начало XI в.). Сравнение За кона и Благодати - зто противопоставление двух религиозных учений - иудаизма и христианства. «Благодать и Истина* - по нятия, обозначающие христианское учение, изложенное в Но вом Завете.

Воплощение - Христос, сын Божий, являющийся в наш мир именно Благодатью

Иудаизм - это религия, которая служит только иудеям; хри стианство - религия, призванная служить всем народам Закон Моисеев - это рабство, а Благодать и Истина - свобода. Ила- рион подчеркивает высокую ценность христианской религии в истории человечества. Бог посредством Благодати и Истины спас русских, привел их в истинный разум.

Похвала князю Владимиру органически выводится из этого сти - божественному установлению. Власть принадлежит об щине верующих либо ее пред&одителю (выборному ИЛИ Hfr следственному), единолично или при опоре на совет автори тетных знатогов религии и права. Смысл и основа власти - осуществление религиозных предписаний, а сама власть - что-то второстепенное и производное по отношению к праву Духовная и светская власти - еднны.

Сословий у духовенства нет, но есть °люди религии* - проповедники, знатоки и учителя богословия, теории и практики мусульманского права.

Сунниты. Утверждали, что халиф избран общиной или ее представителями. Признают Коран и Сунну, придерживаются религиозно-правовых правил. При разборе ряда дел поначалу допускался иджткхад - самостоятельное суждение авторитет

Главный упор делался на божественности не сана властителя, а его обязанностей Основная функция князя - защита православ ного христианства. Иаеальный князь в русском политическом сознании - это князь-труженик, князь-воин.

В Киевской Руси глава государства - распространитель христианства и в некотором смысле даже создатель церковной организации.

От русских князей во многом зависела судьба христианской религии и церкви на руси. Поэтому церковные деятели проявляли особую заботу о мировоззрении князей.

Киевская Русь по началу - полиэтническое государство. Княжеская власть обязывается строго следовать канонам ре-лигии, которую она сама же выбрала. Христианская церковь выступала за усиление центральной государственной власти и признания высокой ценности христианства для Руси. Иларион подразумевал, что этот князь выступал в качестве не только главы государства, но и духовного пастыря своею народа Первая заслуга Владимира - распространение на Руси право славной веры - блзговерия. Сила православной веры заключа ется в теснейшем союзе ее - сопряженности - с государствен ной власти. За поддержку православной веры носитель государственной власти получает спасение души от смерти и освобождение от бремени грехов, венец славы небесной и вечную память в потомках.

Поддержка князем православной веры не может способст вовать упрочению и расширению его политической власти Православие, скорее, ограничивает власть главы государства ных правоведов, подчиненное определенным приемам и пра вилам. к которым относятся кияс (суждение по аналогии) и ИФша (единодушное мнение знатоков права). В суннизме к X в. сложилось несколько мазхабоа (религиозно-правовые школы) Суннизм - преобладающее течение ислама. Происхо дит изменение трактовки власти: халифы объявляются намест никами самого Аллаха - перепоручение светской власти султа нам и змирам - халифы - султаны в Оттоманской империи

Шииты. Признают законными халифами только четвертого халифа Али (родственника Мухаммеда) и его прямых потомков, считают их власть божественным установлением и отстаивают принцип передачи власти по наследству. Вера в скрытого има ма (12-ый шиитский халиф), который должен явиться как махди

х

Ф

всячески стремилась сохранить единство государственной ор ганизации. Государственная власть и христианская церковь оказывались как бы в симбиозе, усиление одного из них не ос-лабляло другого, а усиливало.

Русские мыслители не отделяли государство от церкви и церковь от государства, отводя госу дарству светские дела, а церкви - религиозные.

Русские князья описываются в летописях не только как пол ководцы. но и как подвижники культурного поприща и часто прославляются именно в последнем качестве. Они воистину являлись пахарями и сеятелями на ниве русской культуры. Эта деятельность являлась традицией, переходила по наследству вместе с властными полномочиями.

*

Согласно Илариону князь Вл адимир до принятия православия обладал всей полнотой единоличной государственной власти. После принятия православия русский князь изображался вер шащим государственную власть уже не единолично, а с епис копами

Иларион в сущности ничего не говорит о богоизбранности князя или о божественном происхождении государственной власти. Божественное происхождение имеет не власть верхов ного правителя в государстве, а разум в сердце его.

Власть надлюдьми князь получает не от Бога, а по наслед ству от славных предков своих - русских князей. Княжескую

власть Иларион понимал не столько в качестве совокупности

* • (как иудео-христианская мессия) и наполнить мир справедли востью. «Врата ццжтихада» открыты всегда. Шииты противо стояли господствующим династиям.

Хариджиты. Халифом может быть избран любой мусуль манин. Настаивали на реальной выборности халифов и их от-ветственности перед общиной верующих. Отстаивали равен ство мусульман. Каждая община может выбрать себе имама - халифа и сместить его. Создавали длительно существовавшие государственные образования Религиозный фанатизм и рели гиозные убийства ослабляли силу их движений, часто вели их к расколам на враждующие между собой секты.

Церковь зачастую находила в русских князьях пример для подражания. Князь выступает не только как внешний по отно шению к духовной культуре инструмент, но и как лицо, само преображающееся в результате собственной культурной дея тельности.

Выступая в качестве духовной силы, государственная власть должна обладать идеологическими инструментами (об-раз святых мучеников князей Бориса и Глеба).

Политические идеи исключали спокойное логическое рас суждение, атакже форму сухого научного трактата. Русская по литическая мысль зарождалась с появлением среди русских сознания ответственности за судьбу своего отечества, Русской земли, государства.

властных полномочий или высшего сана - самого высокого ме ста в общественной иерархии, а скорее в качестве поля дея тельности, процесса свершения благих дел для Русской земли. Переход княжеской власти по наследству представлялся не столько в виде наследования высшей государственной долж ности, сколько в вцде наследования деятельности, продолже ния благодеяний, совершенных предшественником.

Происходит преемственность, традиционность благоде тельной для народа политики государственной власти. Илари он поддерживал благотворные для русского общества тенден ции в политике верховной государственной власти.

<< | >>
Источник: Иваньков А.Е., Иванькова М. А.. История политических и правовых учений. 2005

Еще по теме 18. Политические идеи Илариона:

  1. 2. Политические идеи Средневековья и Возрождения
  2. 3. Политические идеи Нового времени
  3. 23. Реформация и политические идеи нового времени
  4. 19. Политические идеи Владимира Мономаха
  5. 2. Политические идеи средневековья и эпохи Возрождения.
  6. 20. Политические и правовые идеи «нестяжательства»
  7. 23. Политические и правовые идеи И.С. Пересветова
  8. 33. Политические и правовые идеи патриарха Никонаи протопопа Аввакума
  9. ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ИСТОРИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ
  10. *12. Политические и правовые идеи первоначального христианства
  11. 34. Политические и правовые идеи Юрия Крижаннча
  12. Тема 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ И УЧЕНИЯ В РОССИИ XI-XX ВВ.
  13. 2. Политические идеи в России XVII - первой половины XIX в.
  14. 3. Политические идеи в России второй половины XIX - первой половины XX в.
  15. Глава 2. ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ "ГРЕКО-ПРАВОСЛАВНОЙ ИДЕИ"
  16. Дискуссия «Политические партии России: участники политического процесса или "пятое колесо" политической системы?»
  17. 13.2. Обоснование идеи проекта
  18. НОВЫЕ ИДЕИ
  19. § 3. Идеи правового государства в XX в.
  20. 54 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА