<<
>>

30 НЕОКАНТИАНСТВО И ШКОЛА «СВОБОДНОГО ПРАВА»

В 1860-х гг. в Германии возникает новое течение в философской и политико-правовой мысли - неокантианство. К концу XIX в. сложились две основные школы неокантианцев:

фрейбургская (Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт и др.);

марбургская (Герман Коген, Павел На-торп идр.).

Появлению неокантианства во многом способствовали публикации

трудов Э.

Целлера. Представитель Марбургской школы Рудольф Штаммлер (1856-1938) критикует материалистический подход к историческому процессу. Он отвергает марксовский детерминизм. Он считает, что история рождается при помощи реализации людьми своей воли.

Уровень развития общества определяется не совершенством орудий труда, а степенью выражения воли людей. Результатом такого выражения может служить лишь право.

Право - фактор, регулирующий жизнь людей. Естественное право обусловлено историческими событиями и по ходу развития общества может трансформироваться. Поэтому есть абстрактный правовой идеал. Приблизиться к такому идеалу возможно через моральное совершенствование.

Представители школы «свободного права» (Герман Канторович, Эрнст Фукс, Евгений Эр-лих) стремились преодолеть такую догматическую ограниченность.

Текст закона не может быть однозначным и фиксированным. Это лишь модель ситуации или общества в целом, каким оно должно быть. Единственным источником закона должна быть практика. Последняя охватывает сферы общественного сознания и мнения, традиции и интересы людей. Правовые нормы невозможно применять исключительно логически. Эмоции также принимают участие в формировании понятия о правосудии. Такое понятие закона сближается с неокантианским. У всех у них закон является результатом действия свободной воли людей. Однако это не означало отрицания значимости закона.

Е. Эрлих полагал практику единственным способом выработки законов. Если закон становится нормой жизни, значит, он имеет право на существование. Само право возникает внутри общественных союзов - в семье, профсоюзе и т. д. Нормы возникают в процессе внутренних взаимоотношений. Для регулирования организационных отношений создаются так называемые нормы первого порядка, для поддержания существования союза - нормы второго порядка (они поддерживают нормы первого). В результате их взаимодействия формируется «живое право». Им руководствуются люди в своем повседневном поведении.

По Эрлиху, закон должен обеспечить реализацию прав людей в рамках живого права. Система правосудия призвана опираться на толкование закона квалифицированными юристами. Система законов не является какой-либо догмой, обязывающей к буквальному исполнению. Она пластична и изменчива.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 30 НЕОКАНТИАНСТВО И ШКОЛА «СВОБОДНОГО ПРАВА»:

  1. 26. НЕОКАНТИАНСТВО И ШКОЛА «СВОБОДНОГО ПРАВА».НЕОКОНСЕРВАТИЗМ И НЕОЛИБЕРАЛИЗМ
  2. 2. Отечественная школа права. Периодизация отечественной истории государства и права
  3. ПОЗИТИВНАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА
  4. 45. Историческая школа права. Гуго, Пухта, Савиньи
  5. Классическая школа уголовного права, ведущая начало от Беккарна. — Пенитенциарная классическая школа, ведущая начало от Говарда. — Применение позитивного метода в уголовном праве. — Параллель с медициной и политической экономией. — Смягчению наказаний противополагается уменьшение преступлений, а абст-рактному изучению преступления как явления юриди-ческого противополагается позитивное изучение пре-ступления как естественного социального явления.
  6. 59. ТРАКТОВКА ПОЗНАНИЯ В НЕОКАНТИАНСТВЕ
  7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИ-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ НЕОКАНТИАНСТВА Л. И. ПЕТРАЖИЦКОГО
  8. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССКОГО НЕОКАНТИАНСТВА
  9. Глава 8СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ РУССКОГО НЕОКАНТИАНСТВА
  10. 7. ПОНЯТИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ПРАВА, ЕГО МЕСТО В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО ПРАВА