<<
>>

21 И. КАНТ И Г. ГЕГЕЛЬ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник классической немецкой философии. Основные работы: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения».

Политико-правовые взгляды отражены в «Метафизике нравов» и «Идее всеобщей истории во всемирно-гражданском плане».

Главный закон существования людей - категорический императив. Закон ценен сам по себе, а не из соображений выгоды. Право опирается на принуждение, силу и на законодательную базу. В сфере правовых отношений реализация прав одним субъектом влечет за собой ущемление прав других. Люди руководствуются не долгом, а своими интересами. Если право господствует над моралью, общество антагонистично.

Изначально человеку присущи не свобода личности, а свобода морального выбора. До возникновения государства человек имеет только естественные права. Только при поддержке государства они преобразуются в публичные.

Государство - соединение людей в рамках законов. Главный признак государственности - верховенство закона.

Всякое государство должно базироваться на принципах правопорядка и народного суверенитета.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) также рассматривает теоретические проблемы политического и правового устройства общества.

Государство и право Гегель делает предметом философии духа. Гегель считает, что в развитии общества и его институтов существует объективная закономерность. Законы всегда позитивны. Поэтому естественное право оказывается неким постоянным установлением. Отправным пунктом гегелевской идеи права является тезис о всеобщей свободе, которой наделен человек. В сфере права господствует не индивидуальная воля, а коллективная, всеобщая. Она требует от

индивида соотносить свои поступки с долгом гражданина. Так индивидуальная свобода согласуется с необходимостью.

Право есть царство осуществленной свободы.

Право проходит три этапа развития:

абстрактное право - сфера имущественных отношений и преступлений против личности. Оно имеет формальный характер;

мораль, придающая предписаниям формального права позитивное содержание. Человек начинает осознавать свои поступки. Свобода в морали сосредоточена в способности осмысливать свои поступки;

нравственность: люди суммируют свои действия в соответствии с общими целями. Возникает сначала семья, затем гражданское общество и затем государство. Гражданское общество - результат отношений частной собственности. В рамках гражданского общества существуют три сословия (в зависимости от рода занятий):

землевладельческое (крестьяне, помещики);

промышленное (рабочие, владельцы фабрик);

всеобщее (чиновники).

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 21 И. КАНТ И Г. ГЕГЕЛЬ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ:

  1. 17. И. КАНТ И Г. ГЕГЕЛЬ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  2. 44. Учение Гегеля о государстве и праве
  3. 19 АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ XVII В. О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  4. 15. АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ XVII В. О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  5. 5 ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
  6. 4. ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
  7. 38 РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В
  8. 34. РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙО ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII В.
  9. § 2. Концепции правового государства Нового времени.Кант. Дайси
  10. 43. Учение И. Канта о праве и государстве
  11. 52. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.
  12. Вопрос 52. Изменения в праве в XX в
  13. 16 УЧЕНИЕ Г. ГРОЦИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  14. 58. Учение о праве и государстве Г. Шершеневич*
  15. 30. Учение Томаса Гоббса о государстве и праве
  16. 66. А. Н. Радищев о праве и государстве
  17. 32. Учение Дж. Локка о праве и государстве
  18. 11 АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
  19. 10. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ