<<
>>

11 АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

В I в. н. э. в Римской империи возникло христианство. Влияние новой религии усиливалось, и уже в IV в. н. э. римским императорам пришлось считаться с христианской церковью. Император Константин объявил новую религию полноправной, а в 324 г.

- господствующей.

Согласно христианской доктрине власть церкви - это наивысшая власть, так как перед нею преклоняют колени даже сильные мира сего, а Иоанн Златоуст (345-407) говорил, что многие цари в истории были наказаны за вмешательство в дела церкви.

Августин Блаженный Аврелий (354-430) - известный теолог и философ, представитель западной патристики того времени. Его наиболее значительные сочинения - «Исповедь» и «О граде Божьем».

Августин полагает, что в мире существуют два града «нечестивцев и праведников». Те, кто живут в согласии с христианским Богом, образуют «Град Божий»; другие - «Град земной». Граждане «Града земного» на земле - это повелители. Гражданин «Града Божьего» подобен страннику и пилигриму. Первый будет осужден к вечному проклятью, второй - к вечному спасению.

Основателем «Града Земного» был братоубийца Каин. Земное государство - создание рук человеческих и его временная цель. Это государство создано и держится путем насилия и принуждения. Источник рабства - это прегрешение сына Ноя Хама, а источник рабства отдельных людей - это военный плен. Государство оправдывает свое существование поддержанием социального порядка, и только Церковь осуществляет право, несет пользу, истинную справедливость, мир и покой. Августин считает, что назначение благого государства заключается в служении Церкви. Благое государство направляет мир земной к миру небесному и сохраняет единство образа человеческих мыслей и желаний с установлениями Церкви. Так происходит разделение земных государств на праведные и неправедные. Праведными государствами управляют христианские государи, а не праведными - язычники и безбожники. Августин считает,

что христианское государство - это образец «Града земного», и такое государство является лучшим на земле.

Зло Августин видит в свободной воле людей, которая влечет людей от единства к множеству. Как таковое зло не существует, оно только лишь недостаток добра. Злу всегда предается только обладающий свободной волей человек.

Одной из проблем патристики того времени была проблема теодицеи (оправдания Бога), которая заключалась в ответе на вопрос, почему в мире, созданном Богом, возможно зло.

<< | >>
Источник: В.В. Баталина. История политических и правовых учений. 2008

Еще по теме 11 АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ:

  1. 10. АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ
  2. 52. Учение Р. Иеринга о праве и государстве.
  3. 44. Учение Гегеля о государстве и праве
  4. 30. Учение Томаса Гоббса о государстве и праве
  5. 58. Учение о праве и государстве Г. Шершеневич*
  6. 16 УЧЕНИЕ Г. ГРОЦИЯ О ПРАВЕ И ГОСУДАРСТВЕ
  7. 66. А. Н. Радищев о праве и государстве
  8. 43. Учение И. Канта о праве и государстве
  9. 32. Учение Дж. Локка о праве и государстве
  10. 39. Учение 111. Монтескье о государстве и праве
  11. 36 УЧЕНИЯ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ В ПЕРИОД ВОЦАРЕНИЯ КНЯЗЕЙ МОСКОВСКИХ
  12. 13. Политико-правовые учения Августииа Блаженного
  13. 72. ИСТОРИОСОФИЯ АВГУСТИНА
  14. Вопрос 52. Изменения в праве в XX в
  15. 21 И. КАНТ И Г. ГЕГЕЛЬ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  16. 17. И. КАНТ И Г. ГЕГЕЛЬ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  17. 19 АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ XVII В. О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  18. 15. АНГЛИЙСКИЕ И ГОЛЛАНДСКИЕ МЫСЛИТЕЛИ XVII В. О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ
  19. 4. ЗАРОЖДЕНИЕ УЧЕНИЙ О ПОЛИТИКЕ И ПРАВЕ НА ДРЕВНЕМ ВОСТОКЕ
  20. Ограничения в праве на получение вычета