<<
>>

2.3. «Старый» институционализм

Чтобы дать более полную картину «старого» институциона- лизма, обратимся к наиболее ярким представителям этого научного направления: К. Марксу, Т. Веблену, К. Поланьи и Дж.К. Гэлбрей- ту23.
Маркс в «Капитале» (1867) достаточно широко использовал^и метод холизма, и тезис институционального детерминизма. Его теория фабрики, равно как и теория первоначального накопления капитала, наиболее наглядны с этой точки зрения. В своем анализе возникновения машинного производства Маркс обращает внима­ние на влияние, которое оказывают организационные формы на процесс производства и обмена. Система отношений между ка­питалистом и наемным рабочим определяется организационной формой, которую принимает разделение труда24: естественное разделение труда кооперация мануфактура и производство абсолютной прибавочной стоимости —> появление частичного ра­бочего —> появление машин —> фабрика —> производство относи­тельной прибавочной стоимости.

Аналогичным образом в анализе первоначального накопления можно увидеть институциональный подход25, а точнее — один из вариантов институционального детерминизма, легальный детер­минизм.

Именно с принятием ряда законодательных актов — актов королей Генрихов VII и VIII, Карла I об узурпации общест­венных и церковных земель, законов против бродяжничества, зако­нов против увеличения заработной платы — стали формироваться рынок наемного труда и система капиталистического найма. Та же мысль развивается и Карлом Поланьи, который утверждает, что именно вмешательство государства лежало в основе формирования национальных (в отличие от локальных) рынков ресурсов и рынка труда. «Внутренний рынок был повсеместно создан в Западной Европе посредством государственной интервенции», его возник­новение не являлось результатом естественной эволюции локаль­ных рынков26.
Этот вывод особенно интересен в связи с нашим собственным анализом, показавшим глубокую пропасть, разделя­ющую локальный рынок и рынок с централизованным ценообра­зованием 27.

Т. Веблен в своей «Теории праздного класса» (1899) дает при­мер применения методологии холизма к анализу роли привычек. Привычки являются одним из институтов, задающих рамки пове­дения индивидов на рынке, в политической сфере, в семье. Так вот, поведение современных людей выводится Вебленом из двух очень древних привычек, которые он называет инстинктом сопер­ничества (желание опередить других, выделиться на общем фоне) и инстинктом мастерства (предрасположение к добросовестному и эффективному труду). Инстинкт соперничества лежит, согласно этому автору, в основе собственности и конкуренции на рынке28. Этот же инстинкт объясняет так называемое «демонстративное потребление», когда индивид ориентируется в своем выборе не на максимизацию собственной полезности, а на максимизацию сво­его престижа в глазах других. Например, выбор машины зачастую подчинен такой логике: потребитель обращает внимание не столько на цену и на технические характеристики, сколько на престиж, который обеспечивает обладание определенной маркой автомобиля.

Наконец, к старому институционализму можно отнести Дж.К. Гэлбрейта и его теорию техноструктуры, изложенную в кни­гах «Новое индустриальное общество» (1967) и «Экономические теории и цели общества» (1973). Как и в нашем анализе пределов применимости неоклассического подхода, Гэлбрейт начинает с вопросов информации и ее распределения среди участников обмена. Его главный тезис — на современном рынке никто не обладает всей полнотой информации, знания каждого носят специализиро­ванный и частичный характер. Полнота информации достигается только с помощью объединения этих частичных знаний в рамках организации или, как ее называет Гэлбрейт, техноструктуры29. «Власть перешла от отдельных личностей к организациям, облада­ющим групповой индивидуальностью»30. А далее следует анализ влияния, которое оказывает техноструктура на поведение индиви­дов, т. е. характеристики индивидов рассматриваются в качестве функции институциональной среды. Например, потребительский спрос выводится из интересов роста корпораций, активно использу­ющих для убеждения потребителей рекламу, а не из их экзогенных предпочтений31.

<< | >>
Источник: Олейник А.Н.. Институциональная экономика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, - 416 с. - (Серия «Выс­шее образование»).. 2002

Еще по теме 2.3. «Старый» институционализм:

  1. Лекция № 2 ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ: «СТАРЫЙ» И «НОВЫЙ» ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
  2. Что такое «Старый порядок»?
  3. 2.2. «Дерево» институционализма
  4. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ И ЗАВТРА
  5. Б. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
  6. 52. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ
  7. 54 ПОЛИТИ КО-ПРАВОВЫЕ ИДЕИ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМА
  8. старый король уголь низложен
  9. Глава 1. Старый порядок в Западной Европе и Америке
  10. 2.2. Принципы институционализма
  11. Темы докладов и рефератов
  12. Стратегия проникновения на рынок