<<
>>

1.3. Homo oeconomicus

Еще одна предпосылка применимости неоклассических моделей к анализу реальных рынков заключается в соответствии соверша­ющих выбор людей идеалу homo oeconomicus. Хотя сами неоклассики уделяют этому вопросу недостаточное внимание, ограничиваясь ссылками на рациональность и на отождествление человека с со­вершенным калькулятором, неоклассическая модель предполагает вполне конкретный тип поведения людей.
Интерес к поведению участников сделок на рынке характерен уже для основателя клас­сической экономической теории Адама Смита, являющегося авто­ром не только «Исследования о природе и причинах богатства народов» (1776), но и «Теории нравственных чувств» (1759). Каков же портрет идеального участника сделок на неоклассическом рынке?

Во-первых, он должен быть целерационален. Вслед за Максом Вебером целерациональное поведение понимается как «ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» и «средств» для достижения своей рационально поставленной и про­думанной цели»9.

Целерациональный человек свободен в выборе как целей, так и средств для их достижения.

Во-вторых, поведение homo oeconomicus должно быть утили­тарным. Иными словами, его действия должны быть подчинены задаче максимизации удовольствия, полезности. Именно полез­ность становится основой человеческого счастья Следует разли­чать две формы утилитаризма — простой и сложный. В первом случае человек просто нацелен на задачу максимизации своего удовольствия, во втором же он связывает сумму получаемой по­лезности со своей собственной деятельностью. Именно осознание связи между полезностью и деятельностью характеризует идеаль­ного участника рыночного обмена.

В-третьих, он должен испытывать чувство эмпатии в отноше­нии к другим участникам сделки, т.

е. он должен уметь поставить себя на их место и взглянуть на происходящий обмен с их точки зрения. «Так как никакое непосредственное наблюдение не в силах познакомить нас с тем, что чувствуют другие люди, то мы и не можем составить себе понятия об их ощущениях иначе, как пред­ставив себя в их положении»11. Причем от эмоционально окра­шенной симпатии эмпатию отличает беспристрастность и нейт­ральность: мы должны уметь поставить себя на место человека, который может быть и лично неприятен.

В-четвертых, между участниками сделок на рынке должно су­ществовать доверие. Никакая, даже самая элементарная сделка на рынке не может быть осуществлена без хотя бы минимального доверия между ее участниками. Именно в существовании доверия заключается предпосылка предсказуемости поведения контрагента, формирования более или менее устойчивых ожиданий касательно ситуации на рынке. «Я доверяю другому, если думаю, что он не обманет моих ожиданий об его намерениях и об условиях совер­шаемой сделки». Например, любая сделка с предоплатой 12 стро­ится на основе уверенности покупателя в выполнении продавцом своих обязательств после осуществления им предоплаты. Без вза­имного доверия сделка будет казаться нерациональной и никогда не будет заключена.

Наконец, участники сделок на рынке должны обладать способ­ностью к интерпретативной рациональности, являющейся своего рода синтезом вышеизложенных четырех элементов. Интерпрета- тивная рациональность включает, с одной стороны, способность индивида сформировать верные ожидания относительно действий другого, т. е. правильно интерпретировать намерения и планы по­следнего. В то же время к индивиду предъявляется симметричное требование: облегчать понимание другими его собственных наме­рений и действий 13. Почему на рынке важна именно интерпрета- тивная рациональность? Без нее участникам обмена невозможно найти оптимальное решение в ситуациях типа «дилеммы заклю­ченных», возникающих всегда, когда сделки касаются производства и распределения общественных благ.

Предпосылками интерпретативной рациональности является существование фокальных точек, спонтанно выбираемых всеми индивидами вариантов, и соглашений, общеизвестных вариантов поведения индивидов 14.

Спонтанный выбор одних и тех же вари­антов из определенного набора альтернатив возможен лишь в рам­ках социально однородных групп или в рамках одной и той же культуры. Действительно, фокальные точки связаны с наличием общих точек отсчета в действиях и оценках, общих ассоциаций. Примером фокальной точки является общепринятое в городе или здании место встречи. Что касается соглашений, то речь идет об общепринятом в той или иной ситуации варианте поведения. На­личие соглашений позволяет индивидам вести себя так, как этого ожидают окружающие, и наоборот. Соглашением регулируется, например, общение случайных попутчиков в поезде. Оно опреде­ляет темы разговоров, допустимую степень открытости, степень уважения интересов другого (в вопросах шума, света) и т. д.

фокальная точка — спонтанно выбираемый всеми по­падающими в дайную ситуацию индивидами вариант пове-

, Соглашение регулярность Я в поведении группы ин­дивидов Р в часто: возникающей ситуации 5, если выполня­ются шесть следующих условий:

1) каждый подчиняется Я; ,

2) каждый думает, что все другие подчиняются Я;

3) вера в то, что другие выполняют предписание Я, явля­ется для индивида главным стимулом тоже его выполнять;

4) каждый предпочитает полное соответствие R соответ­ствию частичному;

5) R не является единственной регулярностью в поведе­нии, удовлетворяющей условиям 1-4;

6) условия с 1-го по 5-е являются общеизвестными (common knowledge).

Выводы. Подводя итог обсуждению пределов применимости неоклассических моделей рынка, напомним основные из них. Структура рынка близка к совершенно конкурентной; ценообра­зование на рынке либо централизовано, либо носит локальный характер, ибо только в этом случае на рынке свободно циркулирует вся информация и она доступна всем участникам сделок; все участники сделок близки по своему поведению к homo oeconomicus. Делая вывод о существенном снижении сферы применимости нео­классических моделей, нетрудно заметить другую, более серьез­ную проблему.

Приведенные выше требования противоречат друг другу. Так, модель локального рынка противоречит требованию достаточно большого, потенциально ничем не ограниченного числа участников сделок (условие совершенной конкуренции). Если же мы возьмем случай централизованного ценообразования, то оно подрывает взаимное доверие между самими участниками сделки. Главное здесь — не доверие на «горизонтальном» уровне, а «верти­кальное» доверие к аукционисту, в какой бы форме он ни сущест­вовал 15. Далее, требование минимальной зависимости участников сделок противоречит норме эмпатии и интерпретативной рацио­нальности: становясь на точку зрения контрагента, мы частично отказываемся от своей автономии и самодостаточности в принятии решений. Этот ряд противоречий может быть продолжен. Следо­вательно, интерес к таким факторам, как организация рынка, поведение людей на рынке, не только ограничивает сферу при­менимости неоклассической модели, но и ставит ее саму под со­мнение. Появляется потребность в новой теории, способной не только объяснять существование указанных ограничений, но и принимать их во внимание при построении модели рынка.

<< | >>
Источник: Олейник А.Н.. Институциональная экономика: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, - 416 с. - (Серия «Выс­шее образование»).. 2002

Еще по теме 1.3. Homo oeconomicus:

  1. 3.1.Homo economicus: важнейшие характеристики
  2. КАК СОЗДАТЬ HOMO MOTIVUS (ЧЕЛОВЕКА «ХОТЯЩЕГО»)?
  3. ТРЕНИНГ:HOMO MOTIVUS РОДИЛСЯ!
  4. ПОДГОТОВКА ТРЕНИНГА: HOMO MOTIVUS В ЗАРОДЫШЕ
  5. ПОСЛЕ ТРЕНИНГА: УСЛОВИЯ КОМФОРТНОГО ОБИТАНИЯ HOMO MOTIVUS
  6. Вопросы для повторения
  7. 4.3. Теория неполной рациональности: когнитивные ограничения рационального выбора
  8. 4.1. Социологический аргумент: экзогенный характер рациональности
  9. 4 МОДЕЛИ ЧЕЛОВЕКА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
  10. Социология и биология, в частности экология
  11. Дополнительная литература
  12. Темы докладов и рефератов
  13. 4.1. Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в. н.э.)
  14. 4.1. Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в. н.э.)
  15. 4.1. Древнейшие поселения на территории нашей страны (от возникновения до VI в. н.э.)
  16. ИТОГИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ИСТОРИИ
  17. 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРІЮГО КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА
  18. 2.2. Принцип рациональности деятельности «человека экономического»