<<
>>

Учение о среде жизнедеятельности человека

Хозяйственная деятельность отдельного человека, их групп и общества в целом осуществляется при определенных условиях, в определенной обстановке, экономической среде.

Учение о хозяйственной деятельности человека выделяет есте­ственную и социальную среду.

Это объясняется тем, что в своей хозяйственной деятельности люди ограничены и обусловлены: во- первых, природой; во-вторых, общественной организацией. Есте­ственная среда определяет естественные условия хозяйствования. Сюда относятся климатические и почвенные условия, условия на­следственности, численность населения, качество питания, жили­ща, одежды и др. Мы уже знаем, что человек осуществляет свою деятельность в условиях естественной ограниченности ресурсов. Так, площадь земного шара равна 510,2 млн кв. км, причем большая часть (3/4) приходится на моря и океаны. При этом различны по­чвенные условия земной коры, ограничен объем полезных ископа­емых, разнообразны флора и фауна — все это определяет условия хозяйствования.

Весьма существенную роль при достижении определенных хо­зяйственных результатов играет наследственность. В Древней Спар­те убивали детей слабого телосложения, а на острове Кандии су­ществовал закон, согласно которому отбирались молодые люди обоего пола, отличающиеся красотой и силой, их принуждали всту­пать в брак с тем, чтобы улучшить “породу” людей. Наука сегодня безусловно признает закон наследственности. Дети наследуют не только внешнее сходство, но и психологические качества, не толь­ко здоровье, но ряд болезней. Бедность, сопряженная с плохим питанием, плохие гигиенические условия выражаются в росте смер­тности и заболеваний не только настоящего, но и будущего по­колений. Важно помнить, что все меры по улучшению наследствен­ности оказывают свое благотворное влияние не сразу, а постепенно.

С позиции современной науки о жизнедеятельности людей в ес­тественной среде необходимо учитывать и связь человека с космо­сом. Мысль о жизни и жизнедеятельности людей как космическом явлении существовала уже давно. В конце XVII в. голландский уче­

ный Х.Гюйгенс в своей работе “Космотеорос” отмечал, что жизнь — космическое явление. Эта идея получила всестороннее развитие в работах русского ученого В.И.Вернадского о ноосфере.

Отделить человека от природы можно только мысленно. Ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все они неразрывно и непрерывно связаны прежде всего питанием и дыханием с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать и тем более зани­маться хозяйственной деятельностью не могут. Материально Земля и другие планеты не уединены, а находятся в общении. Космичес­кое вещество попадает на Землю и оказывает влияние на жизнеде­ятельность людей, а земное (результат этой жизнедеятельности) уходит в космическое пространство — так называемое “дыхание Земли”. Состояние биосферы всецело зависит от жизнедеятельнос­ти на Земле. Усиление сознания, мысли в хозяйственной деятель­ности людей, создание форм, все более усиливающих влияние жизни на окружающую среду, ведут к новому состоянии биосферы — но­осфере (разумный слой вокруг нашей планеты).

Биологическое единство и равенство всех людей — это закон природы. Отсюда осуществление идеала равенства, а в хозяйствен­ной жизни — закономерное и неизбежное стремление к принци­пам социальной справедливости.

В XX в. человечество в процессе своей жизнедеятельности стало единым целым, ибо сегодня нет ни единого уголка Земли, где бы человек не мог жить и работать, расширились обмен информаци­ей, сообщение с помощью радио, телевидения, ЭВМ и т.д. Все это стало возможным благодаря технике, созданной человеком. В этих условиях на первый план выдвигаются общечеловеческие ценнос­ти, и в развитии мировой экономики главными проблемами явля­ются глобальные общечеловеческие проблемы: экология, освоение космоса и океана, разоружение, обеспеченность энергией, сырь­ем, продовольствием и др.

Хозяйственная деятельность людей осуществляется в рамках оп­ределенных правил игры, основными из которых является отноше­ния собственности.

Именно эти отношения и определяют соци­альную среду хозяйственной деятельности, что находит свое выра­жение в результатах хозяйствования. А.Смит писал, что “человек, который не в состоянии приобретать никакой собственности, не может иметь никаких интересов, кроме как есть побольше и рабо­тать поменьше”. Мотивация к труду здесь или чрезвычайно слабая, или совсем отсутствует. Это теоретическое положение подтвержда­ется практикой хозяйствования стран, где до недавнего времени преобладала “ничейная” общественная собственность. Частная соб­ственность создает условия свободной конкуренции и побуждает к инициативному, творческому и более результативному труду.

Существенное влияние на условия хозяйственной деятельности оказывают различного рода государственные организации, устанав­ливающие законы, правила хозяйствования, регламентирующие условия трудовой деятельности, а также общества, товарищества, партии и профсоюзы, требующие улучшения условий труда и дру­гие экономические институты. Замена бюрократической системы хозяйствования свободными учреждениями как бы “очищает” со­циальную сферу, освобождая хозяйственников от гнетущего чув­ства связанности и подчинения, пробуждая в них личную инициа­тиву, деловой размах, а у наемных рабочих воспитывает чувство собственного достоинства, приучает к последовательному и настой­чивому, хотя и более спокойному и корректному отстаиванию сво­их интересов.

Отношения собственности порождают дифференциацию про­изводителей, появляются бедные и богатые. Воспитание, образова­ние и средняя продолжительность жизни в этих социальных груп­пах различны. Воспитание и образование, содействуя физическому и умственному развитию, делают человека более способным к тру­ду и отражаются на наследственности. Французский доктор Дипсон показал, что средняя продолжительность жизни богатых в конце XIX в. составляла 57 лет, а бедных — 37 лет. В России в конце XX в. средняя продолжительность жизни составляла 59 лет.

Отношения собственности во многом определяют и условия труда.

Еще древние понимали, что человек не может трудиться без отды­ха. Заповедь Моисея гласит, что седьмой день недели должен по­свящаться отдыху: “Не делай в оный день никакого дела, ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих”.

Стремление к “неразумному” увеличению рабочего дня вызвано ошибочной уверенностью, что прибыль зависит от длины рабочего дня (на этом тезисе построено учение К. Маркса о прибавочной стоимости). Несомненно то, что человек может и должен работать без ущерба для своего организма только определенное количество часов в день. Предполагается, что в течение суток человек должен работать 8 часов, спать 8 часов и отдыхать 8 часов. Если это соотно­шение нарушается (увеличиваются часы работы), то человек со­кращает жизненный период, в течение которого он будет способен к труду, и сделается жертвой преждевременной смерти.

Таким образом, поведение “экономического человека” опреде­ляется не только естественными, но и социальными условиями, а следовательно, не только общественными законами, но и закона­ми биологии, космосом и всей системой законов естествознания. Отличие же экономических законов от законов природы состоит в том, что первые проявляются через деятельность людей, которые обладают сознанием и, как правило, в среднем как тенденции но­сят (большинство из них) исторически приходящий характер.

1.

<< | >>
Источник: М. А. Сажи­на, Г. Г. Чибриков. Экономическая теория : учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Нор­ма, — 672 с.: ил. 2008

Еще по теме Учение о среде жизнедеятельности человека:

  1. 45. Основные элементы жизнедеятельности человека. Значение режима труда и отдыха для гармоничного развития человека, его духовных и физических качеств.
  2. 2.1. Хозяйство как организация обеспечения жизнедеятельности общества
  3. 20.3. Конкуренция в экономической среде бизнеса
  4. § 2. Экстремизм в молодежной среде
  5. Закон неадекватности отображения человека человеком.
  6. 2. Права человека. Защита прав человека.
  7. Этнография в рыночной среде
  8. Мотивы этнического негативизма в молоджной среде.
  9. Религиозные и секулярные процессы в молодежной среде.
  10. 9.5.3. Дивидендная политика в идеальной финансовой среде